Владимир Белопесоцкий: путь к себе

 (ок. 1450, Ржев — около 1522 гг.)

Ржевский уезд, обширные пространства которого простирались от Зубцова, граничащего с московскими поселениями, до смоленских сычевско-вяземско-бельских лесов и северных осташковских пустыней, принадлежащих вместе с ржевскими владениями где-то псковичам, а где-то и новгородцам, занимал важное место в государственном устроительстве российских владений.

Обширная Ржевская земля лишь в конце первой половины XVIII века вошла в состав Тверской епархии, когда 1744 году регион был включен в ее территорию[1]. А ранее наш верхневолжский край «издавна был частью обширной патриаршей, позднее синодальной области»[2], т.е. относился к Московии.

В эпоху Средневековья город Ржев и его уезд находился на порубежье четырех мощных политических образований: Московского, Смоленского и Тверского великих княжеств и Новгородской боярской республики[3], отношения между которыми были часто конфликтными и даже враждебными.

Еще в конце XIV столетия уезд и Ржев – первый градообразующий центр на Волговерховье, были приписаны к великому княжеству Московскому и являлись владениями Дмитрия Иоанновича Донского.

В XV веке произошло разделение Ржевского Поволжья на две части, что объясняется важными обстоятельствами. В 1462 году по кончине великого князя московского Василия II (1415-1462) [Темного] (Васильевича, внука Дмитрия Донского) (1415-1462), которому ржевские земли принадлежали наследственно, волжские наделы приобрели новых московских хозяев.

Внуки великого князя Василия Темного — старший Федор и младший Иван (сыновья Князя Бориса Васильевича Волоцкого, умер в 1494 году) получили в наследство каждый по половине Ржевской земли: Федору достались левобережные владения (до 1513 года), Ивану — правобережье. Добавим, что князь Иван Борисович, кроме ржевских земель, унаследовал тогда еще и подмосковную Рузу.

Правобережье или Князь-Дмитровская (Ивановская) сторона стала так именоваться только в следующем (XVI) столетии. Князь Иван Борисович (Рузский), который почил в начале 1504 года, не оставив прямых наследников, завещал ржевские земли великому князю Ивану III (1440-1505) [Васильевичу] – старшему сыну Василия II Васильевича Темного. Напомним, что его важнейшим достижением стало свержение татаро-монгольского ига. В 1485 году к Московским теперь уже царским землям были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородская республика (1478), Тверское великое княжество (1485) и другие земли. Кроме того, в годы правления Ивана III развернулось большое каменное строительство в Москве (Кремль, его соборы, Грановитая палата); построены каменные крепости в Коломне, Туле, других важных оборонительных рубежных городах. К числу русских форпостов принадлежал и Ржев.

Иван III только два года являлся законным управителем ржевского правобережья. В 1505 году права на эти волжские земельные владения переходят к его сыну Дмитрию Ивановичу Жилке (ум. 1521 г.), который имел права на их наследования чуть больше 15 лет. По имени Дмитрия Ивановича волжское правобережье (Князь-Дмитровская сторона) обозначалось пять веков. Скажем, что и поныне ржевские старожилы в бытовом разговоре могут упомянуть этот старинный топограф.

Стоит сказать, что духовным отцом князя Ивана III был преподобный Иосиф Волоцкий (1439/40 — 1515). Именно стараниями о. Иосифа, как отмечает современный исследователь Д.В. Донской, личный княжеский удел «Руза и половина Ржева» (правобережье – О.К.) перешли тогда не к Федору, а в казну Великого князя»[4].

Немалую роль на духовное строительство Ржевских земель оказывает митрополит Макарий (1482 —1563, Москва) — русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года. Стараниями пастыря Ржевщина постоянно находилась в духовном окормлении первопрестольной. Это помощь в строительстве и подновлении храмов, строгое ведение церковных служб, надлежащий уход за церковными строениями.

Напомним, что в XV — XVI веках большая часть правобережья Волги относилась к патриарщим владениями («патриарша слобода», Московская, Ивановская) и знаменитому Иосифо-Волоцкому монастырю, находившемуся тогда в своем расцвете. Как известно, именно в эту эпоху монастырские владения сильно приросли новыми территориями, вобравшими в свой состав более десяти уездов России[5].

Древнейший документ – Писцовая приправочная книга Князь-Дмитровской стороны за 1588 г., находящаяся в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА, г. Москва) показывает, что к XVI в. Ржевский край стал оплотом православия и зарождения крепкого духовного стержня на Волговерховье, надежным щитом российской государственности.

На волжском правом (московском, патриаршем, Иосифо-Волоцком) побережье Ржевской земли (сначала княжества, потом уезда) в Средневековье насчитывалось 18 храмов. В двух из них имелись даже трапезные[6]. Причем из этого числа — 13 храмов уже были каменными (а в 2 или 3 имелись паперти).

В XVI в. Ржев как первый градообразующий центр и важный региональный «узел» на Волговерховье особо выделяется первопрестольной. Как отмечают исследователи, во времена Федора Иоановича (1557- 1598; русский царь с 1584 г.; последний представитель династии Рюриковичей, сын Ивана IV Грозного) на всю Россию было четыре митрополита, шесть архиепископов и восемь епископов. В их числе и ржевский епископ[7]].

Именно тогда эти верхневолжские края, ставшие частью великого русского государства, стали жить вместе со своей столицей, руководствуясь и подчиняясь её законам, указам, историческим документам. Ржев и уезд административно признается важнейшим западным пограничьем первопрестольной и обозначается Замосковским краем, Замосковьем, удельным городом Московского княжества[8].

«Великое стояние» православия на Волговерховье и в Ржевском уезде только за конец XV – начало XVI века даст России 4 великих подвижников, которые стали ее беспрекословными светочами, возведенными в ранг русских святых. Это Гурий (Руготин, 1500-1563, епископ Русской Церкви, первый архиепископ Казанский; почитается в лике святителя); Герман (Садырев-Полев; 1501–1567, епископ Русской церкви, архиепископ Казанский и Свияжский, предполагаемый кандидат на престол Московской митрополии; почитается в лике святителя Русской Церкви).

С Ржевским краем длительное время был связан будущий преподобный Нил Столобенский (конец XV в. – 1555)- основатель монастыря на острове Столобный озера Селигер. В ржевских лесах, в пустынном лесистом месте близ реки Серемхи (или Черемхи) духовно выстраивая свою судьбу, Нил укрывался и подвизался около тридцати лет.

Особого почитания был достоин преподобный Владимир (Белопесоцкий, Серпуховской) — основатель и первый игумен Белопесоцкого, во имя Св. Троицы, монастыря в Московии).

***

Великий пастырь — преподобный Владимир (Белопесоцкий, в миру Василий, около 1450 – 1522) родился в Ржеве. Согласно источникам, в синодике Белопесоцкого монастыря, составленном в 1645 г., был описан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен. Синодик («соединяемый» с греч.) — это книга памяти или список с перечислением имен усопших и живых для поминовения во время богослужения или в частной молитве.

До 2000 года старинный синодик — этот древний манускрипт сохранялся в архиве монастыря. На сегодня он утрачен, ввиду сложных перипетий организационно-административного порядка (как сообщила нам игуменья Белопесоцкого монастыря Агния: сентябрь 2018 г.).

Согласно монастырской «Летописи 1868 г.», которая была составлена на основе документов из Троице-Сергиевой Лавры (ТСЛ), (она также нами пока не засвидетельствована), Василий происходил из родовитой ржевской боярской семьи («меньших и славных бояр»). Предполагаем, первоначально его жизненный путь складывался на военном поприще: он был воеводой[9].

Добавим, что большинство знатных ржевских дворянских фамилий: Игнатьевы, Лутковские, Шишмаревы, Безобразовы, Благово, Гагарины, Дубасовы, Жеребцовы, Квашнины и многие другие служили России крепко, надежно и верно. Более того, некоторые личности из этого уникального списка наших земляков, избирали путь духовного наставничества и просветительства. Известно: Фёдор Михайлович Бяконт (1246-1378) — московский боярин XIV века, который считается родоначальником сановитых фамилий Игнатьевых, Плещеевых и некоторых других дворянских родов, впоследствии стал Алексием I – митрополитом Киевским и всея Руси (1354), епископом, государственным деятелем, дипломатом. В церковно-богослужебных текстах именуется «святителем Московским и всея России чудотворцем».

Как отмечают источники, «преподобный Владимир, будучи знатного происхождения, не мог не получить в юности военных знаний и навыков. В те времена боярские дети принимали участие в боевых походах, владели оружием и знаниями по специфике крепостной архитектуры»[10]

Василий (в будущем — Владимир Белопесоцкий) свой выбор сделал в Новгородском Варлаамиевом Хутынском, в честь Преображения Господня, монастыре. Здесь он принял  монашество.

Сквозь толщу лет предположим, что на земле древней Новгородчины Василий оказался не случайно.

Ржев и Новгород на протяжении длительного времени связывали давние исторические нити. Следует помнить и это подтверждается историческими документами, центральное Духовное управление Ржевских земель в XVIII веке находилось в Новгороде. Все Волговерховье с прилегающими территориями относилось к Ржевскому духовному правлению[11].

Так, среди особого почитания в Ржевском крае испокон веков считался «Животворящий крест» и икона, нареченная его именем[12], которая была обязательна в каждом ржевском храме. Это был старинный сосновый новгородский крест с распятием, рубленный топором, и принесённый еще в XIII веке в Ржев, по преданию, из Новгорода. Крест был украшен золотом, серебром и жемчугом. Его почитали все верующие, как старого, так и нового толка. На кресте была шифрованная надпись, не прочитанная и не зафиксированная документально. Ежегодно 14 сентября в Христорождественском храме, где сберегался крест, при огромном стечении народа отправлялась большая служба. В иные дни доступ к кресту был ограничен. Его хранили в специальной часовне[13]. Настоящий крест-подлинник находился в ржевском Христорождественском храме до событий 1917 года. История его дальнейшей судьбы к настоящему времени по документам нигде не прослеживается.

Еще пример ржевско-новгородского исторического сопутствования. Именно в Великий Новгород, когда Ржев захватили литовские полчища в XV веке, была отослана великая святыня «Ржевская Богоматерь». О ее торжественном возвращении в Ржевские земли ежегодно 12 декабря в местных храмах велись службы вплоть до начала ХХ века[14].

Все эти обстоятельства подтверждают наличие прямых ржевско-новгородских связей и доказывают реальность опыт пребывания  Владимира Белопесоцкого в Великом Новгороде.

Варламиев Хутынский, в честь Преображения Господня, мужской монастырь, начиная с XV- XVI вв. являлся одним из центров церковной и политической жизни не только Новгородской земли, но и России (расположен в 7 км от Новгорода).

Скажем, что в 1532 г. Василий III[15] дал монастырю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только Великий князь, в духовных — Новгородский архиепископ, и освободил монастырь от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (г. Старая Русса). Согласно писцовым книгам XVI в., монастырю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе (*соль была одним из стратегических запасов), рыбные ловли в Волхове, Онежском озере. В В. Х. м. делали вклады: царь Иоанн IV Васильевич, в 1542 г. князь В.И. Оболенский (покров с изображением прп. Варлаама), другие именитые персоны государства Российского[16].

В XIII – XVI вв. монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода[17].

Сам монастырь в XV в. представлял собой уникальный архитектурный ансамбль церковных строений.Несмотря на то, что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. монастырь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии. Расцвет обители связан с покровительством Великого князя Василия III Иоанновича (1479-1533), особо почитавшего прп. Варлаама (перед кончиной он принял схиму с именем Варлаам)[18].

Предполагаем, что отец князя Василия III — Князь Иоанн III Васильевич (Великий, 1440-1505) стал неким «крестным отцом»[19] для св. Владимира Белопесоцкого, разглядев и предопределив в этом монахе – насельнике Варламиев Хутынского монастыря большие возможности в государственных нуждах России. И есть основания считать, что именно его, как практичного и опытного в военном деле, назначил для служения на южных рубежах Московии и строительства пограничных военных крепостных фортификаций под г. Кашира на берегу реки Оки, где тогда проходила оборонная «засечная черта» княжества.

Первые документы, свидетельствующие о жизнедеятельности монастыря, пастырем и основателем которого стал прп. Владимир Белопесоцкий, датируются рубежом XV-XVI вв. Это жалованная грамота служилого татарского князя Магомет-Амина от 16 ноября 1498 г. В феврале 1507 г. князь Василий III Иоаннович дал Владимиру Белопесоцкому тарханную и несудимую грамоту[20] на починки (небольшие поселения) в Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской волостях Каширского уезда. Последняя жалованная грамота, выданная игумену, датируется январем 1522 года[21]. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года».

При жизни преподобного Владимира в обители были построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского уезда за 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью»[22].

***

Святым Владимира стали почитать еще в XVII веке[23]. В 1998 г. святого прославили в лике местночтимых. В 2008 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского был издан акафист Преподобному Владимиру, игумену Белопесоцкому, празднование которого ежегодно чествуется 15\28 июля. В 1 кондаке[24] икосе[25] говорится: «Избранный чудотворче и воине Христов, устроителю обители предивныя, наставниче монахов и собеседниче ангелов! Похвальное пение приносим ти, преподобне отче наш Владимире, ты же, предстоя Престолу Господа славы, моли о нас, прославляющих тя с любовию и умиленно вопиющих: Радуйся, Владимире, Белопесоцкий чудотворче.

Икос 1: «Ангел земный и человек небесный воистинну был еси, преподобне отче наш Владимире, издетска бо страху Божию родители твоими наученный, в преподобии и правде во вся дни живота твоея неленостно Господеви поработал еси. Мы же, удивляющеся равноангельному житию твоему, прославляем тя сице:

Радуйся, земли Тверския прозябение святое.

Радуйся, града Ржева отрасль пречестная.

Радуйся, славных родителей плод боголюбезный.

Радуйся, лучами Трисолнечнаго света озаренный»[26].

***

В 2018 году исполнилось 520 лет монастырю. Мы навестили место последнего пристанища нашего земляка, свезли ему горсть отеческой ржевской земли, поклонились его великим делам на благо России.

Он был с нами: ярко играло осеннее солнце, ласкали слух колокола монастырской надвратной церкви, за целый день не было ни единой мирской преграды…

Ольга Кузьмина

[1] Матисон А.В. Соборные протоиереи Ржева и Осташкова в XVIII веке. // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2011. Вып. 4. С. 144.

[2] Холмогоровы В.и Г. Материал для истории, археологии и статистики церквей города Ржева XVII-XVIII вв. // ТЕВ. 1894. №1. Приложение. — Тверь: Тип. Губернского управления. 1894. С. 3.

[3] Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. — Тверь: Полиграфкомбинат. 1991. С.12.

[4] Донской Д.В. Рюриковичи. Исторический словарь. — М. 2008. С. 614.

[5] Александрова Т., Суздальцева Т. Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель. Изд. 3. – М.: Северный паломник. 2007. С. 24.

[6] Иванов П.С. Деревянные храмы правобережья Ржевского и Осташковского уездов по материалам описаний XVI-XVIII веков. // Первый Петербургско-Тверской семинар «Тверской край в науке и культуре». Сборник научных статей. Ред. Ю.В. Кривошеев, В.М. Воробьев. — Тверь: Седьмая буква. 2009. С. 152.

[7] Ржев. Словарь-справочник. Автор-составитель О.А. Кондратьев. — Ржев: филиал ГУПТО «ТОТ» «Ржевская типография». 2005. С. 33.

[8] Симсон П.Ф. Из истории Ржева. Составлено по архивным материалам. Издание ТУАК. – Тверь: типолитография М.В. Блинова. 1916. С. 6.

[9] http://www.svtbm.ru/1/s_rad_v_bel.html. Преподобный Владимир Белопесоцкий. Дата обр. 12.10.2017.

[10] Святыни Подмосковья. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. – М. 2017. С. 14.

[11] ГАТО. Ф. 1071. Оп. 1. Д. 56. Ведомость о количестве церквей и церковнослужителей, находящихся в ведении Ржевского Духовного правления Новгородской губернии, 1763 — 1765 гг.; Д. 57. Ведомости и списки монахов и монахинь, находившихся в монастырях Ржевского уезда, 1763 г.; Д. 103. Сведения об иконах, находившихся в монастырях и церквях Ржевской епархии.

[12] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15840. Л. 23.

[13] Моряков С.В. О древних монастырях Ржева. // Быль нового Ржева. 20 мая 1998 г. С. 3.

[14] Забелин И. Е. История города Москвы. Неизданные труды. — М.: Изд-во им. Сабашниковых. 2003. С. 324-331.

[15] Согласно 2-й ред. жития прп. Варлаама, в начале XV в. в монастыре у гроба преподобного Варлаама исцелился младший брат Великого князя Василия I новгородский князь Константин Дмитриевич (восьмой сын князя Дмитрия Донского).

[16] Святые Новгородской земли или история святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Т.1 – X-XV вв. – Великий Новгород: изд. Тригон. 2006. С. 204.

[17] К настоящему времени в архивах сохранились отдельные древние манускрипты из этого собрания. В середине XVII в. в монастыре была устроена типография. См. Святые Новгородской земли или история святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Т. 1 – X-XV вв. – Великий Новгород: изд. Тригон. 2006. С. 206. Сегодня это действующий женский монастырь.

[18] http://www.sedmitza.ru/text/520483.html. Владимир Белопесоцкий. Дата обр. 12.06.2018.

[19] Правление 1462-1505 гг.

[20] Тарханная грамота в Древней Руси – документ, который освобождал от повинностей и любого суда, кроме царского. Давался преимущественно духовным лицам и учреждениям, а иногда и мирянам.

[21] Это стало историческим основанием определения года его кончины.

[22] РГБ. Ф. 303/I. № 476. 1664 г.

[23] Святыни Подмосковья. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. – М. 2017. С. 14.

[24] Конда́к (греч. κοντάκιον) — жанр церковной византийской гимнографии в форме проповеди, посвящённой церковному празднику.

[25] И́кос (греч. Οἶκος — дом) — церк. песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие.

[26] http://www.k-istine.ru/acathisti/acathistus_vladimir_belopesotskiy.htm. Дата обр. 12.09.2018.


Перейти к верхней панели