КАК ЭТО БЫЛО, или БЕЛЫЕ ПЯТНА РЖЕВСКОЙ ИСТОРИИ

 

К 800-летию города Ржева (1216-2016)

Еще в конце XIV столетия сам уезд и Ржев – первый градообразующий центр на Волговерховье, были приписаны к великому княжеству московскому и являлись владениями Дмитрия Иоанновича Донского.

В XV веке произошло разделение Ржевского Поволжья на две части, что объясняется важными обстоятельствами. В 1462 году по кончине великого князя московского Василия II (1415-1462) [Темного] (Васильевича, внука Дмитрия Донского) (1415-1462), которому ржевские земли принадлежали наследственно, волжские наделы приобрели новых хозяев.

Внуки великого князя Василия Темного старший Федор и младший Иван (сыновья Князя Бориса Васильевича Волоцкого, умер в 1494 году) — получили в наследство каждый по половине Ржевской земли: Федору достались левобережные владения (до 1513 года), Ивану — правобережье. Добавим, что князь Иван Борисович, кроме ржевских земель, унаследовал тогда еще и подмосковную Рузу.

Правобережье или Князь-Дмитровская (Ивановская) сторона стала так именоваться только в следующем столетии. Князь Иван Борисович (Рузский), который почил в начале 1504 года, не оставив прямых наследников, завещал ржевские земли великому князю Ивану III (1440-1505) [Васильевичу] – старшему сыну Василия II Васильевича Темного. Напомним, что его важнейшим достижением стало свержение татаро-монгольского ига. В 1485 г. к Московским теперь уже царским землям были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородская республика (1478), Тверское великое княжество (1485) и другие земли. Кроме того, в годы правления Ивана III развернулось большое каменное строительство в Москве (Кремль, его соборы, Грановитая палата); построены каменные крепости в Коломне, Туле, других важных оборонительных рубежных городах. К числу русских форпостов принадлежал и Ржев.

Стоит помнить, что духовным отцом князя Ивана был преподобный Иосиф Волоцкий (1439\40-1515) – основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, что и ныне находится неподалеку от г. Волоколамска. Именно стараниями о. Иосифа личный княжеский удел «Руза и половина Ржева» перешли не к Федору, а в казну Великого князя».

Иван III только два года являлся законным управителем ржевского правобережья. В 1505 году права на эти волжские земельные владения переходят к его сыну Дмитрию Ивановичу Жилке (ум. 1521 г.), который имел права на их наследования чуть больше 15 лет. По имени Дмитрия Ивановича волжское правобережье (Князь-Дмитровская сторона) обозначалось пять веков. Скажем, что и поныне ржевские старожилы в бытовом разговоре могут упомянуть этот старинный топограф.

Немалую роль на духовное строительство Ржевских земель оказывает Митрополит Макарий (1482 —1563, Москва) — русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года. Стараниями пастыря Ржевщина постоянно находилась в духовном окормлении первопрестольной. Это помощь в строительстве и подновлении храмов, строгое ведение церковных служб, надлежащий уход за церковными строениями.

Напомним, что в XV — XVI веках большая часть правобережья Волги относилась к патриарщим владениями («патриарша слобода», московская) и знаменитому Иосифо-Волоцкому монастырю, находившемуся тогда в своем расцвете. Как известно, именно в эту эпоху монастырские владения сильно приросли новыми территориями, вобравшими в свой состав более десяти уездов России.

Левая сторона Волги в Ржеве (ее «захолынская» часть, тверская) административно принадлежала Тверской кафедре. В 1522 году ее возглавил епископ Акакий (1482-1567) –постриженик Волоколамского монастыря; владыка, который активно участвовал в становлении духовной жизни России. Например, в числе таких знаменательных событий можно назвать участие епископа в общих русских Соборах. Это 1547 год, тогда было прославление преподобного Макария Калязинского. Это 1549 год, когда был канонизирован благоверный князь Михаил Тверской (1318 — год трагической его кончины). В 1564 году епископ Акакий освящал церковь Пресвятой Троицы (храм сохранен: теперь Белая Троица – кафедральный собор Твери).

Имя епископа Акакия исторически пересекается с выдающейся личностью ученого — Максима Грека (около 1475, Арта, Греция -1555, Троице-Сергиев монастырь) — церковного деятеля, богослова, филолога, публициста.

В Русское государство он прибыл из Ватопедского монастыря на Афоне по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1518 году для служения — перевода церковных книг. В 1988 году, спустя 470 лет, Максим Грек будет канонизирован Русской православной церковью.

Преподобный Максим (в миру Михаил Триволис), осужденный на Русском Соборе в 1525 году за неправомерность публичных высказываний по решению многих государственно важных церковных вопросов, шесть тяжелых лет провел в застенках Иосифо-Волоцкого монастыря. Здесь ему было насильственно запрещено заниматься научными и писательскими трудами, пресекались любые виды сочинительства. Но отказаться думать и размышлять и тут никто не мог перечить: и ученый продолжал упорно работать, изыскивая любые способы начертания либо запоминания духовного знания. Так, углем на стенах своей кельи он зафиксировал канон Святому Духу — Параклиту.

После вторичного осуждения на соборе 1531 года, где он просил помилования, Максим Грек был репрессирован и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

Можно предположить, что не последняя роль в перемещении преподобного Максима на Волговерховье принадлежит тверскому епископу. Владыка Акакий во многом смягчил стесненность суровых жизненных и бытовых условий ученого, в которых он пребывал под Волоколамском. Как отмечает архимандрит Макарий (Веретенников), в Твери греческий старец «получил ослабление режима своего содержания».

Двадцать лет (1531—1551 гг.) – самые зрелые, плодотворные и благодатные годы — Максим Грек жил в Твери, где создал многое из своих лучших творений — переводы церковных книг.

В 1551 году он был отправлен в Троице-Сергиев монастырь, где через четыре года скончался. Максим Грек оставил обширное литературное наследство, список его произведений включает более 150 названий. Это проповеди, публицистические статьи, философские и богословские рассуждения, переводы.

Архиепископ Тверской и Кашинский Акакий (епископ (с 1522 г.) был непосредственным воспитанником Иосифо-Волоцкого монастыря, из стен которого в XVI веке вышло тогда около 20 архиереев (Ростовский – Вассиан, Новгородский – Феодосий, Казанские – свтт. Гурий и Герман и др.).

Думается, что истоки своей высокообразованности и грамотности он приобрел еще будучи в учениках Иосифа Волоцкого, чьи наставления всегда простирались и на духовно-просветительскую сферу гуманитарного знания. Как отмечают исследователи, у архиепископа Акакия и Максима Грека сложились добрые отношения, которые не могли не повлиять на расцвет таланта выдающегося филолога.

Возвращаясь к теме наших рассуждений о духовном строительстве Ржевского Поволжья, следует остановиться еще на некоторых исторических деталях.

С момента правления Ивана IV (с 1533 года) Васильевича (1530-1584) [Грозного] ржевские земли и правобережья и левобережья приписываются к московским царским владениям. Правобережная часть Ржевского Поволжья царем Иоанном Васильевичем была передана в имущественные права митрополита. Тогда же церковному строительству стало уделяться значительно больше внимания. Оказывалась помощь и в жизненном обустройстве. Так, за ржевскую десятину ржевскому протопопу из государевой казны выдавалось ежегодное пособие — «руга» — в денежном вознаграждении и продуктовой помощи (16 пудов соли).

Митрополит Макарий ставит вопрос перед государем и за владение левой стороной Ржева, которая при участии прежнего Митрополита Варлаама (1511-1521) была отдана в личное пользование боярам Шуйским.

На волжском правом (московском, патриаршем, Иосифо-Волоцком) побережье Ржевской земли (сначала княжества, потом уезда) тогда насчитывалось 18 храмов. В двух из них имелись даже трапезные. Причем из этого числа — 13 храмов уже были каменными (а в 2 или 3 имелись паперти).

Главный — Спасо-Преображенский собор находился в патриаршей слободе и издревле считался «главным соборным храмом Князь-Дмитриевской стороны самого Ржева» и уезда. Он духовно «держал» очень большое пространство всего Волжского Верховья. И наш ржевский храм имел непосредственное отношение к Иосифо-Волоцкому монастырю.

Ржевский собор был возведен в камне уже в начале XVI века (первое упоминание), точнее в 1520-х гг., и известен в истории русской архитектуры как новгородский каменный храм, построенный новгородскими мастерами в форме пятиглавого невысокого четверика.

По мнению историка В.В. Седова «новгородские формы Ржевского собора можно также объяснить «удельными» вкусами ржевского князя, не желавшего обращаться к московским артелям». Следует заметить, что уже с первой половины XVI века на Тверской земле «получает широкое распространение монастырское и церковное строительство, осуществляемое под непосредственным влиянием Москвы». Именно тогда сооружаются каменные соборные храмы по подобию Московского Успенского собора: Макарьеве Калязинском (1521-1523 гг., не сохранился), Успенском Старицком (1530 –е гг.?), Вознесенском Оршине (1567 г.).

Иосифо-Волоцкий монастырь пользовался особым расположением царя Иоанна (Грозного): он сам часто бывал в обители и принимал у себя в Москве его игуменов. Это искреннее доверие, привязанность, благоволение сказывались и отзывались и на отношении к монастырским владениям, которые посещал и где для отдыха останавливался царь в своих боевых походах. Следует сказать, царь Иоанн (Грозный) не менее четырех раз приезжал в Ржевское Поволжье при походах в Прибалтику.

Уточняя дату вхождения территорий Волговерховья в Московскую митрополию, скажем о важном историческом факте. Это 1565 год, когда митрополит Афанасий по жалованной грамоте царя Иоанна Васильевича получил (и еще раз закрепляет) «Ржевскую десятину на Князь-Федоровской стороне Борисовича» (правобережье Волги).

В XVI веке Ржев как первый градообразующий центр и важный региональный «узел» на Волговерховье особо выделяется первопрестольной. Как отмечают исследователи, во времена Федора Иоановича (1557- 1598; русский царь с 1584 года; последний представитель династии Рюриковичей, сын Ивана IV Грозного) на всю Россию было четыре митрополита, шесть архиепископов и восемь епископов. В их числе и ржевский епископ.

Патриарх Филарет (около 1554/1555 —1633; в миру Федор Никитич Романов, отец первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича окончательно закрепляет Ржев и уезд за Патриаршей областью и ее Московской кафедрой.

По причине отдаленности города от московской кафедры, к которой Ржев принадлежал по церковному правлению, в 1667 г. и в 1681 г. именно здесь предполагалось открытие ржевской епископской кафедры с подчинением ее к Тверскому архиепископу. Но этот организационный вопрос положительно тогда так и не разрешился в силу разных исторических обстоятельств. 4 сентября 1722 г. в Ржеве было учреждено по указу Синода Духовное правление, которое сначала относилось к Москве, потом к Твери. К Московской епархии ржевские духовные устроители принадлежали до 1744 года. В Тверском архиве сохранились документы этого исторического периода.

Ржев административно находился более 270 лет  в подчинении Тверской епархии.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года была создана новообразованная Ржевская епархия,  Ржев получил статус кафедрального города.

Ольга Кузьмина


Перейти к верхней панели