●Ржев: восемь веков

Древний храм остался лишь в памяти
На месте, где сегодня заправляются бензином автомобили, когда-то стоял храм, который дал название главной улице правобережного Ржева.
Век 16-й. Начало
Спас-Преображенский храм на холме над Волгой, мимо которого шли две улицы — Большая и Малая Спасские, встал здесь пятьсот лет назад.
Судя по всему, это было первое здание в камне по правую сторону Волги. Владел ею в первые годы 16-го столетия князь Дмитрий, родной брат великого князя Московского Василия Ивановича. Поставил храм в камне, как водилось, на месте прежнего деревянного. Своих умельцев здесь еще не могло быть, и строили небольшую эту церковь с пятью куполами в новгородском стиле новгородские же, скорее всего, мастеровые.
Через четыреста лет, в 1927 году, археологическая экспедиция Московского университета подтвердит старинное происхождение первоначального, главного придела храма Спасо-Преображения. Затем московский историк Седов опубликует статью-исследование об уникальном для тверских земель памятнике новгородской архитектуры. На снимке начала 20-го века он все тот же: глухие, почти без окон, стены четверика с барабанами куполов.
Начавшись с Великой Смуты в русском государстве, век прошелся огнем и мечом по Ржеву и по простиравшемуся до Селигера Ржевскому краю. Польско-литовские отряды пана Лисовского уничтожали и селения, и людей. Судя по легендам, сеча в Ржеве была великая, мужчины Князь-Дмитриевской стороны все полегли в ней. А где могли укрыться малые и немощные, коли, нет моста и до крепостных стен, не доберешься?
Только в крошечном каменном храме Христа Спасителя, здесь и набились, здесь и молились горячо о помощи. Здесь и погибли — вырезаны были или удушены огнем? Кто ж знает, никого тогда в Ржеве не осталось; и некому было записывать случившееся в 1610 году. Лишь появилась красная полоса по стенам от впитавшейся крови, которую видели здесь, пока существовал храм. А спустя десяток лет переписчик Федор Дурной «дозирает в Ржеве Володимерове патриаршии Спасской слободы» жителей. Запись «Храм пуст» подтверждает — Спасская церковь была из камня, о всех деревянных говорится — «храм сожжен».
Зимой 1656 года посетил Ржев санный поезд патриарха Никона. Десять лет назад Спасская слобода Ржева передана во владение города, после недавнего разорения нуждавшегося в налогах от немногочисленных пока жителей. Но вот, с месяц назад, царь вернул эту землю патриаршему дому. И Никон, возможно, сам привез сей указ в Ржев. И участвовал в службе в Спасской церкви.
Век 18-й. «Книга подаяния» на звонницу
Настоящий свой, просторный и радостный, облик Спас-Преображенская церковь обрела в середине 18-го столетия. 18-й век для православного Ржева был обновленческим. На тех же священных местах и с теми же названиями вместо деревянных церквей стали возводиться каменные. Благоденствующие Ржевские купцы, ремесленники, стремясь поучаствовать в благотворительности, делали большие вклады на сооружение храмов.
В 1755 году была построена каменная Спас-Преображенская церковь — строение грандиозное для такого слаборазвитого и малонаселенного городка, каким был Ржев, с трапезной, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С иконами древнего письма, изображающими и местночтимых святых, среди которых были образы Ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины. Храм строился также на пожертвования богатых купцов Князь-Дмитриевской стороны, потомков насельников Патриаршей слободы, перешедших в православие (в этой части города в XVIII веке было свито одно из самых сильных и значительных гнезд старообрядцев).
Жителей на Князь-Дмитриевской стороне заметно прибавилось. В конце века прихожанами Спас-Преображенской церкви стали и насельники Ямской слободы — ямщики и их семьи, перевезенные в Ржев велением императрицы Екатерины II. А церквей в городе по правую сторону Волги всего три — деревянные, Оковецкая, что стояла на берегу (у старого моста), Иоанна Предтечи (там, где сейчас Оковецкая, в камне) и каменная Спасская — украшение этой части Ржева.
Как создавалась звонница над храмом, рассказывает «Книга доброхотного подаяния» 1752 года, сохранившаяся в областном архиве. По указу Тверского и Кашинского владыки Митрофана жертвовали священно- и церковнослужители нашего уезда. Копейки шли к копейкам. А всего по «Книге доброхотного подаяния» значится 113 церквей и монастырей, собравших 55 рублей 87 1/2 копейки. Сумма по тем временам немалая и, конечно, оказала она помощь при постройке звонницы.
На фотографии Прокудина-Горского, сделанной в 1910 году, видно — второй ярус колокольни, с классическими колоннами, достроен позже, наверное, уже в следующем столетии.
Век 19-й. Их имена вошли в историю
В середине 1830-х годов священником Спас-Преображенского собора стал отец Матвей Константиновский, определенный в Ржев из бежецкого села в дар и убежденность проповедника. О столкновении отца Матвея с «сильными мира сего», губернатором графом Толстым и его свитой, писал Тертий Филиппов (со слов очевидца): «Когда в середине обедни, совершаемой о. Матвеем, вошел в церковь граф и сопровождающие его местные чиновники, пролагая ему путь, произвели неизбежный при их усердии шум и смятение, то о. Матвей в произнесенной им за этою обеднею проповеди не оставил этого обстоятельства без смелого, для всех присутствующих весьма внятного, хотя и не прямо в лицо направленного обличия, и что именно это обстоятельство и поселило с первого же раза в гр. Толстом особенное уважение к о. Матвею».
И это был толчок к многолетним дружеским отношениям ржевского священника и будущего обер-прокурора Синода графа Толстого, а через него к личным и духовным связям отца Матвея и писателя Гоголя.
В 1848 году отец Матвей Константиновский стал протоиереем Успенского собора Ржева. Но последние годы служения в Спасской церкви свели его с замечательным ржевитянином, избранным церковным старостой храма. Павел Федорович Сафронов, прихожанин сорока лет, принял на себя обязанность строителя Вознесенской кладбищенской церкви — на том кладбище, что мы называем сейчас Казанским.
Ржевитяне чтут уже более века память Сафронова, поминая его, особенно в праздники, у столба-часовни на Казанском кладбище. Кстати, и отпевали его, и несли сюда, на Казанское, именно из Спас-Преображенского храма.

Век 20-й. Прощание
Снимки начала века сохранили для нас облик всего храмового комплекса, в ограде которого стояла и часовня красного кирпича.
…А потом наступило иное время. Оно несло новую идеологию, сдвинуло массы россиян, среди них и ржевитян, с мест, веками насиженных, оторвало их от прежних привычных корней. В том числе и от храмов, в приходах которых крестили, встречали Рождество и Пасху, вступали в брак, отпевали предков, родственников…
Если не мог приход (человек 20-40 оставшихся) оплатить налоги за помещение церкви (национализированное), за землю, на которой она стоит (национализированную). Ну и — по существующему закону — здание отбирали под другие нужды. И это еще был лучший вариант…
Вот и Спас-Преображенский храм в 20-х годах стал «бывший».
Его комплекс еще несколько лет украшал перекресток Большой и Малой Спасской улиц. В нем хранили документы архива, потом наступил черед клуба, при этом разобрали колокольню. И вдруг, в 1936 году, при строительстве домов для работников Калининского отделения железной дороги решено — использовать кирпич бывшей Спасской церкви!
Когда вы смотрите на Калининские дома, вспомните, что где-то в их основании или стенах легли кирпичи, сработанные в 16-18 веках. Крепкие кирпичи, видевшие оккупантов в первую русскую Смуту и тех, кто пришел в Ржев 75 лет назад, в 41-м.
…Бывшая часовня красного кирпича долгие послевоенные годы напоминала о святом месте древнего Ржева. И только строительство нового моста привело к ее исчезновению.
Век 21-й. На месте храма — АЗС
В начале нового века на месте, освященном пятьсот лет назад, началось строительство автозаправочной станции.
Глядим на старые снимки Спасского храма, прожившего прекрасную жизнь. Этот холм у моста — место памяти. О Князе Дмитрии Ивановиче, наблюдавшем работу новгородских каменщиков, и ржевских страдальцах, погибших в церковных стенах. О патриархе Никоне и отце Матвее Константиновском. О строителе храмов Павле Сафронове и последних прихожанах, с плачем целовавших церковные ступени, прощаясь со своим духовным миром.
Ольга СЕМЕНОВА.
(По материалам публикации Татьяны Горской «Спас-на-крови»(«Ржевские вести», 2003г.) и сайта http://sobory.ru/).
На Снимках: 1.2.Церковь Спаса Преображения (Существовала ещё до нашествия татар) со стороны Малой Спасской улицы (Грацинского).Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год. (http://www.prokudin-gorsky.org/) 3. На месте древнего храма.








