Престольный праздник в ФКУ ИК-7

В конце июля в ФКУ ИК-7 прошел смотр-конкурс «День колонии», который областной УФСИН проводит уже третий раз, а 10 августа, в день празднования Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление», епископ Ржевский и Торопецкий Адриан совершил Божественную литургию в одноименном храме, находящемся на территории ФКУ ИК-7.
В ржевской исправительной колонии строгого режима отбывают наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких преступлений – убийство, грабежи, разбои; у многих заключенных большие сроки – 10, 15, 20 лет. Храм здесь – подлинный «остров свободы». В «колониальном» храме все сделано с душой, скорее, это даже «крик души». Ведь не случайно понятие “пенитенциарное учреждение” происходит от латинского penitencia – покаяние…

Никогда не унывайте

Правящему архиерею сослужили протоиерей Валерий Макаров, благочинный Ржева, протоиерей Владимир Евстигнеев, курирующий работу с УФСИН.
По окончании литургии владыка, болезнуя сердцем, по-отечески побеседовал со своими сомолитвенниками.
— Мне больно, ребята, что вы проводите свою жизнь здесь. Хотел бы, чтобы каждый из вас вышел по УДО, и больше никогда сюда не попадал.
Свобода – величайший дар, который нужно беречь как зеницу ока,- напомнил владыка.
— Ведь потерять свободу очень легко: ехал, случайно сбил пешехода, и уже сидишь. Ударил в гневе человека, а он умер — и опять сидишь. Жизнь человеческая вообще – очень хрупкая вещь. Вы приобрели здесь тяжелый опыт, но у каждого есть возможность восстановить свое человеческое достоинство и доброе имя. Нужно лишь научиться управлять своим внутренним миром, посадить свои страсти на цепь – сам человек должен это сделать, а не государство.
Не надо бороться с внешним миром, научитесь себя удерживать от всего того, что унижает человека, низводя его на уровень животного. Никогда не ставьте на себе крест — старайтесь работать над собой, чтобы внутри не иметь порочных мыслей, чувств, желаний. Самое главное – никогда не унывайте, приходите в храм чаще — даже жизнь в замкнутом пространстве может принести пользу, если заняться собой, — утешил владыка.

Против течения

Действительно, колония даёт необходимый временной ресурс для качественного изменения личности. Самое главное — захотеть исправиться и узнать, как это сделать, что на своем опыте и пережил староста тюремного храма Марк Веселов.

— Марк Александрович, как давно Вы здесь?
— Как староста храма – уже год. До меня старостой состоял человек, у которого срок заключения был 20 лет, из них 12 он провел при храме. К слову, у меня срок заключения тоже 12 лет — при самообороне убил человека. Мне было 29, когда это случилось. С 30 до 40 лет – важный период в жизни человека, когда он должен самоопределиться, что со мной сейчас и происходит. С детства мама водила меня в храм, она у меня верующая. Мама приняла ситуацию – не осуждала, не упрекала. Господь так устроил, что сейчас я при храме, молитвенно ей помогаю. С девушкой познакомился близкой по духу, она приезжала ко мне на «День колонии». У Бога свои пути, думаю, все случившееся было вразумлением мне. Сейчас воспринимаю колонию как духовную школу, стараюсь приобретать необходимые навыки, чтобы на воле двигаться в правильном направлении, жить по Закону Божию, а не по понятиям. Прихожане нашего храма все очень разные, но вера и надежда нас объединяют. Заметил, когда все благополучно, Бог становится и не нужен. Но когда случаются такие болезненные переломы, начинаешь размышлять, по иному мыслить, осознавать свою неправоту. И постепенно становиться на путь истины. Большинство плывут по течению жизни, а надо плыть против течения, но это тяжело, нужно прилагать усилия, а многим просто лень. Вообще, любое доброе дело дается нам с трудом, ведь мы по природе быстры на зло и медлительны на добро.
— На воле в храмах мало мужчин, почему, как Вы думаете?
— Церковь – это мужская организация, но женщины имеют сердце милующее, поэтому их больше. Мужчины стесняются, а в любви к Богу нужно открыться. Многие думают, что это воспримут как их личную слабость. Время сейчас благоприятное, а человек живет в расслаблении духа. Это расслабление приводит к падению, как это случилось со мной. Но Господь даже такую ситуацию направляет во благо. Поэтому очень важны духовные навыки, которые здесь приобретаешь, чтобы снова не упасть на воле…

Дорога к Богу
В «семерке» сложилась православная община, священники бывают в ИК-7 регулярно: служат молебны, совершают таинства исповеди, причастия. Психологически на зоне жить тяжело, отношения между людьми строятся там совсем по другим, нежели на воле, схемам. И священник нужен заключенным не только как совершитель богослужений, но и как человек, с которым можно просто поговорить, попросить поддержки. Потому что храм — один из путей, позволяющих человеку сохранить в колонии свою личность. Сколько таких путей вообще существует – нам, людям с воли, сложно сказать. Это и учеба, и труд, и спорт. Ясно и то, что путь православия подходит далеко не для всех. Люди попадают в заключение самыми разными путями и по самым разным причинам. У них, естественно, не может быть одной на всех дороги к Богу, и сама по себе принадлежность к общине не может служить лишней «галочкой» при решении вопроса об УДО (условно-досрочном освобождении).
Попадая в систему, человек попадает под действие режима, ставится в условия соблюдения определенных правил. Если человек их не выполняет, применяются меры взыскания: выговор, штрафной изолятор, помещение камерного типа. Если выполняет, то идут меры стимулирования: перевод на облегченный режим, дополнительные посылки, передачи. И человек понимает, что надо считаться с системой, с государством, шире — признавать определенный нравственный закон.
***


Ну а в целом, колония — словно город в миниатюре. Посмотришь – вот оно, наше общество, точный его срез. И на воле редкий человек в трудные минуты не обращается за помощью к Богу, а для людей, оказавшихся в местах лишения свободы, нередко вера становиться одной из тех немногих отдушин, помогающих сохранить надежду…
Михаил Архангельский


Перейти к верхней панели