Сто восемьдесят лет назад

 

 _MG_7985

Родился великий святой и наш земляк – святитель Николай Японский.

 

Один из величайших сыновей России, великий православный миссионер, удостоенный при канонизации звания «равноапостольный», святой Николай Японский родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда. Теперь эти земли составляют Оленинский район Тверской области. Его отец Дмитрий Иванович Касаткин был сельским диаконом, семья была очень бедной. Несмотря на бедность мальчик смог получить хорошее образование – сначала в Бельском духовном училище, позже – в семинарии в Смоленске и Санкт­-Петербургской духовной академии. В 1860 году окончивший курс Иван Дмитриевич Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай. В 1861 году он прибыл в Японию. С этой страной он связал всю свою оставшуюся жизнь – более полувека.

 

Рассказ об исключительном для нашего времени подвиге его православной миссии в чужой стране, где он самостоятельно изучил язык и японскую национальную культуру, невозможно уместить в небольшую статью. Итогом его деятельности стала созданная национальная церковь, включавшая сотни храмов и десятки тысяч верующих. Похороны первого епископа и главы Японской церкви 9 февраля 1912 года (святитель Николай скончался 3 февраля) превратились в многотысячное шествие. Исключительным случаем стал посланный лично от императора Мэйдзи венок на его могилу. До сих пор мощи святителя находятся на народном кладбище в Токио как принадлежащие «всему японскому народу».

 

Мы отметим, что любовь святителя Николая распространялась не только на Японию, где он постоянно жил и трудился, но и на Россию, о которой он постоянно вспоминал и о которой болел душой. Малая родина, село Береза, часто мелькает на страницах его дневников.

 

Из своего далека святитель хорошо видел беды и пороки нашей страны, он был как никто далек от идеализации российской действительности. Вот строчки, оставленные им при посещении родной земли: «Видно, что бедность одолевает народ»; «А что за бедная и некрасивая жизнь в деревнях! …и в голову им не придет улучшить жизнь! Лень и невежество!» На поминках в священнической семье (!) ели еще в это время без вилок, ножей и тарелок (уважавший свой сан отец Николай не решился взять ложкой из общего котла ни куска).

 

И, однако, он не забывает упомянуть истовую службу в родной церкви, великолепную школу в Татеве, созданную его великим земляком Сергеем Александровичем Рачинским. При крайней бедности, в которой продолжали жить его родные, было и такое: «Вечером поговорил со своими и дал им малость на нужды. Поражает бескорыстие родных, везде только: «Не нужно – Вам самим нужно».

 

После нескольких дней пребывания на родине в июне 1880 года через Ржев по железной дороге на Лихославль (тогда Осташково) святитель отправился в Петербург. По дороге в Ржеве они застали редкое событие – прибытие в город чудотворной Оковецкой иконы, которую как раз с крестным ходом принесли тогда из села Оковцы. С этим благословением святитель и уехал навсегда из родных мест.

 

Он вспоминал о них не раз и позже. В 1910 году он записал на день святого Георгия Победоносца (престольный праздник села Береза): «Праздник в моем родном селе Березе. Родные, должно быть, и обо мне вспоминают. Ярмарки там, много народа и очень весело».

DSC04195

О нем, конечно, вспоминали. Помнят и сейчас. Хотя село, к сожалению, погибло во время войны, в 2003 году построен новый храм в поселке Мирный Оленинского района. На месте родного дома святителя Николая установлен поклонный крест.

 

Павел ИВАНОВ, vedtver.ru

 


Перейти к верхней панели