Мужчина и женщина:  два модуса человеческого существования

 

В Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Адриан совершил литургию в Оковецком кафедральном соборе. По окончании литургии управляющий Ржевской епархией поздравил православных христианок с Днем жен-мироносиц.  Далее владыка затронул тему, навеянную праздником – проповедь была посвящена  двум модусам человеческого существования, двум типам человеческой природы:  женщинам и мужчинам.

— Речь идет о разности, но совсем не о неравенстве, — подчеркнул епископ Адриан. —  Они разные – мужчина и женщина. Но это не значит, что они неравные. Вопрос о мужчине и женщине, поставленный в плоскости «равенство-неравенство» с христианской точки зрения —  это неверно поставленный вопрос. По аналогии: можно ли говорить о том, что более значительно – километр или килограмм? Это вещи несопоставимые. Когда мы говорим о мужчине и женщине, мы говорим о предназначенности того и другого к определенной функции в условиях земной жизни.

Разные предназначения, но в чем  разность?

Очевидно, она проявляется в специфике женской и мужской природы. Мужчины живут интеллектом, образно выражаясь, мужчины – это рассудок. У женщин напротив, женская природа связана с сердцем. Сердце – орган чувств, переживаний. То есть женское начало – это та половина, которая представляет по преимуществу чувственно-эмоциональную жизнь человека. В отличии от нее мужское начало олицетворяет по преимуществу рационально-волевую сторону человеческого существа.

Женщина —  это не восполнение природы человеческой, так же как и мужчина – не некая неполнота человеческой природы. Это два модуса существования человеческой природы, который имеет каждый свои функции. И в этом плане вопрос о равенстве просто отпадает.

Но грехопадение проявило себя и в отношениях двух полов. Два пола были сотворены, но они были едиными. Мы не можем судить сейчас  о характере того единства. Но разделение произошло,  осталось лишь стремление к былому единению.

Это стремление может особенно проявляться в юном возрасте, так называемая романтическая любовь. Когда есть настоящая любовь, тогда все прочее исчезает. Чистое чувство, некий слабый отголосок той чистоты отношений, которые были, и которые, возможно, будут. По описаниям в классической литературе, знаем, насколько этот отголосок может быть прекрасен.

Для чего Богом созданы два пола?  Одна из причин – репродуктивная функция, чтобы существовало человечество.

Вторая причина – брак дает возможность и ему, и ей, при правильном взгляде на жизнь, при правильном понимании христианства и спасения, дает возможность  увидеть, познать себя: свои грехи, страсти, слабости. И свою неспособность самому искоренить их из себя. Брак —  это потрясающая школа самопознания, терпения, мудрости, воспитания.

Суть брака – чтобы супруги увидели, насколько они несовершенны. Брак дает возможность увидеть свои недостатки и стремиться к тому, чтобы избавиться от них. Не от жены избавляться или от мужа, а от недостатков, которые во мне есть. Недостатки ближнего – зеркальное отражение моих недостатков. Брак – это ты воспитываешь себя, преобразуя в лучшего человека, через того, кто с тобой рядом находится.

Все это дает брак, но при условии правильного понимания. Там, где начинается обвинение друг друга, неуступчивость, эгоизм, там ни о каком самопознании речь идти не может. Эти два момента очевидны – почему Богом сотворено два модуса человеческого существования, два типа одной и той же человеческой природы.

Брак является некой вехой, указующей на ту главную добродетель, о которой христианство говорит постоянно. Это любовь. Брак показывает, что такое любовь, которая приобретается через совместное познание себя, через совместное понуждение себя к христианской жизни, искания Царства Божия.

— Только любовь делает единосущными  двух разделенных людей, делает их едиными, — заключил владыка.

Михаил Архангельский

 


Перейти к верхней панели