ПОТОРОПИЛСЯ С ВЫВОДАМИ

В декабре 2017 года была опубликована статья А. Калашникова о боях Великой Отечественной войны в районе населенных пунктов Кудрино и Чашниково Зубцовского района.

В  статье автор безосновательно предположил, что под Знаменским храмом в дер. Щеколдино Зубцовского района находилось дивизионное кладбище.

В материалах статьи приводится фотография воинского захоронения в Чашниково (на другом берегу от храма), военные карты, в которых нет указания на место захоронения и место, где сейчас стоит храм и списки потерь.

Все это, ничего не доказывая, придает некое правдоподобие этой гипотезе.

В довершение всего, злонамеренно или нет, для усилия эмоционального эффекта, автор делает еще один бездоказательный вывод, что «останки были выброшены…в канаву» и, таким образом, варварски уничтожены.

Оставляем на совести автора, что выдвигая  обвинение, он не удосужился проверить эти сведения у строителей храма, организаторов строительства, у прихожан или просто местных жителей, не обратился за разъяснением в Зубцовское благочиние к собственнику, в сельскую администрацию. Хоть к кому-нибудь, кто имеет отношение к строительству Знаменского храма. Вместо этого автор ограничился ссылкой на слухи.

Не входя в подробности мотивов А. Калашникова, мы приводим свидетельства известных и уважаемых в Зубцовском районе людей — очевидцев событий, которые проливают свет на эту историю и указывают на настоящее место расположения дивизионного кладбища.

Командир поискового отряда «ЗВЕЗДА» 

Стрельников Владимир Викторович, экс-глава Погорельского сельского поселения, командир поискового отряда «ЗВЕЗДА»:

— По приглашению Григория Антонова — одного из организаторов строительства Знаменского храма в Щеколдино — я обследовал место будущего строительства на наличие боеприпасов времен Великой Отечественной войны. Никаких боеприпасов не нашел. Единственной находкой была борона от трактора. Много осколков. Следов захоронений не встретил. Кладбища там не было.

Экскаваторщик Чемасов Юрий Зиновьевич, житель города Зубцова:

— Я копал котлован Знаменской церкви в Щеколдино. На экскаваторе. Никакого кладбища там не было. Никаких захоронений, ни костей, ни оружия, ни амуниции — ничего. Чистая земля, глина.

Местный житель, дежурный Рыбкин Александр Васильевич:

— «Выкопали кости и высыпали их в канаву»? Первый раз об этом слышу! Я дежурю на храме каждую неделю с самого начала строительства. Ничего такого не было. Живу в Щеколдино. Ни разу такого не слышал. Нет, кладбища на месте Знаменского храма никогда не было. Аукнется это тем, кто  сочинил…

Местный житель Крылов Юрий Анатольевич:

— Воинского кладбища здесь не было. Все это знают. Все были на закладке первого камня, ходили по этому месту. Потом мы помогали копать траншеи под коммуникации к храму. Ничего нам не попалось.

Строитель Максименко Александр Васильевич, майор запаса, командир военно-строительного отряда:

— Котлован Знаменского храма в деревне Щеколдино был выкопан на моих глазах и под моим руководством. Захоронений на месте будущего храма обнаружено не было. Во время копки котлована мы не нашли ни одного предмета, свидетельствовавшего о Великой Отечественной войне, хотя рядом в лесу есть старые окопы, пробитые каски —  словом, все атрибуты былой войны. Как человек военный могу предположить, что на этом месте не могло быть воинского кладбища, так как эта возвышенность легко простреливается  с другого берега, занятого врагом. Мой отец прошел всю войну и закончил  боевой путь в звании капитана в городе Потсдам. Я никогда и никому не позволил бы глумиться над прахом солдата войны. Слово офицера.

Статья Калашникова похожа на заказную. Это, по-видимому, продолжение старого спора между нашим церковным старостой Федоровым и теми, кто на противоположном берегу реки на землях сельхозназначения строили Шаолинь.

Два года назад они подали на Федорова в суд. Но, все инициированные ими суды  закончились в пользу Федорова.

Построенный Знаменский храм — это возрождение традиций веры, православия и единства россиян. Наши отцы, деды и прадеды были верующими и крещенными в православии.

Знаменский храм, его строительство в Щеколдине объединило людей разных поколений.

Мнение собственника земельного участка и церковного здания

Благочинный Зубцовского округа Ржевской епархии Русской Православной Церкви, настоятель храма Успения Божией Матери города Зубцова, протоиерей Дмитрий Валерьевич Круглов:

— Публикация Андрея Калашникова о том, что под Знаменским храмом в Щеколдино находится воинское кладбище, вызывает много вопросов и недоумений.

С одной стороны, нам известно, что факта обнаружения останков не было.

С другой стороны, православный храм никак не может потревожить души усопших бойцов, как пишет автор.

Мы должны помнить, что древнейшие храмы христиан возникали в римских погребальных катакомбах, и освящение каждого православного храма доныне сопровождается обязательным положением частицы мощей под алтарь, эта традиция восходит ко временам, когда первые христиане совершали литургии на гробницах святых мучеников.

Поэтому, если бы и было на этом месте захоронение воинов, то строительство храма было бы лучшим способом почтить их память.

Изначально идея строительства храма и его наименование как раз таки и были пронизаны желанием возрождения богослужений и молитв близ мест наиболее трагичных событий Великой Отечественной войны.

Быть похороненным возле храма — это честь, которой удостаиваются особо потрудившиеся на благо Церкви. Возле апсиды храмов вы можете увидеть старые надгробные плиты священников и настоятелей.

Обратите внимание на разрушенные и заброшенные храмы. Часто вокруг них вплотную к стенам возникают стихийные кладбища. Люди интуитивно хотят похоронить своих близких поближе к храму.

Но мы ещё раз отметим, что в данном конкретном случае домыслы о потревоженных останках, о воинском кладбище на этом месте, ничем и никем не подтверждаются. Так что,  пафос статьи  ложный.

К сожалению,  стало каким-то модным трендом — писать о том, чего сам не знаешь…

Краевед Виктор Гуркин:

— Более 15 лет я занимаюсь изучением истории своего родного края —  Зубцовского района Тверской области, читаю архивы и карты, опрашиваю свидетелей интересных событий.

В 2013 году при заложении первого камня Знаменского храма близ д. Щеколдино меня заинтересовал вопрос: сколько, каких и где было храмов в нашем крае, где они располагались, и почему их так мало осталось?
В Фомино-Городище, например, была деревянная Воскресенская церковь, построенная в 1773 году с двумя престолами Воскресения Христова и Знамения Божьей Матери для прихожан 16-ти ближайших деревень.
В селе Архангельское-Чашниково церковь была каменная, построена в 1795 г. с двумя престолами — Владимирской Божьей Матери и Анкирской Божьей Матери для прихожан 19-ти ближайших деревень,  в том числе, для жителей деревни Щеколдино и Кудрино. Ближе к реке Осуга расположилась дворянская каменная  усадьба, а за церковью — Давыдовское кладбище. К сожалению, после Великой Отечественной войны храмы были полностью разрушены.

Было приятно, что храм Знамения, как птица Феникс, возрождался в наших краях.
Прочитав статью А. Калашникова, я был поражён. Как можно сделать такие некомпетентные выводы, что храм Знамения  построен на братских захоронениях, приложив при этом в качестве аргументов: фото другого  братского захоронения, находящегося в Чашниково, а не в Кудрино, карту-схему проходов в минных полях 88 и 239 стрелковых дивизий, немецкую  карту 1:25000 и данные из списков безвозвратных потерь с сайта «Память народа» в д. Кудрино?

Об этом я тут же написал в комментарии в группе Осуга на сайте Одноклассники, после чего мой комментарий был удалён и администратор группы меня заблокировал. Правда в этой группе не приветствуется!
На немецкой карте видно, что д. Кудрино располагалась на правом берегу р. Осуга (урез реки 163.4 метра)  и её останки фундаментов были частично затоплены в 1978г. при строительстве Вазузкого водохранилища, высота затопления составила 177.2 метра над уровнем моря.

Храм построен на горе юго-восточнее д.Кудрино, до ближайшего остова фундамента расстояние 80 метров, при его строительстве останков обнаружено не было. По берегу реки Осуга (напротив дворянской усадьбы ) сохранились траншеи и воронки и остатки блиндажей д.Кудрино.

Внимательно изучив списки безвозвратных потерь в д.Кудрино на сайте «Память Народа», я пришел к выводу, что массовых братских захоронений в д.Кудрино не производилось, и основная часть захоронений была на Давыдовском кладбище, вблизи разрушенного храма Владимирской Божьей Матери в Архангельском-Чашникове.

Дело в том, что командиры в списках безвозвратных потерь записывали ближайший большой населенный пункт, иногда сокращая : д.Кудрино, д.Кудрино северо-западный берег р.Осуга 100м, д.Кудрино Давыдовское кладбище, д.Кудрино 100м. левый берег р. Осуга дивизионное кладбище №1596, д.Кудрино севернее 1км дивизионное кладбище.

То есть, практически все красноармейцы были похоронены на левом берегу р. Осуги на действующем кладбище и вблизи него, а также недалеко от госпиталя, расположенного в здании старинной усадьбы.

И лишь один пунктуальный командир полка, артиллерист, гвардии-подполковник Хасин 75 Гвардейского армейского артиллерийского полка, указал точные топографические координаты дивизионного кладбища, где похоронен гвардеец Исаев Лукьян Дмитриевич разведчик наблюдатель: в братской могиле в р-не д.Кудрино Зубцовского р-на, Калининской обл. Х=17230, Y=91110.

Теперь, используя знания по военной топографии и карту 1:25000 , я установил место братского дивизионного кладбища. Оно находится в 100 метрах от усадьбы и 750 метрах от Знаменского храма. На карте оно обозначено оранжевым прямоугольником с черным крестом.

Красный крест — здание усадьбы, в котором располагался военный госпиталь (на немецкой карте -Sсhule). Оранжевый круг с крестом — каменная церковь в Архангелском-Чашникове и кладбище. Синим пятиугольником я обозначил на карте новый храм Знамения Божией Матери в Щеколдино.

Предлагаю почтить память погибших бойцов установкой Поклонного креста на дивизионном кладбище и молебном.

Рад буду помочь консультацией всем поисковым отрядам.

P.S. Правда всегда одна!

Краевед Виктор Гуркин


Перейти к верхней панели