Шоколадка от младенца Христа

Собирает Митя снег на устройство Рождественской пещеры- вертепа по всей территории церковного двора. Скудна на снегопады нынешняя зима. Выпадет снег, а потом дождь его съедает почти без остатка. Найдено решение проблемы. Оградили часть двора у ограды деревянными щитами и набрасывают туда периодически появляющийся  снег в надежде, что так он не растает. Он и вправду лежит там двухметровым сугробом до поры до времени, пока очередной дождь не превращает его в серый бугорок.  А Рождество вот оно, совсем рядом и пора сооружать вертеп.

  Нынешний вертеп хоть и не из снега, но все равно хорош! Пещера из еловых лап приютила в устланных сеном яслях и Младенца, и Мамочку с  Иосифом. Неподалеку от Младенчика  лежат белые кудрявые овечки, и, кажется, что ослик хрупает свой овес. Над пещерой горит восьмиконечная звезда, прогоняя ночную тьму. Все святки эта пещера собирает рядом с собой прихожан, деток, людей, приходящих в церковь и желающих приобщится в ее стенах великому событию — Рождеству Христову!
Умиляет традиция невесть откуда начавшаяся — рядом с фигуркой младенца, повитого пеленами, появляется конфетка, потом  еще несколько, потом шоколадка. А вот уже и в нашу лавку заходит женщина и спрашивает:  «У вас можно купить конфеты для того, что бы положить в овчарню?» Прячем улыбки  —  от волнения она забыла, как называется вертеп. Но, по сути,  все правильно сказала. Это действительно была пещера для укрытия от непогоды овечьего стада — та пещера, где родился Христос. И сердца этой посетительница тоже коснулось умиление, и желание  поддержать эту  традицию…

Но время Рождественской радости уступает место  следующим событиям — не за горами Крещение Господне. С сожалением снимаем рождественские украшения с магазина и убираем коробки на антресоли до следующего года. Рабочие разбирают вертеп, унося на сжигание еловые лапы. Митя заходит в магазин и высыпает на прилавок все конфетные подношения из яслей.
— А ты чего конфеты сюда-то принес? Отдал бы в трапезную.
— Мне сюда велели, без лишних разговоров  поворачивается, что бы идти трудиться дальше.

Надо сказать, что знаем мы о нем немного. Живет у крестной, до этого жил и учился то ли в интернате, то ли в приюте. С трудом  думает, не быстро говорит. Но всегда опрятен, трудолюбив и исполнителен. Если убирает двор церковный, то так тщательно, что ни соринки, ни листочка случайного не остается на территории. Снег случится — все лежит в аккуратных, словно по линеечке выровненных сугробах. Скромность и беззлобность — такими мне видятся его основные черты характера.

Убирая конфеты с прилавка, и выбирая случайные соломинки, которые попали вместе с конфетами, быстро соображаю:
— Митя, стой, подойди сюда, пожалуйста! Это тебе от родившегося младенчика Христа — протягиваю ему самую большую шоколадку «Аленка». Митя улыбается радостно и по-детски, благодарит и уходит.

Так раздали все сладости, кому за послушание, кто и без этого не отказывался. Но радостные улыбки были у всех. Последние конфеты, добавив своих, отдали мальчишке, который живет приемным ребенком в семье, которая кроме него самого, усыновила и еще пятерых. В лавке каких только историй не услышишь!

Вот и время трапезы подошло. Иду на обед. На столе всегда стоят вазочки,  в которых лежат печенюшки, сухарики, пряники, конфеты. И в каждой вазочке бумажка с именем — просьба помолиться о здравии кого-либо, или об упокоении. Часто, налив  в кружку чай, слышится просьба к тому, кто ближе сидит, рядом с вазочкой:
— Передай мне конфетку. О ком?
Это означает просьбу прочесть бумажку, что бы помолиться:
— Господи, подаждь здравие … или Упокой ,Господи, во Царствии Твоем…

Я доедаю свой обед, а сидящая напротив Светлана с чашкой чая  шуршит фольгой от шоколада и спрашивает у дежурной:
— Откуда шоколадка, за кого помолиться?

— От родившего младенца Христа, — озарившись ясной улыбкой, говорит дежурная.
Митька принес.

Лидия Вакина

Январь 2018 года


Перейти к верхней панели