Светлая тишина великого праздника

Заметки православного прихожанина

День Крещенский наполнен светлой тишиной. Колокольный звон стихает, приникая к чистому снегу. Утро стремится к храму. Иду вместе с праздничным утром Крещения. А вот и храм, Торопецкий Свято-Вознесенский храм. И возглас: «Благословенно Царство…». Божественная литургия началась.
Вечером этого же дня я просматривал в интернете сайты, и увидел довольно много сетований на толчею и даже давку за святой водой и на то, что приходят за водой, а не на службу и не за благодатью. Сочувственно прочитывал заметки (знакомы мне эти «живые очереди» за святой водицею).
И вот, подумалось: зависть дело плохое, поэтому завидовать мне и сегодня не надо. Зато можно за меня не беспокоиться. В храме Вознесенском прошла, как подобает, Божественная литургия. Служил настоятель протоиерей Георгий Фролов. В храме было вполне спокойно, причём без (опять же!) знакомого шикания и «строжения». Хотя храм был почти полон.
Было хорошо и тепло слушать пение, молитвы. Хотя и присесть некуда (мест мало) и ноги отнюдь не казённые.
Над всем царила некая таинственная «неслышная тишина» — светлая тишина Великого Праздника, который не зря называется ещё и праздником Просвещения. «Неслышная», потому что она становится явственной, если очень вслушаться в молитву, ощутить свет Божьего храма, а это удаётся далеко не всегда. Просвещение… Свет…
Кстати, интересно, что, например, в грузинском языке слово, обозначающее Крещение, и как Таинство, и как Праздник, переводится на русский именно: ПРОСВЕЩЕНИЕ.

 Энергично, по-особому радостно, но без всякой торопливости, было совершено великое освящение воды. И полетели в прихожан весёлые сияющие брызги кропления. Может, кому и странно, что, вот, в холодный день людей обильно кропят холодной водой, а они радуются и подставляют лица. Ну и пусть это для кого-то странно… Драгоценные брызги летели на людей, иконы, цветы…. Надо сказать, что к цветам в этом храме отношение особое. Цветочным убранством занимается одна из прихожанок, которая, очевидно, знает об искусстве составления букетов, гирлянд и т.д. Поэтому чувствуется продуманность цветочных композиций, да и любовь ко храму, творческое начало, безусловно видны.
Потом, конечно, воду раздавали. Однако – никакой давки. Воду наливали одновременно в нескольких местах и давки просто не могло получиться!
Да, были и те, кто пришли только за водой, к самому завершению службы. Конечно, неправильно это.
Ну а с другой-то стороны посудить: не за пивком же они с этими «баклажками» пошли в такой день. Значит, есть некое чувство величия происходящего, и уж если не вера, то хоть определённое безусловное доверие. Впрочем, мне ли рассуждать?


Люди выходили из храма, неся с собою святую воду, желая, чтобы эта святыня была в доме, чтобы соприкасаться с нею. Они шли дорожкой, полого спускающейся от храма через старое кладбище … И подумалось, что так было здесь и сто, и двести лет назад. И терпел храм разорение. И восстановлен. И вот снова, уже который год, идут в Крещение по этой заснеженной дорожке люди, улыбаются, разговаривают, тихонько смеются. И зимнее солнышко светит.
А главное: Господь просвещает!
Олег Казаков


Перейти к верхней панели