Русская сельская школа: сохранить и приумножить

 

С 20 по 22 мая 2016 года в селе Татево Оленинского района Тверской области по благословению епископа Ржевского и Торопецкого Адриана прошли Татевские педагогические чтения и Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости им. С.А. Рачинского.
Татевские чтения, имеющие богатую традицию проведения с 1970-х гг., в нынешнем году были посвящены теме «Русская сельская школа: сохранить и преумножить».
Почему сегодня, как и в былые времена, именно эта сельская школа в Тверской области собирает людей, радеющих о сохранении классического образования, которому присуще нравственное воспитание, болеющих за сохранение сельской школы, а значит, благосостояние жизни на селе? Потому что именно здесь выдающимся учителем, профессором Московского университета Сергеем Александровичем Рачинским (1833–1902) был создан образец церковной народной школы, ушедший, как затопленные сёла, в глубину реки времени, но выходящий сегодня, как маяк, как колокольня на Угличском водохранилище в Калязине. И вот уже видно, как во многих уголках России вырастают школы на фундаменте, заложенном Рачинским. Это и гимназия в Свято-Алексиевской пустыни, и Ивановская-на Лехте школа – обе в Ярославской области, и гимназии в Самарской области и Тольятти, а также Русская школа в Твери (называю только те школы, где доводилось бывать). Все эти учебные заведения развивают и совершенствуют методику татевского учителя.
Народная школа Рачинского – это и конкретная сеть школ, созданных для крестьянских детей учителем века, как называли Сергея Александровича ещё при жизни, и в целом его методика обучения, которую в конце XIX века использовали даже в таких закрытых от мира странах, как Япония и Англия. В то время не было размыто понятие «народ», не начался ещё геноцид русского народа, устроенный большевиками, невозможно было представить сегодняшние нищету и рассеяние остатков сельского населения. Была полноценная жизнь в тысячелетней традиции, была жизнь на своей земле, зависящая только от собственного труда, подчинённая божественным законам природы, укоренившаяся в традиции Русской Православной Церкви.


Сельская школа зарождалась в церковной ограде и в окрестностях русских усадеб и давала за 3–4 года обучения крестьянским детям знания Закона Божиего, грамматики и арифметики, азы иконописи и церковного пения, навыки устного счёта (пример, памятный нам по картине «Устный счёт в школе С.А. Рачинского», сегодня не могут устно решить студенты вузов).
Сергей Александрович Рачинский понимал, какой залог будущей жизни может дать образование, поэтому принимал оперативные меры для того, чтобы дать детям в первую очередь христианское воспитание и затем основательные знания. Важно ещё, что дореволюционная школа давала детям первоначальную профессию: мальчикам – столярное дело, пчеловодство, девочкам – цветоводство, мастерство шитья и вышивки… В школе Рачинского имелся переплётный станок, оранжереи на приусадебном участке, в селе работали мастера плетения мебели из лозы.
Татевский учитель так писал в своей книге «Народное искусство и сельская школа»: «Русский народ – народ глубоко верующий, и первая из его практических потребностей, наряду с удовлетворением нужд телесных, есть общение с Божеством. Эта потребность, источник и ycловиe всякого человеческого искусства, прежде всего должна быть удовлетворена, и может быть удовлетворена лишь при помощи искусства. Не театр ему нужен, а церковь, достойная своего высокого назначения, а школа, раскрывающая перед ним сокровища церкви».


Выдающийся педагог Рачинский стал свидетелем того, что сельская школа является хранительницей народного творчества и культурной идентичности нации, поскольку ученики приносят в неё мудрость поколений, трудолюбие, генетическую память рода и, пусть тёмную, но глубочайшую веру в Бога. Рачинский и призывал учителей утвердить эту веру, обогатить её познанием Священного Писания и библейского предания. Это сейчас мы заговорили о роли православной традиции в духовно-нравственном становлении человека. А наши предки жили этим.
После страшных, переломных, революционных 1920–30-х годов сельская школа выправилась благодаря народному духу, вскормлённому Православием, и крестьянской воле к жизни и к труду. Эта школа воспитала и в советское время пахарей и вои-нов, художников и музыкантов, переживших неимоверно тяжёлые испытания и прославивших своё Отечество.
Собирание и сохранение опыта русских сельских школ: царского, советского и современного периодов – необходимо для современников и потомков. Сегодня за то, что отстаивали сподвижники Рачинского (Константин Победоносцев, протоиерей Александр Васильев и многие другие), гибнут христиане в Сирии, православные христиане на Украине. За приверженность христианским заповедям страдают европейцы (в России удалось не допустить в школах уроков секспросвета, хотя печальные эксперименты имели место). Только Россия остаётся пока оплотом Православного мира, где может и должна развиваться русская церковная народная школа.
В рамках научно-практической конференции, запланированной на 20-22 мая, ведущие педагоги из нескольких школ России, профессора семинарий и вузов расскажут, насколько актуально в современном образовании применение опыта выдающегося педагога Сергея Александровича Рачинского.
Ирина УШАКОВА

 


Перейти к верхней панели