Паломничество по родной Ржевской епархии

Раннее пробуждение таит в себе какую-то детскую радость ожидания. За окном ясное утреннее небушко. Мы сегодня отправляемся с внуком в паломническую поездку с воскресной школой Оковецкого кафедрального собора.
Автобус большой и удобный, уже ждет нас. Сколько знакомых, да правильнее сказать, уже родных лиц!
Располагаемся, и, выехав за пределы Ржева, совершаем молитвенное правило. Ну и, конечно, просим небесной помощи в исполнении наших паломнических планов святителя Николая, молясь ему акафистом.
Время в дороге с молитвой пробегает незаметно, и вот уже Селигерские плесы и построенный на холме ансамбль церкви Казанской иконы Божией Матери в д. Малые Котицы, предваряют нашу встречу с Осташковым. Слева и справа от трассы прозрачные сосновые боры. Высокие и стройные мачтовые сосны тянутся к голубизне неба. Мирная и умиротворяющая красота нескончаемого леса за окнами автобуса. Березы плакучие и березы-веселки кружевом проплывают за окнами, изредка разбавляя узор мережками елей и сосен. Короткая остановка в пути радует созерцанием цветущей придорожной обочины. На границе с лесом среди яркой зелени травы и горицвет, и ятрышник с ярким запахом своих цветов-свечей, голубоглазые незабудки, так и просятся в букет.

А вот уже за окнами автобуса — июньский тополиный пух Осташкова. Селигер серебрится легкой рябью, воздух прозрачен, и вдалеке золотятся купола храмов Ниловой Пустыни. На въезде в город установлен памятный знак, который венчает символический купол с православным крестом и образом Селигерской Божией Матери. Чуть дальше покаянный плакат с портретом Николая II и надписью: «Прости нас, Государь!». Во всем этом присутствует православный дух и роднит нас с этими местами…

Из микрофона звучит житие величайшего из земных пророков — Иоанна, Крестителя Господня. У нас сегодня запланировано посещение храмового комплекса на Ширковом Погосте. Храм освящен в честь Рождества Ионна Предтечи, поэтому еще раз услышать в дороге эту информацию очень хорошо и правильно.

Поселок Пено

Край лесов и озер, простирающийся до бесконечности. Первая веха в нашем паломничестве — поселок Пено. На въезде очень интересная визитная карточка поселка — одна над другой стилизованные крыши домов, и в правые окна — седая гладь Селигера.

Автобус минует узкие для его габаритов улочки и приближает нас к виднеющимся неподалеку храмовым постройкам. Церковь вызывает радостное чувство любования созданной людьми красотой. Колокольня, храмовое здание тепло золотятся деревом. Церковные домики слажены основательно, добротно и радуют глаз. Хочется ходить, любоваться, запечатлеть на память. Но у нас будет для этого время, а сейчас идем в храм. Он освящен в честь прп. Сергия Радонежского.

Поднимаемся по деревянным ступеням, чисто вымытым и каким-то надежным — из забытых детских ощущений. Я ловлю себя на желании благоговейно снять обувь. Говорю об этом вслух, и мне звучит в ответ многоголосое: «И у меня, и у меня такое желание».

Совершенно необычное, и никогда до этого не виданное, архитектурное решение устройства храма. Иконостас и само помещение украшено искусной деревянной резьбой.
Такое ощущение, что снаружи храм весь любовно оглажен человеческими руками, а внутри наполнен Божьей любовью.

Протоиерей Михаил Лебедик очень сердечно приветствует наших паломников, особенно деток. Доступно, просто, но очень содержательно рассказывает о святынях храма. И в раз располагает к себе. Рассказывает о том, что храм был построен в 2000 году. Это первая церковь в Пено. Построена она по благословению лаврского старца Кирилла (Павлова).

Трудились здесь свои мастеровые жители поселка. В храме нет старинных икон, они все писаны вновь. Но и иконописцы, и резчики по дереву — все свои. Батюшка рассказывает о занятиях жителей, попутно увязывая воедино и церковные труды земляков, и житейские, повседневные. Основные занятия — обработка леса, сельскохозяйственный труд, ловля рыбы. Из дерева можно сделать очень много полезных вещей, и даже святых. Пример тому — искусно вырезанная деревянная икона святителя Николая. Рядом писаная икона — покровителей семейных уз. На ней святые супруги, благоверные князья Михаил Тверской и Анна Кашинская, благоверные князья Петр и Февронья Муромские чудотворцы, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна.
Есть еще почитаемый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы. Считается в православном народе, что она покровительствует женщинам в сельских трудах, покровительница воды. В окрестностях Пено более сотни больших и малых озер.
Напротив храма, через дорогу, средняя общеобразовательная школа.
— Повезло ребятам, — подумалось так многим из нас. В любой момент, хоть на перемене, можно прибежать в церковь, поставить свечу, попросить небесной помощи у преподобного Сергия. Ведь известно, как часто он помогает в учении тем, кто в этой помощи нуждается.

Оставляем записки за завтрашнюю литургию, ставим свечи и неохотно покидаем храм.
Нам предстоит посещение музея имени Лизы Чайкиной. Отец Михаил и тут с нами заодно, что оказалось очень кстати для музейной сотрудницы. Группа большая, народ разновозрастный, экспонатов много и управиться с такой большой группой без помощников трудно.

 Музей располагает большим количеством экспонатов военного времени. Мины, гранаты и все виды смертоносных снарядов, падавших на русскую землю и разрушавших мирную жизнь, представлены в этом музее. Нам рассказали о подвиге партизан, о бесстрашных молодых людях, которые, рискуя жизнью, ходили по деревням, говоря жителям правду о войне. Ведь немецкая пропаганда утверждала, что Москва и Ленинград пали. Но свой Иуда нашелся и здесь. Выдал фашистам разведчицу и партизанку Лизу. Ее портрет, книги, личные вещи, рассказ музейного работника о жизни и подвиге запали в детские открытые души наших паломников.

Следующей целью нашего паломничества стал мемориальный комплекс Ксты. И тут батюшка был с нашей группой. Непродолжительная поездка в автобусе и мы, шагая через лесной массив по благоустроенной тротуарной плиткой дорожке, выходим к высокому земляному кургану на берегу озера. На кургане в металле — символический остов сожженного дома и скорбная фигура крестьянки с подкошенными ногами, а на руках кроха-малыш. Все жители этой глухой деревушки были убиты и сожжены вместе с деревней. Их имена на мраморных плитах мемориала. И возраст напротив каждого имени — от двух до семидесяти лет — те, с кем сражалась фашистская нечисть. Такое злодейство могли только совершить люди, не ведающие Бога.
Эта трагедия верхневолжской Хатыни печалью наполнила сердца и детей, и взрослых. Позже в автобусе пятилетний малыш Илюша обсуждал это с мамой, и мне слышна была только часть разговора. Мама, желая успокоить его участливое сердечко, говорит: «А убиенные деточки сразу стали ангелами…»
Отец Михаил читает молитву о упокоении душ убиенных жителей и над Селигерским простором звучит молитвенно: «Вечная память…».

Об этом важно помнить на все времена нашей жизни, чтобы не допустить новой беды!
(Продолжение следует).
Лидия Вакина
Фото Игоря Цветкова
22 июня 2018 г.


Перейти к верхней панели