Дай же мне, Господи, узнать и постичь

Заметки православного прихожанина перед праздником Крещения.

Вот, что вспомнилось сейчас, перед праздником Богоявления. За окном — летящий наискось снежок. Пространство окрашивается в загадочные перламутровые тона.
Давным-давно в один из многих дней, когда по Петроградской стороне гуляла непогода, знакомый поэт сказал мне:
— Слушай, я тут новое стихотворение написал, «Молитва язычника», давай прочту…
У поэта в то время была прискорбная житейская ситуация, из которой выхода не видно было, а выбраться хотелось. От церковной жизни мы были далеки, поэтому ограничивались сетованиями, сочувствием и посильной взаимопомощью. Сейчас кажется, что и это очень хорошо.
Я ответил поэту:
— Валяй!
— Не знаю Тебя, не ведаю, кто Ты,
не вижу лица Твоего,
Но прошу Тебя, болью сердца прошу: Забери меня отсюда!
(Т.е. из того положения, в котором я есть).
Мне сейчас представляется честным, что этот поэт приравнял себя к язычнику. Зная о Троице и Христе, находясь в удобном расстоянии от храмов, очень многие, тем не менее, жили и живут подобно язычникам. И «не знать», бывает честнее, чем исполнять правила, смысл которых толком не понимается. Духовное зрение даётся не просто накоплением сведений, а таинственным событием в сердце человека – верой. Верой не в правила, а в Бога.
«Дай же мне, Господи, узнать и постичь, начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий» — взывает в своей «Исповеди» Августин Блаженный.

«Неведомый Бог» живёт в сердце всякого человека, пришедшего в мир. Об этом и великие слова великого апостола Павла, произнесенные в языческом Афинском ареопаге: «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:23-25).

Праздник Богоявления неисчислим значениями и смыслами. Однако, важнейшее для нас: миру явился Бог и мир увидел Его.
Есть исполненное красоты Предание, что Господь явился Иоанну Предтече (сроднику Своему) ночью, для принятия Крещения. С Иоанном были ученики. И Господь вошёл в воды Иордана и принял Крещение.
Да, в основном принято считать, что всё происходило днём. Однако замечательный смысл этого предания усматривается в том, что ночь — это сфера таинственная, особая… И здесь ещё одно: для Бога не существует тьмы, темноты. Он Сам есть Свет вечный и непреодолимый никакой тьмою. Он явился осветить и освятить всю землю. Свет, принесённый им, с дивным многообразием проявляется на земле.
Вот картина великого русского художника Нестерова о Крещении. Ликам Спасителя и Предтечи приданы ближневосточные черты. Одновременно с этим, хотя на полотне видны и кипарисы, вся картина пронизана неповторимым, неизъяснимым светом России. Милость Божия и свет Его границам и различиям не подчинены.

Кстати, и праздник носит ещё одно название — Просвещение. В этот день в древности уверовавшим и оглашенным (посвященным в главные устои веры) допускалось принять Великое Таинство Крещения, которое первое открывает путь к радости вечной.
Указом императора в Царьграде в крещенскую ночь пелись великолепные песнопения. Во всех дворах, на перекрёстках и площадях возжигались факелы, костры, светильники. И великий город пылал радостью и восторгом, встречая явление Бога.
Бог, во Святой Троице единый, явил себя всей земле, всему на ней живущему.
Не случайно, конечно, этот день приходится в России обычно на самое холодное время. Холод словно очищает землю, освежает и обновляет её. И готовится она к весне – к Пасхе.
Крещением своим Господь освятил все воды мироздания.
А завершить эти заметки дерзну словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости, премудрости и всемогущества Божия, — так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство, пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только бесконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшаго грехом, до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческаго, и присвоению Богу совершенно отчужденнаго и погибавшаго человека».
На этом окончание, и Богу слава!
Олег Казаков.


Перейти к верхней панели