Призыв к жизни

Предлагаемые вниманию статьи, посвященные памяти блж. Ксении Петербургской в 1998-99-х годах были опубликованы в Санкт-Петербургской газете «Смоленский храм» (в ведении этого храма и находится часовня святой). Молитвами святой Ксении Петербургской, сохрани нас и помилуй, Господи!

Холодно. Скользко. Так часто бывает в день святой твоей памяти, мати Ксение, будто по контрасту с теплом твоей любви к нам. Но ведь, действительно — холоден мир, отвернувшийся от Бога, скользки бывают наши пути, болезненны падения. По духовной жизни нашей мы — несмысленные и упорно непослушные младенцы. И как сможем мы подняться, если твоя, от Бога полученная, мудрость не поможет нам?!
Отдав себя на служение Творцу, ты стяжала святую мудрость, святую любовь. Ради этой мудрости и самоотверженной любви, а прежде всего ради Христа Бога, не пожалела ты ни своей молодости, ни положения в обществе, ничего, чем обладала и могла обладать в миру.
Мы внимаем великому призыву, звучащему в молитвах Церкви: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Cовершаем поклон, осеняем себя крестным знамением. Кончается служба, мы выходим из храма…
И предаем ли мы Христу Богу нашу жизнь? Вглядевшись в себя, мы увидим основания сомневаться в своей искренности. И все-таки, думается, мы не то чтобы лживы, мы просто слабы и отчасти боязливы. Нам недостает мужества всецело отдать себя Тому, Кого не видим телесными очами.
Полнотою искренности и полнотою мужества, как одной из высших добродетелей, обладала святая странница — блаженная Ксения Петербургская. Это особого рода мужество, мужество восхождения на Голгофу, мужество добровольных — ради Бога и ближнего — лишений и страданий. Такое мужество, очевидно, рождается смирением. А уж со смирением большинство из нас, если и знакомо, то разве что «на вы». Духовное состояние наше еще святитель Игнатий называл плачевным.
Вспомним: само имя Ксения напоминает нам, как взывали к Богу: «Странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши» (Пар. 29.15).
Но ведь мы — православные христиане — представляем собою священное единство, а значит, наша слабость и наше несовершенство восполняются духовно силой и молитвой угодников Божиих, которые — истинное и высокое украшение этого единства. Они несут наши немощи (по слову святого апостола Павла), они молят за нас Бога, они зовут нас на высоты духа.
Конечно, это вовсе не значит, что нам позволительно расслабиться, препоручив свое спасение усилиям святых. Но в этом можно усмотреть главный мотив нашего почитания святости: не только и не просто чудесное исполнение наших просьб о чем-либо житейском, но — главное — вера в то, что духовное величие блж. Ксении Блаженной восполняет наши скудные силы; нас укрепляет вера в ее безусловную к нам любовь, безусловное сострадание.
Она и указывает нам, где искать утешения в великой скорби. Вернее будет сказать не «где», а «в Ком»! Ведь ужаснувшись смерти мужа, она не впала в отчаяние, но обратилась к Тому, кто Сам есть Жизнь, в Ком — источник вечной сияющей жизни. Она обрела эту жизнь и может научить и нас, как обрести ее.
Научи нас настоящей мудрости! Радуйся, святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас!
Олег Казаков
Фото Александры Ивановой


Перейти к верхней панели