Памяти Высокопреосвященнейшего Алексия (Коноплева) митрополита Калининского и Кашинского (1910-1988)

Митрополит Алексий — выдающийся деятель Русской Православной Церкви XX века. Он занимал Тульскую, Рижскую, Екатеринодарскую архиерейские кафедры. Последней его кафедрой была древняя Тверская. Здесь он много сделал славных дел для развития церковной жизни, проповеди слова Божия. При нём впервые стал ежегодно праздноваться Собор Тверских святых. Влыдыка Алексий был и остаётся на сегодняшний день единственным тверским архиереем, правившим епархией в сане митрополита. В последнии годы своей благотворной жизни митрополит Алексий являлся старейшим по хиротонии архиереем Русской Православной Церкви. Владыка Алексий, переживший ужасы войны, был активным миротворцем. Высокопреосвящённый Алексий был воистину человеком святой жизни, всем сердцем, преданным Церкви Божией и своей пастве, очень его любившей.

Митрополит Алексий активно участвовал в жизни своей епархии. Он любил церковное пение и хорошо сам пел на клиросе, также хорошо он писал музыку, стихи, рисовал. Им написан ряд церковных песнопений. При его активном участии установлено празднование Святым, в земле Тверской просиявшим, причём владыка Алексий сам составил службу тверским Святым (впервые празднование произошло 14-15 июля 1979 и было очень торжественно). В свободное от архипастырских трудов время митрополит Алексий столярничал, шил (в том числе церковное облачение и для самого себя), занимался фотографией и огородничеством. Активно занимался миротворческой деятельностью, имел высокие награды от Советского комитета защиты мира. Митрополита Алексия любили и иерархи, и миряне.

 ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О МИТРОПОЛИТЕ АЛЕКСИЕ:

В 156 километрах от Воронежа, на левом высоком берегу Дона стоит старинный Павловск. Именно здесь прошли детство и юность будущего митрополита Алексия (Коноплёва).

Он родился в студеном январе 1910 года. Уютный быт провинциального городка старой России навсегда будет связан с детскими воспоминаниями Вити Коноплева, так звали будущего святителя в миру. Отец умирает в голодном 22-м году, когда Виктору было всего 12 лет, и весь груз забот ложится на плечи матери. Именно она открывает в юном сердце истоки чистой веры и пламенного сострадания к страждущим и гонимым. Её светлый образ сын пронесёт сквозь всю свою жизнь.

С юных лет Виктор уже понимает: жизнь дана ему не для приобретения славы, богатства и долготы дней, а для подготовки себя к вечности. Он с детства мечтал служить Богу и ещё мальчишкой прислуживал в Преображенском соборе.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Как рассказывал Владыка, это было очень тяжелое время. Он десятого года рождения, фактически дитя предреволюционного времени. Первая мировая война, большевистская революция… А владыка – человек, вышедший из традиционной семьи, то есть представитель старой формации, носитель консервативных взглядов. Я так понимаю, с ранних лет существовало в нем некое интуитивное неприятие этого строя. Фактически он был диссидентом, человеком, принадлежащим к «старорежимному» классу, враждебному советскому строю. Его воцерковленность не подходила под образ правильного советского гражданина. Будучи верующим христианином, Владыка претерпел много лишений в зарождающемся безбожном государстве. Как член Православной Церкви, он относился к категории «лишенцев», которые не могли участвовать в выборах, им было отказано в продовольственных и вещевых карточках. Но для Владыки, несмотря на все горести и лишения, Церковь всегда занимала первое место.

2 апреля 1933 года Воронежский архиепископ Захария назначает Виктора Коноплёва псаломщиком к Покровскому храму Павловска. Это были годы страшных гонений на Русскую Церковь, когда она потеряла многих своих иерархов, священников и мирян. Не обошли они стороной и Виктора Коноплёва, его приговаривают к трем годам ссылки.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Владыка мало говорил о ссылке в Свирские лагеря. Я, к примеру, не знал об этом периоде его жизни. И лишь в дальнейшем, когда я подготавливал архив для музея, нашёл справку, указывающую на то, что Владыка был осуждён, а потом реабилитирован.

Великую Отечественную будущий митрополит Алексий встретил в Штрафном батальоне на Дальнем Востоке. Свирские лагеря были уже позади, но он часто вспоминал их во время тяжелейших боёв под Ржевом. Потом было ранение, госпиталь и вновь передавая.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Будучи диссидентом, прошедшим через ссылку, не предал своей Отчизны, не предал своей веры. Ранен, награждён, уважаемый человек… Верующие люди, как сказал апостол Пётр, Бога бойтесь, царя чтите, всякая власть от Бога поставлена, значит Господь попустил по нашим грехам, значит надо подчиняться. Владыка всегда был законопослушным человеком.

Его ранят вторично, и после лечения, как не пригодного к строевой службе, отправляют в военно-дорожный отряд, а в декабре 1945 года демобилизуют, вручив благодарственную грамоту командующего войсками Ленинградского военного округа Маршала Леонида Александровича Говорова.

Митрополит Виктор (Олейник): Рассказывал однажды, как его послали за «языком». Вот стою и наблюдаю, и вдруг на меня каким-то лёгким ветром дунуло, чуть сдвинулся в сторону незаметно. Вдруг почувствовал, что на уровне сердца в левой руке как-то потеплело. Ранение от вражеского снайпера. …И ветерок – это Промысл Божий. Суждено было не погибнуть и остался жив.

Будущему владыке предстоял ещё долгий жизненный путь. После демобилизации он едет в родной Павловск, где устраивается в местное педагогическое училище преподавателем игры на скрипке. Но проработал он там всего два месяца. Замеченный кем-то из коллег на клиросе храма, Виктор Александрович вынужден был написать заявление об уходе по собственному желанию. Видимо этот эпизод с увольнением послужил последней каплей, переполнившей чашу терпения. Буквально через день он уезжает в Воронеж, где становится иподиаконом епархиального архиерея.

Митрополит Виктор (Олейник): Владыка рассказывал про то, как принял решение рукоположиться. Он не собирался учиться в семинарии и пришёл к воронежскому владыке с просьбой о хиротонии. Но воронежский архиерей отнесся скептически к этой идее: «Ты служил в армии, воевал, и были моменты, когда кто-то отрекался; а ты случайно не отрекался?». Тогда Владыка принес характеристику от маршала Говорова, где отмечались все положительные черты, и, в частности, такая черта: «придерживается религиозных убеждений». Конечно, это дало возможность не сомневаться в искренности и чистоте намерений ставленника.

Воронежский архиерей направляет запрос на имя святейшего патриарха Алексия о возможности рукоположения в священный сан Виктора Коноплёва. Ответ долгое время не приходит и Виктор Александрович решает поступить в Московскую Духовную семинарию.

Спустя год после начала учёбы в семинарии, в праздник Вознесения Господня 13 июня 1948 года, архиепископ Гермоген – ректор Московской Духовной академии в Успенском академическом храме Новодевичьего монастыря рукополагает Виктора Коноплёва в сан диакона.

После окончания семинарии 1 июля 1951 года митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) рукополагает его в пресвитерский сан. Отца Виктора назначают штатным священником в храм пророка Илии в Обыденском переулке, а через два года переводят в Воскресенскую церковь на Успенском вражке (ныне это Брюсов переулок). Этот храм часто посещали артисты Большого театра, которые очень полюбили отца Виктора за прекрасный голос и великолепную манеру служения.

Митрополит Виктор (Олейник): Владыка рассказывал подробности этого перевода. Много было писем на имя Святейшего Патриарха Алексия с просьбой вернуть отца Виктора в Воскресенский храм. Сам Козловский умолял Святейшего возвратить отца Виктора обратно… Тем не менее, перевод произошел. Троицкий храм на Воробьёвых горах был тогда в ужасном состоянии, требовался капитальный ремонт. Отец Виктор занялся этим богоугодным делом.

Это сегодня Троицкий храм на Воробьёвых горах весь горит и сияет, а тогда в 1953 году он выглядел совершенно иначе. Отец Виктор тогда уже учится в Московской Духовной академии, которую закончит в 1955 году. Это было начало хрущёвской оттепели – сложное, противоречивое время, когда страна казалось очнулась от жуткой спячки. Но в историю Русской Церкви это время вошло, как трагический период последних попыток руководства СССР радикально, в кратчайшие сроки решить религиозную проблему. В эти сложные годы, протоиерей Виктор Коноплёв экстерном заканчивает Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Покойный патриарх Алексий Первый (Симанский) очень любил протоиерея Виктора и предложил ему стать епископом. Несмотря на то, что отец Виктор говорил о своей неготовности к епископскому служению, эта хиротония была необходима в столь трудный период для Церкви.

6 июня 1955 года в Троице-Сергиевой лавре наместником архимандритом Пименом (будущим 14 патриархом Московским и всея Руси) протоиерей Виктор Коноплёв был пострижен в монашество с именем Алексий.

Митрополит Виктор (Олейник): По традиции новопостриженный неделю должен пребывать безвыходно в храме. После прошествия семи дней Святейший Алексий поинтересовался у архимандрита Пимена о состоянии новопостриженного. Ответ был таков: «сидит в храме, молится». На что Святейший очень строго отреагировал: «отец наместник, не издевайтесь над будущим архиереем, немедленно освободить!».

Спустя восемь дней он был возведён в сан архимандрита. 20 июля 1956 года в зале заседаний Священного Синода Московской Патриархии архимандрит Алексий был наречён, а на следующий день в Богоявленском Патриаршем соборе хиротонисан во епископа Молотовского и Соликамского. Его епископскую хиротонию возглавил святейший патриарх Алексий Первый, в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), архиепископа Одесского и Херсонского Сергия, епископов Палладия и Доната.

Митрополит Виктор (Олейник): Как-то Святейший вызвал Владыку на прием и выразил намерение отправить Владыку на должность викарного епископа к Ленинградскому митрополиту. Викарий Ленинградской митрополии тогда являлся и наместником Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Тогдашний Митрополит Елевферий (Воронцов) сильно болел. Для Владыки послушание было важнее всего, и он смиренно согласился на викариатство, несмотря на грозящий конфликт с пермским уполномоченным по делам религии.

Вскоре преосвященному Алексию определено быть епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. По прибытии в северную столицу владыка назначается настоятелем только что переданного Русской Церкви Троицкого собора Александро-Невской лавры. Сотворив горячую молитву, с Божией помощью владыка взялся за дело. Его стараниями собор был благоустроен в рекордно короткие сроки. Более того, за это время он обрёл искреннюю любовь и уважение паствы. По окончании ремонта, в июне 1960 года епископ Алексий награждается Патриаршей грамотой, и вскоре получает новое назначение. 14 ноября 1961 года ему определено быть епископом Тульским и Белевским. На всё воля Божия – собрал вещи и поехал.

Нужно принимать то, что есть и из этого делать потребное, часто наставлял владыка. Так и сам, мало-помалу, как пастырь добрый благоустраивал вверенную его попечению Тульскую епархию. 11 мая 1963 года святейший патриарх Алексий награждает его орденом «Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени», а 25 февраля 1964 года возводит в сан архиепископа. В этом же году владыка становится почётным членом Московской духовной академии.

Митрополит Виктор (Олейник): Вспоминаю один примечательный случай, произошедший в Туле, который хорошо показывает характер и простоту Владыки. Во флигеле, где проживал правящий архиерей Тульский, стояла собачья будка. И вот когда собаки уже не стало, владыка будку демонтировать, а само место зацементировать и заштукатурить. Тогда Владыка меня назначил заведовать хозяйством. Был приглашен мастер, который отнесся к работе несколько безалаберно – неровной получилась стенка… Владыка сделал замечание, разгорелся спор, но в конечном счете договорились, что недостаток будет исправлен на следующий день. Не дожидаясь каменщика, Владыка самостоятельно разобрал кладку, заново выложил, качественно заштукатурил стенку. На следующий день каменщик сильно удивлялся тому факту, что работу столь качественно выполнил сам Владыка, ведь «архиерей такими вещами не должен заниматься».

27 января 1966 года архиепископа Алексия переводят на Рижскую кафедру, а спустя десять месяцев назначают на Краснодарскую епархию.

Кубань, житница России. Яркая синева неба, сочная зелень и золото спелого зерна, тихая и уютная жизнь кубанских станиц и хуторов. С этим благодатным краем покойного митрополита Алексия связывают почти два десятка лет жизни. 8 октября 1966 года он назначается на Краснодарскую кафедру.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Будучи Краснодарским архиереем, он часто ездил в Грузию и встречался с грузинским католикосом Ефремом. Владыку восхищала личность Грузинского предстоятеля, его добродушие и прямота, строгое следование православным канонам.

Посещение сельских и городских приходов, бесконечные встречи и беседы с самыми разными людьми от бабушки на скромном сельском приходе до высоких церковных иерархов. Каждого человека он как будто видел насквозь.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Владыка, окормляя Краснодарскую епархию, проводил серьезную работу, ведь и тогда Краснодарский край считался национальной здравницей. Многие зарубежные делегации, к примеру, представители Александрийского патриархата, принимались при непосредственном участии Владыки.

Именно в Краснодарском крае состоялась судьбоносная встреча будущего клирика Тверской епархии отца Валерия Ильина с тогда ещё архиепископом Алексием. Но об этом чуть позже, а пока 25 ноября 1967 года в стенах Московской Духовной Академии архиепископ Алексий удостаивается ученой степени Магистра богословия за монографию «История Тульской епархии со времени её учреждения 1799 – 1917 годы». Ежедневный настойчивый труд по-прежнему остаётся его подвигом. 25 ноября 1968 года владыка Алексий успешно защищает диссертацию и удостаивается степени магистра богословия, а в апреле 1978 года новый перевод, уже на Калининскую кафедру.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Я с ним в 1977 году познакомился. По болезни меня направили на санаторное лечение в Лазаревское, и я как-то зашел помолиться в церковь Рождества Богородицы. На всенощное бдение прибыл владыка Алексий, архимандрит Виктор. Я попросился на клиросе читать. После богослужения Владыка подозвал пообщаться, похвалил за хорошее чтение, благословил на дальнейшие труды.

Примерно через год состоялась их вторая встреча, но уже на Тверской земле. Отец Валерий уже был диаконом.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Относительно своего перевода Владыка сильно переживал. Уж очень привык к теплому климату Краснодарского края. Кроме того, Воронежская область с родным Павловском были совсем рядом. Говор Владыки, кстати, так и оставался казачий.

Вскоре ходатайством архиепископа Алексия перед священноначалием Русской Церкви устанавливается празднование Тверским святым. Владыка сам составляет праздничную службу. Его заботами благоукрашается самый древний в Твери Троицкий кафедральный собор. А в январе 1980 года 14-й патриарх Московский и всея Руси Пимен награждает его орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а в сентябре 1981 года возводит его в сан митрополита.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Прошли годы, и переживания Владыки по поводу отъезда из Краснодара утихли. Я поддерживал дорогого Владыку: «Владыка, сидели бы в Краснодаре, может быть и не стали митрополитом, белого клобука не получили бы. А вот теперь вас святые позвали и побелили…»

Здесь в Твери, как и прежде, около владыки утешались скорбящие, мир и любовь сходили на души отчаявшихся. Как будто сам воздух около него наполнен был Божиим присутствием, и вера оживала в душе и устремлялась к горней чистое, к небесной нашей родине.

Евгений, митрополит Таллиннский и всея Эстонии: Я поступил в Московскую семинарию в 1980 году, и помню, как приезжал владыка Тверской Алексий в академию. Он любил приезжать на праздник преподобного Сергия в Лавру и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в духовную академию. И вот что запомнилось мне, тогда еще молодому студенту. Это был солидный архиерей, чувствовалась дореволюционная закалка, солидность во всех его движениях и словах. На меня это произвело очень приятное впечатление.

Совершенно особые отношения сложились у митрополита Алексия со Свято-Троицкой Корецкой женской обителью, расположенной в Ровенской области Украины.

Монахиня Рафаила, насельница Свято-Троицкой Корецкой обители: Владыка Алексий любил посещать нашу обитель. Наш монастырь в 1984 году получил статус ставропигии. Несколько раньше произошел небольшой спор между игуменьей Наталией и митрополитом Филаретом Киевским. Конфликтная ситуация существовала несколько лет. Когда Владыка Филарет хотел снять с настоятельства матушку Наталью, он неофициально запретил всем украинским архиереям служить в обители. Все следовали этому благословению, и лишь Владыка Алексий поддержал монастырь и периодически приезжал в обитель на большие праздники.

Владыка приезжал в Корицы в любое время, но обычно это случалось на большие праздники. Летом на автомобиле, а зимой на поезде.

Монахиня Рафаила, насельница Свято-Троицкой Корецкой обители: Зимой Владыка посещал нас с духовенством Тверской епархии (отец Валерий, отец Василий, тогда еще архимандрит Виктор) на святочной неделе. По монастырской традиции на третий день по Рождестве Христовом устраивался Вечер Колядок. Отслужит у себя в Твери Рождество Христово, и к нам едет на колядки. Владыка всегда в этот вечер служил в монастырском храме и присутствовал на этих колядках… А летом он приезжал на праздник Иконы Божией Матери «Споручница грешных». Этот праздник у нас отправляется в четверг после Дня Святой Троицы.

Конфликт игуменьи Натальи и бывшего Киевского митрополита Филарета длился несколько лет. Конечно же, митрополит Алексий рассказывал о сложившейся непростой ситуации и Святейшему Патриарху Пимену, и своему тёзке, тогдашнему управляющему делами Московской Патриархии, будущему пятнадцатому Патриарху Алексию Второму. И эти беседы возымели своё действие.

Монахиня Рафаила, насельница Свято-Троицкой Корецкой обители: Матушка игуменья много раз докладывала Святейшему Пимену относительно обстановки в монастыре. Меня матушка направляла с докладом в патриархию и, в конце концов, по милости Божьей Святейший Пимен благословил нам ставропигию, облегчив нам эту нелегкую долю испытаний с митрополитом Филаретом. Символично, что патриарший указ о предоставлении ставропигии нашей обители был подписан на следующий день после празднования Иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Протодиакон Николай Радцевич познакомился с митрополитом Алексием в теперь уже далёком 1985 году. Три года он служил с владыкой в качестве протодиакона кафедрального собора.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: Весной 1985 года я приехал в тогда ещё Калининскую епархию. Познакомились с Владыкой, потому что я намеревался перейти под его начало. Первое моё знакомство состоялось в Фомино воскресенье в соборе Вышнего Волочка. Владыка сразу произвёл замечательное впечатление. Что говорить, это – человек с большой буквы: глубоко верующий, с чувством юмора и притягивающий своей улыбкой, внутренней добротой.

Митрополит Алексий, как бы соединил в своей жизни сразу несколько исторических эпох. Он родился во времена старой России и бережно сохранял в себе память и дух того времени, несмотря ни на какие революционные перемены советской эпохи. И может быть именно поэтому Господь сподобил его лицезреть начало крушения атеистического лихолетья и возрождения церковной жизни на Руси.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Владыка стяжал в себе дореволюционную традицию, пронес этот дух и в советское время. Он бережно относился ко всем церковным установлениям и хорошо понимал, что такое принцип церковного послушания.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: Я никогда не видел его раздражённым. Он никогда не повышал голоса, хотя внешне казался суровым. Не зря его звали Дедушка. Он был как дедушка для всех нас – и по облику, и по своему поведению, и по своему отношению к окружающим…

Это был воистину подвижник и исповедник ХХ века, смиренно и с кротостью несший по жизни крест, уготованный ему Господом. Сорок лет прослуживший в священном сане, он радовался как ребёнок каждому храму, который власти начали возвращать Калининской епархии во второй половине восьмидесятых годов прошлого века.

Владимир Антонович Суслов, последний председатель Калининского облисполкома: В 1987 году я был избран председателем облисполкома… Епархия выждала некоторое время, чтобы я сориентировался в новой работе, а затем обратилась по организации встречи. Такая встреча состоялась, и когда я увидел этого на первый взгляд мужественного сурового человека, я несколько растерялся. Потом, кода мы сели за стол и повели беседу, то он очаровал меня своей простотой, душевностью и глубоким пониманием обстановки. Он рассказал о ситуации, которая складывалась на тот момент в епархии, высказал несколько предложений. Он по-отечески говорил о том, что Церковь христианская проповедует добро, понимание между людьми, поэтому эти чаяния должны быть созвучны с требованиями государства и его воспитательной работы среди народа. Значит, мы обязаны дружить… И мне это запало в душу, и в дальнейшем, когда я продолжал трудиться в администрации, мы начали целенаправленную работу по передаче культовых объектов епархии.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Когда Владыка приезжал, в Твери была одна открытая церковь, собор «Белая Троица». Владыка видел в юбилейном празднике 1000-летия Крещения Руси новое веяние. Отношение государства к Церкви улучшалось.

Протодиакон Николай Радцевич, клирик Воскресенского кафедрального собора: В 1980-х годах Тверская епархия обратилась в исполком Ржевского городского совета с просьбой вернуть епархии здание Оковецкой церкви. В августе 1985 года для восстановления городских храмов в Ржев прибыл тверской священник Олег Чайкин. 19 декабря 1986 года в праздник одного из наиболее почитаемых святых – святителя Николая Чудотворца, храм Вознесения Господня был освящен Владыкой Алексием.

Владыка Алексий любил Россию и искренне верил в её духовное возрождение. Протоиерей Валерий Ильин очень часто и подолгу беседовал с ним на эти темы, каждый раз удивляясь жизненной энергии, исходившей от этого уже не молодого, много пережившего на своём веку, человека.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Владыка говорил о том, что народ наконец вспомнит Православную традицию. Даже многие коммунисты тайно веруют. Владыка надеялся и уповал на возрождение, когда будут повсеместно открываться церкви, и сойдет тот туман безбожия. И Россия станет вновь великой страной…

Митрофорный протоиерей Василий Киричук, почетный настоятель Богоявленского собора, Вышний Волочек: Это был переломный период. Подходило время празднования тысячелетия Крещения Руси. Помню, как отмечали праздник 9 мая. В Твери священству можно было почтить память воинов до или после праздника, а в день Победы – нельзя. В Вышнем Волочке было принято, что батюшка участвует в праздновании вместе со всеми, поэтому я пригласил Владыку на мероприятия.

Владыка одел свои медали и ордена, как участник Великой Отечественной войны. Это было что-то невообразимое. Такое пристальное внимание было к Владыке. Его взяли на трибуну… и с этого времени местная власть стала его приглашать. И в Твери можно было теперь вместе возложить цветы, но Вышний Волочок был у него на особенном положении… наверное, потому что его приняли… Поэтому Владыка принял решение отмечать Тысячелетие Крещения Руси с Вышнего Волочка.

Незадолго до 1000-летия Крещения Руси в город Калинин едет режиссер Светлана Сергеевна Дружинина снимать свой знаменитый фильм «Гардемарины вперёд». Четыре серии приключений и интриг, шпаг и интерьеров 18 века с политической завязкой и продолжительными лирическими отступлениями. Но Светлана Сергеевна едет в Тверь с тяжёлым сердцем. В сценарии фильма был чётко прописан эпизод, уже снятый в одном из московских храмов, когда во время богослужения французский шпион Де Брильи должен был увидеть красавицу Анастасию Ягужинскую. Этот эпизод был очень дорог Дружининой. Дедушка Светланы Сергеевны был священником, и в память о нём она хотела непременно оставить эту сцену в фильме. Но редакторский отдел Мосфильма потребовал убрать эту сцену из кинокартины.

Светлана Сергеевна Дружинина, кинорежиссер: Мы начали снимать здесь в Калинине, и нам были необходимы съемки в часовнях, чтобы нашим героиням прислуживали монашки, чтобы они читали молитвы. Актёрам это очень трудно даётся. Это же определенное искусство и вести надо себя соответствующим образом. Да и снимать в святых местах без благословения митрополита нам не давали. И поэтому мы должны были встретиться с митрополитом Калининским и Кашинским Алексием. Меня пригласили не одну, а с Михаилом Боярским.

Они пришли в маленький домик, рядом с храмом Белая Троица. Прихожая уставленная иконами, а дальше комната, где стоял большой длинный стол, за котором сидели молодые батюшки вместе с митрополитом Алексием.

Светлана Сергеевна Дружинина, кинорежиссер: Могу сказать, что в моей работе необходимо понимать и читать лицо. Лицо Владыки произвело на меня невероятное впечатление. Во-первых, очень тонкое, интеллигентное, мудрое, спокойное лицо с очень хорошим доброжелательным и проницательным взглядом. Во-вторых, я обратила внимание на утонченную жестикуляцию красивых рук. Он пригласил нас присесть. А затем началось мирное застолье, где мы могли рассказать о наших вопросах, бедах и пожеланиях.

Через некоторое время молодые священники вместе с Михаилом Боярским уходят на крыльцо, а Дружинина остаётся с митрополитом Алексием вдвоём и излагает ему свою печаль по поводу спорного эпизода в храме.

Светлана Сергеевна Дружинина, кинорежиссер: Владыка меня успокаивал. «Скоро грядет тысячелетие Крещения Руси и большой крестный ход по всей России, они обязательно пройдут через Тверь… Не буду обещать, что замолвлю словечко, но постараюсь это сделать. Мне даже будет необязательно это делать, потому что Тысячелетие поднимет значимость Церкви. Вам ничего не нужно будет делать. Ваш эпизод будет первым шагом и первым словом о Православной вере, запечатленном на телевизионном экране… просто затяните ситуацию, чтобы вам совпасть с этим крестным ходом».

Дружининой не пришлось лгать и искусственно затягивать пересъемку спорного эпизода. Через три дня на съемках под Тверью, наверное, по молитвам владыки Алексия, Господь Сам пришёл на помощь к Светлане Сергеевне. Через три дня она ломает ногу и производство кинофильма останавливаются на долгие месяцы.

Дружинина монтировала фильм, когда уже совершилось празднование тысячелетия Крещения Руси. Весь редакторский отдел Мосфильма к тому времени уже понимал, что эпизод снятый в храме – это как раз то, что сейчас нужно показывать на экране. Она действительно стала первой, кто в игровом кино показал красоту православного богослужения. Но не только Светлане Сергеевне помогал своими мудрыми советами владыка Алексий.

Архимандрит Аркадий Губанов, наместник мужского монастыря Нилова Пустынь: Общение с Владыкой крепко залегло в моем сердце. Каждый день я вспоминаю его в молитвах. Вспоминаю его наставления. Владыка говорил, если ты готов принять и пить ту чашу испытаний, соблазнов, искушений, то ты будешь нести Крест Христов. Если не сможешь нести, то лучше и не браться.

Лето 1988 года выдалось очень напряжённым и жарким. Это был год Тысячелетия Крещения Руси. Во всех епархиях Русской Православной Церкви проходили юбилейные торжества. Калининская и Кашинская епархия, находясь на дороге между двух столиц, принимала и заезжих гостей, направлявшихся в город на Неве.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: Множество иностранных делегаций, особенно по линии ОВЦС, было принято Тверской епархий по случаю юбилейных торжеств. Владыка был гостеприимным человеком. В Твери принимали на высшем уровне, и все это была заслуга дорогого Владыки. Приезжали из далеких уголков мира: Япония, США, даже Мадагаскар…

Такое напряжение сил не могло не сказаться на здоровье уже не молодого отягощённого ещё фронтовыми недугами человека.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: Вспоминаю последнюю делегацию из Японии. Но видно было, Владыка устал, жизненные силы иссякали…

Это была последняя делегация, которую принял в своей земной жизни митрополит Алексий. В сентябре 1988 года, он был вынужден лечь на обследование в больницу, а выйдя из неё, вдруг неожиданно засобирался на свою родину в Воронежскую область, в город Павловск. Это более семисот километров пути, которые предстояло преодолеть на стареньком видавшем виды автомобиле «Волга». Владыку пытались отговаривать, но он всё же поехал, надеясь, что здоровье не подведёт, а встреча с малой родиной даст новые положительные эмоции.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: В конце сентября мы служили литургию в «Белой Троице», владыка собрался на свою родину в город Павловск Воронежской области, и к следующему воскресенью должен был вернуться в Калинин… Прощаясь, взял у него благословение. Он сказал: «до субботы, как обычно».

Впереди была целая неделя и отец Николай тоже отправился по своим делам, не преминув заехать в Лавру преподобного Сергия на престольный праздник, 8 октября 1988 года. Здесь его ждало роковое известие.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: Зашёл в академический храм. На заупокойной ектенье произносят имя новопреставленного митрополита Алексия. Я даже не подумал… А, потом узнаю: Калининский митрополит скончался! Вот в Сергиев день я узнал о кончине Владыки.

Отец Валерий был одним из ближайших помощников митрополита Алексия Коноплёва. Были сотни поездок, по Тверской области, на Украину, многое уже стёрлось в памяти, но холодная октябрьская ночь 1988 года не забудется никогда.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: На Сергиев день архимандрит Виктор поехал в Троице Сергиеву лавру, а я служил у себя. Ночью, в общем, наверное, пол второго ночи раздался звонок. Кто? Слышу, архимандрит. Отец Валерий, ты чего делаешь-то? Чего я делаю в полвторого ночи? Сплю. Ты сказки не рассказывай, чего случилось? Помер Владыка…

Протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кимрского округа: Владыка был очень скромным, простым, терпеливым, относился к своей персоне без особого пиетета. Будучи пожилым человеком, он очень редко обращался к врачам. Я рос на его глазах, учился. Я с ним был знаком 11 лет, будучи студентом медиком и врачом, и он ни разу не обратился ко мне за врачебной помощью. Он никогда не жаловался на боли или плохое самочувствие. Поэтому я был уверен, что он здоровый человек. В августе 88-го года он выглядел бодрым и здоровым. Если бы мне кто-нибудь сказал, что через два месяца он умрет, я бы не поверил. Поэтому для меня кончина Владыки – это был просто гром среди ясного неба.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: Скончался Владыка на станции Загорянская у друга Владимира Сергеевича Пыхова. Этот замечательный человек работал в Софринских мастерских. На его даче владыка скончался. У Владыки были проблемы с сердцем – тромбофлебит. Владыка никогда не говорил о своих болезнях, никогда не жаловался. Всегда, как говорится, «с улыбочкой». Но оказывается, он сильно болел.

Когда решался вопрос о месте погребения, по этому поводу высказывались самые различные суждения. Традиционно место погребения правящих архиереев находится вблизи алтарной апсиды кафедральных соборов. В Калинине его функции исполнял тогда собор Белая Троица.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Многие вещи тогда решались через институт уполномоченных. Было несколько вариантов мест захоронения: Белая Троица, Николо-Малица… В конце концов, я предложил архимандриту Виктору вариант с Завидово.

Такому варианту погребения решительно воспротивился тогдашний уполномоченный Совета по делам религий по Калининской области Юрий Чистяков. Он предложил похоронить митрополита Алексия у храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городня. Мол, этот храм находится вблизи трассы Москва-Санкт-Петербург, и туристы, путешествующие между двумя столицами, заезжая в Городенский храм, будут посещать и могилу митрополита Алексия.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Возник спор. Я говорю: «Владыке туристов не надо, его никто не знает, как он может быть достопримечательностью?». Мне вменяют, что я человек заинтересованный. Отвечаю: «он мне как отец был». Чего из-за покойника спорить. Покойника надо похоронить, а потом за могилой ухаживать. Сам буду за могилой следить, отец Виктор будет приезжать, когда Москву будет посещать, дети мои будут помнить.

В итоге точку в споре поставил один из старейших клириков Тверской митрополии протоиерей Василий Киричук.

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Отца Василия спросили: «какие ваши предложения?». Отец Василий отвечает: «если бы Владыку поднять и спросить, куда почивать поедешь, то он сказал бы, что к отцу Валерию». Тогда вопрос о захоронении был снят с повестки и было решено хоронить в Завидово.

Протодиакон Николай Радцевич, ключарь, председатель приходского совета Воскресенского кафедрального собора: На похоронах было много людей. Его хоронили в Завидово и кортеж растянулся на километр. Архиереи приехали, духовенство из других епархий, сокурсники его из Москвы были…

Его отпевали в Троицком кафедральном соборе, а погребён владыка у алтаря Успенского храма в селе Завидово.

Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский: Мне завидовский храм очень дорог, потому что здесь я делал первые шаги на пути церковного служения – нёс послушание алтарника. И сейчас я стараюсь каждый год приезжать в завидовский храм. И каждый год стараюсь приезжать в день памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Алексия (Коноплёва).

Владыка Филарет пришёл в церковь немного позже, и не был лично знаком с приснопамятным митрополитом Алексием, но много слышал о нём от настоятеля храмового комплекса села Завидово митрофорного протоиерея Валерия Ильина. Да и само имя владыки Алексия неразрывно переплетено с трагической судьбой Русской Церкви ХХ века.

Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский: Для меня это имя очень много значит. Он родился в 1910 году и принадлежал к тому поколению, на долю которого выпали многие тяжкие испытания. Это и революционные события, и гражданская война, время коллективизации и индустриализации. Затем Великая Отечественная война, чуть позже новые гонения, связанные с так называемым хрущёвским периодом.

Все этапы государственно-церковных отношений прошлого века в той или иной мере нашли своё отражение в судьбе митрополита Алексия и каждый новый натиск светской власти на церковную жизнь лишь лучше оттачивал в нём, впрочем, как и тысячах других церковных чад того времени, лучшие качества человеческой души.

Митрополит Виктор (Олейник): Он был образцом для меня, эталоном для моей жизни…

Протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа: Он мне как отец был, а я – его сынок.

Митрополит Алексий являет нам образ пастыря, человека Церкви, поколения, которое на своих плечах не только вынесло все тяготы во многом трагичной эпохи ХХ столетья, но сохранило для нас веру и церковное предание. И очень важно, помнить их светлые образы, деяния и осознавать их великую роль в истории Русской Церкви ХХ века.

 

Информационная служба Тверской митрополии


Перейти к верхней панели