СЕМЬЯ: ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ

 

Экспозиция под таким названием открыта в Выставочном зале Ржевской епархии. Автор, художник Александр Простев, получив высшее образование в Санкт-Петербурге (Академия художеств им. И.Е. Репина) подвизается на иконописи, но на выставке показана другая грань его творчества – жития святых. Так в орбиту внимания мастера попали местночтимые святые Петр и Феврония Муромские, жившие в XIII веке. Как гласит предание, они считались покровителями семейного благополучия. В юном возрасте князю пришло видение: его счастье зависит от простой крестьянской девушки Февронии – при условии, что он на ней женится. Вскоре он тяжко заболел, и тогда к нему явилась его спасительница, которая душевным теплом и ласковым словом излечила  князя от недуга.

DSC03655

Несмотря на насмешки своих приятелей из знатных княжеских родов и зависть сверстниц молоденькой Февронии, князь Пётр взял её в жены и стал править в Муроме до тех пор, пока не стряслась новая беда: бояре всё-таки выжили князя Петра с Февронией из города. После этого на Муром посыпались несчастья, не считая самого страшного из них – татаро-монгольского нашествия. К Петру были отправлены гонцы с прошением вернуться в Муром. Князь простил нерадивых бояр и вновь стал править городом, показывая образец успешного правителя и доброго мужа. К старости Пётр вместе со своей верной женой Февронией удалились в монастырь, каждый в свою келью, где и скончались практически одновременно. По преданию, вопреки воле усопших их тела были захоронены в разных могилах, но уже на следующий день они оказались вместе.

DSC03659

Художник проиллюстрировал сказание, написав более двадцати сцен из жизни святых. Применив сложную технику акварели, пастели, темперы и гуаши, Простев предельно упрощённым языком показал судьбу своих героев: встречи, разлуки, радости и скорби.

Искренне жаль, что Выставочный зал епархии, открытый с просветительской целью, показывает не саму живопись, а её типографское повторение, отчего впечатление от работ несколько теряется. Хотя, судя по малолетним посетителям из социально-реабилитационного центра, им это обстоятельство нисколько не важно.

DSC03654

Из массы сюжетов наиболее интересными мне показались несколько. Например,  «Уход Февронии из-за нарушенного обещания» (имеется в виду отказ князя Петра жениться на простолюдинке). Художник решает сцену в привычном для себя минорно-спокойном ключе: его герои не топают ногами, не кричат, обвиняя друг друга, а проявляют спокойствие, сдержанность, смирение. Впрочем, эта характеристика скорее относится к девушке, которая после ссоры уходит прочь из старинной усадьбы. Её фигурка на фоне огромных ворот кажется скорбной и маленькой, но при этом полной достоинства. Князь, напротив, переживает разлуку, опершись лицом на согнутую в локте руку. Холодная гамма синеватых брёвен избы подчёркивает глубину чувств двух любящих сердец, вынужденных по воле обстоятельств расстаться. Красный цвет сарафана Февронии звучит нотой диссонанса драматического сюжета, наполняя его житейским содержанием. Поставленная на передний план фигура Петра, одетого по-осеннему, в шапке, не современна и даже не реалистична – она полна религиозного иносказания (степень изобразительной условности выдержана без всякой идеализации и экспрессии).

Выбранный художником угол зрения – вровень с фигурой князя – позволяет назвать композицию уравновешенной, а разница в размере между двумя фигурами создаёт иллюзию пространственной глубины.

Совершенно иначе построены фигуры любящих Петра и Февронии в картине «Феврония у постели больного», напоминающей сюжет из «Капитанской дочки», когда Машенька навещает раненого Гринёва: бревенчатая изба, небольшая светёлка с пологом для занавешивания оконца и стройная фигура девушки в длинном сарафане, развёрнутая спиной к зрителю.

Огромную роль в картине играет свет. Он несколько мистический – благодаря воздушной фигуре «святого духа», мерцающего за невестой князя, и льющемуся не из окошка возле постели больного, а откуда-то сверху, сквозь раскрытую дверь, и чуть сбоку, справа – через струганные брёвна избы.

Благодаря выгороженному пространственному слою, обе фигуры воспринимаются не в центре композиции, а где-то далеко, хотя их силуэты читаются довольно чётко и выразительно (и это ценная находка художника Простева). Он не балует зрителя разнообразием фактур изображённых им героев и богатством цветовой гаммы. Колорит строго подчинён рисунку, без резко выраженных цветовых пятен, с хорошо различимыми границами, совпадающими с линиями объёмов («Княгиня Феврония вразумляет боярина»).

Художник оперирует маленькими пятнами-мазочками без всяких дополнительных цветов, а наиболее освещённые места – например, платье красавицы-княгини, решает как противопоставление чёрному одеянию боярина, вынужденного долго сморкаться в носовой платок, на что княгиня смотрит с понимающей улыбкой.

DSC03657

В «Прощании с Муромом» Простев прибегает к широкому плану водного простора реки и раскинувшегося вдали города. На переднем плане возвышается фигура князя, созерцающего родной Муром. Закатное солнце способствует восприятию разлуки, усиливая драматизм сцены, отчего её можно поставить в ряд полотен исторического жанра.

Композиция складывается из простых составляющих: архитектурный ансамбль города на фоне пейзажа и как акцент – красный плащ главного героя старинного сказания справа.

В картине «Потухшая свеча» автор показывает ожидание конца земной жизни. Он акцентирует внимание зрителя на призрачной фигуре ангела, возвышающегося над холодеющим челом старого князя, лежащего в келье с одним оконцем. Крылья ангела занимают всё пространство листа, а их отблеск бликами играет на стенах, его одежде, пробегая по чистому лику усопшего.

Финальная сцена жития местночтимых князей Муромских полна грустного оптимизма: души умерших воспаряют в небеса, воплощая идею «Навечно вместе». Но поскольку внутренний мир человека слишком разнообразен для графического показа, то Простев избрал наиболее простой и понятный – вытянутые до предела, парящие в воздухе Петр и Феврония, как в фантастическом романе Уэллса «Человек-невидимка», – без рук, без ног, с еле заметными, крошечными головками. Их окутывают розовые облака, символизирующие жизнь вечную.

Фото автора.

 


Перейти к верхней панели