Аспекты приходской жизни и православной миссии в Ржевской епархии

  Ржевская епархия образовалась в 2011 году по решению Священного Синода и возглавил епархию епископ Адриан (Ульянов Александр Михайлович), в нее вошли земли Андреапольского, Бельского, Жарковского, Западнодвинского, Зубцовского, Нелидовского, Оленинского, Пеновского, Ржевского и Торопецкого районов Тверской области. Территория Ржевской епархии – это многочисленные храмы: старинные, воскресшие к новой жизни, и разрушенные, восстанавливающиеся, и вновь построенные. Живописный край русской глубинки, святые места, намоленные веками и давшие православному миру и России великих святых. Основание Ржева историческая литература относит к середине XII века, хотя в Новгородской уставной грамоте встречается его упоминание под 1019 годом. Летописи именуют этот город как Ржева Володимирова, Ржевка и Ржов.[1]

  Многовековые традиции и устои Государства Российского неразрывно связаны с Русской Православной Церковью, объединяющим началом Святой Руси и русским народом – духовным носителем спасительной веры, цементирующей нации, объединяющей и созидающей всю огромную территорию России на протяжении столетий. Неотъемлемой частью русского народа, национального самосознания была Русская Православная Церковь – именно с ее помощью и поддержкой русский народ преодолевал трудности, встававшие за многовековую историю на его пути. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».[2] Об этом же говорит святитель Филарет Московский: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».[3] Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».[4] XX век принес нашему Отчеству неисчислимые беды: государственные перевороты, две Отечественные войны, одну Гражданскую и две Чеченские кампании, а также одну большую битву за Русскую Церковь, которую наш народ с честью, но и с многими потерями, выиграл. Сегодня, когда нет гонений на верующих, а православные пастыри могут открыто проповедовать с амвона в своих храмах, нужно задаться вопросами о путях, которые Русская Православная Церковь уже прошла и о тех, которые предстоит пройти священникам, монашествующих, архиереям и прихожанам нашей Церкви, обращая самое пристальное внимание на приходскую жизнь, на православную миссию, на пастырское окормление сельских приходов, коих большинство в Ржевской епархии, испытывающих сегодня сложные времена по причине постоянной миграции населения вслед за приложением своих трудов и поисков мест нового проживания. Деревни оскудевают, школы пустуют, храмы не наполняются верующими и в этих условиях Ржевская епархия должна не просто выживать, а являть собой одухотворяющую миссию, призванную собирать воедино наш народ, неся слово Божественных Истин в утомленную и зачастую исстрадавшуюся душу.

  Созидая Русскую Церковь, нельзя не сказать о церкви малой – семье. Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан  о любви, семье и традициях:

  «Любовь — не просто чувство приходящее, которое может захватить всего человека, и он живет этим. Любовь, оказывается, достигается, но это очень долгий процесс. Влюбленность позволяет людям соединить свои жизни воедино и направляет их на путь, на котором можно дойти и до любви. Любовь — это жертвенность, постоянная отдача самого себя, самый большой труд, который только есть.

  Лишь когда два человека начинают усмирять свой эгоизм, жить проблемами друг друга, тогда начинает проявляться великое качество, которое мы называем любовью. И это процесс длиною в жизнь. К старости, если люди правильно выбрали путь в жизни, они достигают той любви, которая теряет остроту телесного восприятия друг друга, но открывает красоту верности, преданности, — того, что является фундаментом жизни.

  В Священном Писании есть такие слова: «Из-за умножения беззаконий иссякнет любовь». Оказывается, от неправедной жизни теряется любовь, теряется сама способность любить. Человек хочет создать семью, но без любви не получается. Он потерял все то, что когда-то имел: расплескал чашу любви, на дне ничего не осталось. Рад бы полюбить, да не может. Берегите свою любовь и не делайте поспешных шагов к заключению брака. Попытка жить гражданским браком — это и есть расплескивание содержимого той драгоценной чаши, которая, в конце концов, иссякнет. Любви в семье уже нет, но ради детей приходится жить вместе. Дети, видя злобу, неприязнь, отчужденность родителей, впитывают это в себя. Какая душевная травма наносится ребенку!

  Если следовать христианским заповедям, можно воспитать достойного гражданина, который будет передавать лучшие свои черты последующим поколениям. И жизнь никогда не закончится. При тех ценностях, которые сегодня продвигает Запад, жизнь продолжаться не сможет, ведь однополые браки детей не производят. Нужно внедрять это в сознание людей.

  Поэтому сегодня Церковь как институт, способный дать истинные ориентиры, необходима обществу. Церковь не учит людей веровать: каждый человек свободен в выборе и может выбирать тот жизненный путь, который считает нужным. Церковь говорит о христианских ценностях, которые являются ценностями общечеловеческими. И они необходимы людям сегодня, иначе мы жизнь потеряем.

  Воспитание детей должно строиться на тех традициях, которые всегда в России существовали. В нашей истории много настоящих патриотов, мужественных людей: Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Александр Суворов, Павел Нахимов, Федор Ушаков. Вот они, истинные герои Отечества! Благодаря своим предкам мы сохранили великую державу, сохранили великую культуру, несмотря на все трудности. И сегодня мы — сильная страна с огромным духовным потенциалом[5]».

  Кроме таких важных факторов, как воспитание детей и укрепление института семьи в российском обществе, необходимо самое пристальное внимание обратить на демографическое положении России. Выход из демографического кризиса может быть обусловлен только значительным увеличением рождаемости, уменьшением количества абортов, повышением общего культурного и нравственного уровня семьи, государственной поддержкой многодетных семей и одиноких матерей. В создавшейся ситуации не остается безразличных к будущему нашей страны. И мы с вами должны прислушаться к голосу разума – голосу Церкви.

  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил руководству России предложения в связи с возможным рассмотрением Госсоветом вопроса «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в РФ».

  Помимо противодействия абортам экономическими методами, а также средствами просвещения и пропаганды, Его Святейшество предложил создать при каждом роддоме центр кризисной беременности с участием психолога и представителей традиционных религий и направлять женщин, пожелавших прервать беременность, на собеседование в указанный центр, а кроме того, создать сеть приютов для одиноких матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По мысли Святейшего Патриарха, государство могло бы предоставлять помещения и ресурсы для создания таких центров, а Церковь — помочь в подготовке их сотрудников, в особенности добровольцев милосердия.

  В области поддержки многодетной семьи Патриарх Кирилл считает необходимым приравнять труд матери по воспитанию детей к общественно полезному труду, установив, в частности, пособия по многодетности (при условии социальной адаптированности семьи) на уровне средней заработной платы для региона, реализовывать жилищные проекты для многодетных семей с учетом близости к образовательной инфраструктуре, создавать механизмы поощрения работодателей, предоставляющих специальные пособия многодетным сотрудникам.

  Патриарх призвал сформулировать в качестве приоритетной для органов опеки задачу сохранения семьи, проанализировать работу органов опеки, особенно случаи их «необоснованного и волюнтаристского вмешательства во внутренние дела семьи«, строго минимизировать и четко прописать в законодательстве условия, при которых возможно внесудебное изъятие детей из семьи.

  «Исключить появление в законах и подзаконных актах неконкретных оснований для вмешательства в жизнь семьи, таких как «ненадлежащее воспитание», «низкий материальный уровень», «психическое насилие», либо конкретизировать соответствующие положения«, — сказано в документе.[6]

  Касаясь проблемы сирот, Патриарх предложил сделать систему помощи им более прозрачной для участия в ней волонтеров и контроля со стороны авторитетных общественных и религиозных организаций, допустить на законодательном уровне возможность не только секулярного, но и традиционного религиозного воспитания детей в детских домах при условии соблюдения прав ребенка и санитарных норм, разработать возможность постного питания в детском доме, начиная с определенного возраста с учетом желания ребенка и медицинских норм.

  Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан  о вере, монашестве и Церкви:

  «Не мне судить о своих достоинствах. Лучше, согласитесь, не забывать и почаще вспоминать о недостатках. Что же касается ярких штрихов — это монашеский постриг, с той поры моя жизнь приобрела новую направленность и безраздельно принадлежит Церкви. Это произошло в Вильнюсе, много лет тому назад. Было в Виленском Свято-Духовом монастыре всего 12 монахов, но все они были очень духовными и образованными людьми, с академическим образованием, большая часть —   кандидаты богословия. Элитарный монастырь, но в то время он казался маленьким, незначительным.  Сегодня, оглядываясь назад, понимаю: это лучшее, что могло быть в то время. И самое свежее, еще более яркое впечатление оттого, что я неожиданно оказался здесь, в Ржеве. Настолько все произошло стремительно и быстро, что осознать происходящее толком не успел, — видимо, это и есть промысел Божий.

  Епископство — определенная ступень в жизни, но что бы взойти на нее, прочувствовать меру всей ответственности, которая возлагается, и внутреннее в себе изменение — должно пройти время. Монахом не становятся в один момент, так же и епископом. Не о себе будет сказано, епископ должен быть сильным, твердым, выдержанным и проницательным. Он должен быть «всем для всех», иметь любящее открытое сердце. От епископа требуется направлять общественное сознание на защиту и утверждение духовных ценностей, сплошь и рядом злонамеренно и ненамеренно искажаемых, и вытесняемых. Епископ сам должен идти к людям, помогая им обрести веру в Бога и смысл в жизни. Вся его деятельность должна содействовать утверждению христианской справедливости через духовное просвещение богатых и бедных, власть имущих и повинующихся, ведущих и ведомых.

  Церковь несет в себе идеалы высокой духовной жизни, и она считает, что, если это жизненное пространство будет расширяться, люди станут другими.  Но когда мы говорим о роли Церкви в обществе, мы должны обратиться к 90 процентам наших крещеных соотечественников и сказать: «Когда вы отпеваете родных, венчаетесь – это стремление к внутренней красоте, которое неосознанно рождается в душе и удовлетворяется, когда это происходит. Но это еще не христианство». Через новые епархии мы хотим расширить понятие Церкви, чтобы каждый понял, что такое Церковь. Что она делает с человеком, что он может ей дать и от нее получить? Стоит ли вообще быть в Церкви, принимать крещение?   Мы живем в государстве, которое имеет свое начало именно через ту Церковь, о которой мы сейчас говорим. И если мы говорим о великой России, то духовность сыграла немалую роль в формировании общества и государства, возможно, определяющую. В деревнях — покосившиеся деревянные домики, а Божьи храмы построены из кирпича.  А чистота души русского человека? Толстой писал в свое время: «Мужики-то как умирают, посмотрите. Лег на скамье, простился и помер».  Уходили не в пространство небытия, а в новую жизнь, и все это понимали. Было бы замечательно, если бы Церковь расширяла свое пространство, но здесь много всевозможных, далеко не административных, факторов.[7]

  Рассматривая вопрос о духовно-нравственном состоянии русской нации, с прискорбием приходится наблюдать отход от традиционной для русского человека православной культуры, которая на протяжении многих столетий являлась стержнем русской души, на который нанизывалась культурная и социальная жизнь. Но глубокое осмысление духовно-нравственных проблем современного общества и поиск их решения возможны лишь с позиций мировоззрения, основной составляющей которого должна быть вера в Бога. Церковь пытается разными способами доносить современному обществу информацию об опасностях, которые таит в себе культура без Бога.

  Мы должны отстаивать свою культурную самобытность, мы являемся причастниками великой русской православной культуры, которая явила миру многих великих композиторов, писателей, ученых, полководцев, педагогов. Именно отстаивание своих традиционных культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных и, как следствие, нравственных проблем нашего общества.

  Как Церковь может влиять на ситуацию? Например, в Ржеве 5 действующих храма, 9 священников, 60 тысяч населения. Как такой незначительный контингент священнослужителей может изменить характер жизни целого города? При условии, что они мертвых не воскрешают, больных не исцеляют и накормить никого не могут.

  Сегодня каждый священнослужитель призывается к совершенно иной работе – помимо богослужебной деятельности, он должен сформировать вокруг себя ту ячейку общества, общину, члены которой способны были бы безвозмездно идти к людям. Нужно прививать правильное мировоззрение, не навязывать христианство, а помогать в выборе.  До 1917 года церковь была государственной структурой, но разве это укрепляло авторитет православия в обществе?

  Церковь не тяготеет к государству, а считает   сотрудничество с государством, поскольку оно организует жизнь общества, полезным и правильным. Церковь отделена от государства в плане управления, но в остальных моментах мы можем сотрудничать.     Мы должны находить ту линию, которая способствовала бы созидательным процессам. Это касается выстраивания отношений   и на муниципальном уровне, в том числе в  Ржеве.

  Мы должны удовлетворять свою духовную тягу, другой вопрос – что вкладывают в это понятие, когда говорят о духовности. Надо в дефинициях определиться, тогда можно разговаривать и понимать друг друга.  Когда Святейший Патриарх говорит о том, что епископ должен стать ближе к своей пастве, это правильно.  Церковь может заниматься социальной работой, но не сам священник должен  «бегать» по больницам – не успеет.  В больницах есть профессиональный штат, но, как правило, не хватает любви. У людей Церкви задача – прийти к недужным, огорченным, обездоленным, и через это дать почувствовать человеку, что он не одинок в жизни.  Есть такое понятие – милосердие.  Церковь на примере своей паствы говорит: посмотрите, люди на своей работе трудятся, а в свободное время, вместо того, чтобы на третью работу устроиться, себе деньги зарабатывать, идут и помогают другим. Бескорыстно. Это же история Церкви, она изобилует такими вещами. Мы воспринимаем себя как  отдельные индивидуумы, но все человечество – один единый человек. Если страдает один член, страдает все тело. Возьмите иголку, уколите себя в палец. Казалось бы, рука, ей больно. Ведь даже ребенок говорит : мне больно.

  Церковь должна входить в каждый дом через СМИ, проповедь, службу, праздники.  Пока нет опыта той деятельности, которая должна была бы быть в современном пространстве мира. Церковь, в лице своих служителей, тоже учится, так что унывать не стоит. Всегда идет борьба со злом, которое наседает, не придерживается моральных правил. Так было. Так есть. Так будет».[8]

  Самая небольшая приходская община — «малая Церковь», не лишена великих церковных дарований. Жизнь Церкви слагается из жизни приходов, и всякая аномалия, неустройство в этой малой ячейке неизбежно влечет за собой болезнь всего церковного организма.

  «Одной из самых существенных причин упадка современной церковной жизни является разобщение пастырей и пасомых», — пишет архиепископ Литовский и Виленский Никандр,[9] почетный член Казанской Духовной Академии, магистр богословия. И сегодня, несмотря на новые условия современной жизни посттоталитарного периода, церковно-приходская жизнь находится еще в состоянии стагнации и начального возрождения.

  Факты современной действительности ясно свидетельствуют о расстройстве жизни православных приходов настоящего времени. По идее приход должен являть из себя общину, тесно сплоченную единством веры, взаимной любви и благорасположения всех членов между собою. Это едва ли не самая лучшая человеческая институция, где все люди могут находить реальный путь преображения их жизни и место встречи со Христом.

  О необходимости церковно-приходской реформы писали и высказывались многие иерархи Русской Православной Церкви дореволюционного периода. Вот основные тезисы и высказывания:

  • вопрос о благоустройстве церковного прихода — один из самых серьезных и важных вопросов, требующих и внимательного к себе отношения и, возможно, скорейшего практического разрешения;
  • живительная реформа Церкви не противна церковным канонам;
  • духовная жизнь в приходах находится в состоянии дремоты;
  • не подлежит сомнению, что в жизни православных приходов, особенно  городских, в настоящее время не существует оживленной единодушной работы пастырей и пасомых в религиозно-нравственном, просветительском и благотворительном отношениях;
  • в настоящее время приход не составляет из себя братской общины;
  • члены прихода мало между собой объединены;
  • тесной связи между пастырями и пасомыми нет.

  Деятельность приходской общины должна выражаться в заботах о нуждах и благолепии храма, о финансовом и материальном обеспечении клира, а также в делах благотворительности, социального служения, катехизации, миссионерства — духовного просвещения, главным образом, в пределах своего прихода.

  Недаром некоторыми социологами и другими исследователями высказывается мысль, что правильная постановка приходской благотворительности одна только в состоянии разрешить вопрос о социальной стабильности внутри общины.

  На обязанности приходов должна лежать забота о просвещении своих членов и, главным образом, конечно, обучении детей. Церковно-приходские воскресные школы должны быть необходимой принадлежностью каждого прихода, причем само обучение в них должно носить религиозно-нравственный характер, пронизанный актуальностью, современностью преподавания так, чтобы после школы дети не погружались снова в секулярный океан равнодушия и религиозной бездеятельности.

  На миссионерскую и просветительскую миссию приход должен обратить самое серьезное внимание, так как в нем вся перспектива роста и преображения самого прихода.

  «К великому сожалению, священник не может всецело отдать себя на служение приходу, потому что самому ему приходится заботиться если и не о насущном куске хлеба, то об изыскании средств для воспитания детей. Наблюдение показывает, что большая половины энергии священника уходит именно на последнее, на добывание средств; и не священники поэтому виноваты в том, что благоустроенный приход — явление сравнительно редкое».[10]

  Наконец, для полноты влияния пастыря на своих прихожан необходимо священнику быть более интегрированным в жизнь современного общества, в первую очередь в сферу воспитания, образования и общественного самоуправления. Нужно только, чтобы священник в этих случаях всегда стоял вне всяких партий и в своих действиях руководствовался одним учением Церкви, библейским Откровением и опытом святоотеческой жизни.

  Священник, проникнутый мыслью о высоте своего служения, всецело отдающийся исполнению своего долга, может благотворно подействовать и на своих прихожан. Пастырь должен постоянно подчеркивать своей жизнью и поступками, что вера есть самое дорогое сокровище, которым может обладать человек, что Православная Церковь — Богом установленная институция, вне которой не может быть для человека спасения. Священник не должен смущаться малым количеством членов его общины. Пусть это будут единицы, зато все они будут одушевлены общим расположением к храму, проникнуты христианской любовью к ближним. А это одно уже может ручаться за успешность деятельности такой церковно-приходской общины.

  Можно с уверенностью сказать, что по мере развития деятельности этой общины она будет разрастаться и количественно. Конечно, это сделается не сразу; но зато община, основанная на убеждении, будет прочна и действенна, так что никакие ухищрения врага рода людского, никакие манипуляции и секулярные потрясения людей не возымеют в ней успеха.

  Вышеуказанная организация приходского самоуправления должна, прежде всего, урегулировать и облегчить задачу правильного и целесообразного ведения церковно-приходского хозяйства. Участие в этом хозяйстве прихода оживило бы интерес прихожан к церковным нуждам, усилило бы приток пожертвований, а вместе обеспечило бы целесообразное их употребление. Первым, основным, главным миссионерским и просветительским направлением в приходе должны быть церковно-приходская школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. Но школа эта, конечно, должна быть поставлена как можно лучше в учебно-воспитательном отношении и методологическом обеспечении.

  Развитие в церковной среде нетерпимости, фанатизма, мракобесия, невежества и просто откровенной прелести — требует от пастыря особой духовной работы и богословского образования. Эти ненормальные явления церковно-приходской жизни имеют своим источником прежде всего незнание учения Священного Предания Православной Церкви и Библейского Откровения. Профессор Киевской Духовной Академии архимандрит Георгий Соменок пишет: «Нужно знакомить мирян с богословием, а священников — с науками, особенно с психологией, чтобы не говорили банальностей и не становились в один ряд с невеждами».[11] Православное осмысление духовности исходит прежде всего из факта стяжания христианином Духа Святого, или обожения, которое и составляет цель духовной жизни (что можно назвать накоплением духовного капитала и его духовным приумножением). Эта цель достигается только при правильной духовной жизни и духовном руководстве.

  Духовная жизнь, как известно, предполагает не только правильную догматическую веру и евангельскую нравственность, но также знание и неукоснительное соблюдение особых законов, определяющих развитие нового человека (Еф. 4:24). Иначе говоря, правильное теоретическое понимание духовной жизни и духовное руководство во многом предопределяют успех сложного процесса реального преображения жизни, кардинальной метаморфозы в церковно-приходской жизни.

  Но и теоретическое понимание этого вопроса оказывается не столь простым, как может показаться на первый взгляд. Многообразие так называемых духовных путей, которые предлагают сейчас в целях «спасения» нашему человеку со всех сторон света непрошеные «просветители» разных религий и христианских конфессий, — одна из иллюстраций сложности данной проблемы.

  При непосредственном участии священнослужителей на приходе можно создать не только церковно-приходские школы, но и консультативные или реабилитационные центры по вопросам социальной миссии Церкви. На практике это могут быть: «Диалог-центр», «Кабинет доверия», «Православный психолог» и т.д. Практика реализации этого проекта может быть обширной и многогранной. В идеальном плане вся эта деятельность может происходить в стенах храма. Это могут быть не только психологические беседы со священником и специалистами, но и конкретные занятия, семинары, беседы по определенным проблемам и вопросам духовной жизни.

  Не должен смущать сам подход в постановке такой просветительской и духовной деятельности. Главная задача — это найти путь к сердцу современного человека, а это значит, нужно встать на уровень его стремлений, понятий, представлений о жизни и его проблем. Только вникая во все обстоятельства жизни современного общества, можно найти точку соприкосновения и диалога с человеком. Нужно не бояться решать социальные и духовные проблемы и экспериментировать с методами работы в современном мире.

  В применении к духовному развитию православное мировоззрение усиливает внутреннюю мотивацию людей, помогает им с большим постоянством выполнять свои обязанности и тем содействует их поступательному развитию и совершенствованию. Оно помогает им разрабатывать и внедрять более устойчивые процессы и системы, гармонирующие со стратегией развития организации. Когда люди активно живут в согласии со своей совестью и основными правилами духовной жизни и сопряженными с ними процессами, их поведение и взаимоотношения с окружающими определяются не эмоциональными порывами или поведением других людей, а приверженностью устойчивым, неизменным православным духовным ценностям.

  Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан  об образовании в России, христианских традициях и соработничестве Бога и человека:

  «С христианской точки зрения суть педагогики вовсе не в том, чтобы «накачать» ребенка знаниями. Основной смысл педагогической деятельности заключается именно в воспитании человека. Знания обязательно будут, они никуда не денутся, надо же сдавать ЕГЭ. Беда заключается в том, что часто мы все внимание обращаем на знания и забываем о самом главном, на почве которого эти знания могут принести человеку пользу, настоящее благо земное. Ибо это благо, в конечном счете, находится в душе человеческой, в сердце.[12]

  Конечно, современным педагогам несколько непривычно работать в подобной парадигме. Хотя русское образование до 16-го века жило этой идеей. Для древнерусского сознания цель образования была предельно ясна: воспитать человека, указать человеку путь, средства, условия очищения и восстановления в себе «прежде падшего» образа Божия, уподобления Христу. Образование тогда было подчинено высшей цели – духовному и нравственному становлению человека. Человек – это величайшая ценность, и вся педагогика была направлена на то, чтобы выявить эту внутреннюю красоту. Но, начиная с XVI века, уважение к форме уже во многом преобладает над уважением к духу. Начинает изменяться сознание русского человека: не святость, а обширность и разносторонность знаний становятся главной задачей образования. В конце концов, увлечение материальной стороной жизни стало причиной того состояния, которое закономерно привело российское общество к 1917 году.

  Например, моя бабушка была  1870 года рождения. В 1961 году она умерла, но я очень хорошо ее помню. Представляете, свидетелем какого огромного исторического пласта являлся этот человек? Люди, подобные ей, не растеряли той ценности духовной жизни, которая была вложена в них родителями, и этот генетический код передавался из поколения в поколение, нес в себе неповрежденную красоту Божественного мира, который выражался в религиозном мировоззрении. Но атеистическая идеология, которая позже успешно насаждалась в нашем обществе, нанесла колоссальный удар по людям. Сегодня практически нет тех, которые генетически сохранили бы в себе веру. Молодежь обладает тем духовным потенциалом, который люди приобрели опытом собственной жизни, через литературу и так далее.

  Сейчас все мы находимся в странном состоянии — понимаем, что от исторических корней оторваться нельзя, в них наша сила. Но корни все – подрублены, их нет — здравых. Например, возврат к корням подразумевает такую фундаментальную категорию жизни как духовность. Ведь дух творит себе формы – я могу быть только тем, кем являюсь внутри себя, мой внутренний мир выражается во внешнем мире. Не отсюда ли у нас и коррупция, и воровство, и безмерное обогащение избранных? Путин неоднократно говорил: мы должны вернуться к своим корням. А наши исторические корни – христианство. Не вернемся – погибнем. Хотим или не хотим, а надо становится христианами». [13]

  Очень важная тема, которую постоянно поднимает в своих проповедях и интервью СМИ епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, — это Церковь и человек, гражданин и Отечество:

  «Если отбросить понятие Бога из жизни, зачем тогда нужны мучения, страдания? Христианство прекрасно объясняет это. У Христа спрашивают: «Упала башня и задавила 70 человек. Они что, грешнее всех были?» И Христос ответил, на все века, для всех поколений, ответил: «Если не покаетесь, не измените свою жизнь, так же погибните».

  Наши скорби — следствие наших грехов. Апостол Иаков прямо пишет: «Бог никого не искушает, а каждый искушается, влекомый своею похотью». Господь промыслом Своим подаёт нам то, что наиболее полезно нам для исцеления от наших язв. Господь посылает именно такие обстоятельства, которые могут способствовать нам в покаянии, чтобы мы опомнились. Эти обстоятельства могут быть разными, в том числе и скорбными. Но и благополучие, и скорби – знаки одной и той же любви Божьей, только средства разные.

  Нельзя сегодня, имея возможность исправить ситуацию, не исправлять. Имея возможность сделать, не делать. Отсидеться и сказать: что я могу, кто я такой? Каждый человек на своем месте очень много может сделать. Само противопоставление жизни простых людей и жизни государства – неверно. Государство неизбежно будет меняться и становиться христианским только в том случае, если мы сами – простые люди – будем активно и ответственно, каждый на своём месте, строить свою жизнь – с помощью Божией, но и собственными посильными трудами.

  Есть прекрасная формула жизни – не стремись поменять мир, стремись изменить себя. Но действует и иной закон – если начать жить правильно, оказывается, вокруг тебя образуется мощное поле притяжения, попадая в которое, люди также начинают меняться. Человек так устроен, что от каждого зависит жизнь всей Вселенной! Если это серьезно понять, тогда не нужно думать о том, что происходит на федеральном уровне, региональном, муниципальном. Достаточно сказать – начну с самого себя, со своего внутреннего мира, внутренней работы над собой. Тогда пойдет цепная реакция, начнет меняться все вокруг. В любой ситуации можно вкрапливать те высокие нравственные и духовные идеи, о которых говорит христианство. Это можно сделать своей одеждой, своим поведением, своей речью, манерами. На самом деле — все очень просто».[14]

  Как течет сейчас духовная жизнь нашего народа? Какие взгляды, настроения, симпатии и антипатии и в каких его слоях формируют отношения людей к жизни? В годы перестройки в постсоветских странах произошел взрыв активности именно в духовно-религиозной области. В потоке статей, печатавшихся в книгах и журналах, авторы раскрывали свое мировоззрение и взгляды на различные стороны жизни, в частности и церковной. В результате обнаружилась совершенно неожиданная картина: среди первозданного хаоса самых разнообразных, по большей части, противоречащих друг другу суждений обрисовалась одна четкая теория либеральных религиозных ценностей, которую, естественно, можно счесть выражением взглядов сложившегося, сплоченного течения. Основные идеи этой теории заключаются в игнорировании основ православного вероучения.

  Церковь — это не какое-то закрытое общество, отгородившееся от мира и далекое от проблем современности. Напротив, Церковь состоит из людей и подобно им живет в нашем мире; она его часть. Церковь не противостоит миру, они взаимосвязаны и пронизывают друг друга. В таком смысле следует понимать усилия современной Церкви стать «светской». «Человек не может полностью видеть себя вне человечества, ни человечество — вне жизни, ни жизнь — вне универсума»[15].

  Но хотя Церковь существует в этом мире, она не от него. Ее роль — через мирские интересы привести людей к Богу. Поэтому не подобает Церкви вмешиваться или высказываться по принципиальным вопросам чисто светского характера. Существует настоящая автономия в научной, политической и социальной областях. Церковь ни в коем случае не должна использовать светскую власть для выполнения своей роли в мире.

  Нельзя, однако, ожидать, что у Православной Церкви есть простые ответы на все вопросы. Прогресс человечества выдвигает все новые задачи, поэтому и Церковь обязана вновь и вновь искать в Божественном Откровении нужный ответ. Ответственность в принятии решений в светских вопросах лежит на мирянах Церкви, именно они должны в первую очередь «служить миру». Ведь у них больше знаний в специальных областях, потому их компетентность не вызывает сомнений. Каждый христианин должен осуществлять свою веру в современном мире.

  Церковь тогда правильно видит свою роль в мире, когда воспринимает свою миссию как служение миру и человеку. Для православного христианина нет большего желания, нежели всегда служить людям нашего времени как можно великодушнее и действеннее, и полезнее. Роль Церкви можно вкратце описать так: приведя человека к Богу, Церковь должна помочь ему обрести самого себя и указать его место в мире.

  Когда Церковь проповедует, как это заповедовал Христос, Божественное Откровение всему миру, она ни в коем случае не смеет руководствоваться стремлением к светской власти или расчетливостью. Миссия христианина исключительно религиозная и потому высокогуманная. Христианин всегда должен предлагать лучшее решение проблем эпохи, чем все иные общественные группы. Христианин способен делать это потому, что вера дает ему полный образ мира и человека, по которому он может ориентироваться. Насущная задача Церкви — «судить, оценивать, вдохновлять, изменять, преображать всю человеческую жизнь», — пишет протопресвитер Александр Шмеман (1921 — 1983).[16] Сказанное вовсе не означает, что Церковь должна была бы узаконить свою точку зрения с помощью государственных инстанций в качестве всеобщей нормы.

  Церковь хорошо осознает, что не только она помогает обществу, что современный мир, прогресс науки и техники, в свою очередь, очень помогают ей в выполнении своей миссии. Поэтому Церковь постоянно стремится к живому диалогу во всех областях, к преодолению отчужденности, создавшейся главным образом на протяжении последних столетий.

  Главным направлением в развитии Церкви является образование — и богословское, и светское: жизнь ставит такие вопросы, на которые нужно отвечать очень компетентно и глубоко. Богословское образование в сочетании со светскими наработками и достижениями — приносит пользу Православной Церкви. Покойный Патриарх Алексий II отмечал: «Пастырь не должен пренебрегать и своим интеллектуальным развитием. Прежде всего, это касается познания различных областей церковного предания: творений святых отцов, церковной архитектуры, музыки, истории, иконописи. Но и светская культура и наука, несомненно, помогут пастырю лучше понять современного прихожанина и донести евангельское благовестие до ума и сердца невоцерковленного человека».[17]

  Христос создал общину из галилейских рыбаков, среди них не было образованных и знатных людей, и это промыслительно, чтобы в будущем никто не мог сказать, что это только для образованных, для знатных, это — не для меня. Христос избрал самое низшее в глазах мира и самое худшее в глазах мира, чтобы не могли иметь никакого преимущества ни образованные, ни необразованные. А потом в Церковь пришли и образованные, и знатные, и великие, и ученые, и цари, — и всем там нашлось место.

  Большое место в трудах епископа Ржевского и Торопецкого Адриана занимает связь исторических корней России и современности нашего общества, всех институтов государства, которые не могут существовать обособленно от традиций, культуры и религии многонациональной России, так как знание своей истории и бережное к ней отношение позволяет не только успешно осуществлять планы развития страны и общества, но уверенно смотреть в будущее, которое невозможно без вдумчивого осмысления многогранной и очень переплетенной русской истории:

  «Сельская школа постепенно уходит из нашего самосознания, деревня умирает, и трудно представить, как мы будем жить без нее. Сколько у нас было катаклизмов, нестроений, войн, но государство российское живет благодаря своим мощным корням, которые поддерживают и нас с вами. Но ведь и мы когда-то должны стать корнями. Что ж мы так и будем веточками, которые только себя держат? В истории всегда так было: одно поколение сменяет другое. Следующие живут за счет тех материальных средств, которые приобрели предыдущие поколения. Если посмотреть общую картину нашего государства, мы отметим много проблем, особенно в школе. В современной школе нет авторитетов, у детей есть своя какая-то идея, которой они живут. Но если обращаться к источникам, которые дают нам истинное положение дел, то есть к книгам, в первую очередь к Священному Писанию, многое становится понятно. Из чтения святого апостола мы знаем: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр. 13–17). Ученик слышит учителя только тогда, когда учитель непрестанно заботится о душе ученика, о его воспитании, обучении. Не ученики недостаточно образованы и воспитаны, чтобы слушать преподавателей, а преподаватели перестали обращать внимание на то, что нужно жизнь свою положить ради обучения и воспитания учеников».[18]

  Такова миссия Ржевской епархии на Тверской земле, такова миссия правящего архиерея Ржевской епархии Адриана, прямо понимающего апостольское преемство епископа, как миссионера Слова Божия, как преданного ученика Иисуса Христа, твердо следующего по пути Спасителя, не ставя свечу просвещения под спудом, но высоко воздвигая ее над всеми жителями западной области Тверской митрополии, и не только, так как живое слово владыки Адриана  проливает свет богооткровенной мудрости на всех, желающих припасть к источнику неиссякаемой живой воды, текущей в жизнь вечную, несущую в себе свет непреложных христианских истин, дарующую каждому надежду на Царство Небесное, озаряемое нетварным светом божественной любви Иисуса Христа.

Протоиерей Александр Федосеев, настоятель храма в честь Животворящего Креста Господня в с.Княжьи Горы, член-корреспондент РАЕ

 

[1] Вишняков Н. М. Ржев: К истории города и района. — М.: Московский рабочий, 1969

[2] 1 Тим. 5: 8

[3] Святитель Филарет (Дроздов). Беседа в день тезоименитства благоверного Государя наследника цесаревича Великого князя Николая Александровича, 1858 г.

[4] Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский

[5] https://www.glavny.tv/news/13482

[6] Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве 16 января 2011 г.

[7] http://www.ioannhram.ru/2012/02/01/episcop/

[8] http://www.ioannhram.ru/2012/02/01/episcop/

[9] Никандр, архиепископ Литовский. Благоустройство прихода // Отзывы епархиальных архиереев.

[10] Прот. Александр Федосеев Расколы и современность

[11] Прот. Александр Федосеев Расколы и современность

[12] «Ржевская правда», № 13 (18907), 4 апреля 2018

[13] «Ржевская правда», № 13 (18907), 4 апреля 2018

[14] «Ржевская правда», № 13 (18907), 4 апреля 2018

[15] Освальд Шпенглер «Годы решений»

[16] Шмеман А. Основополагающий вопрос

[17] Доклад патриарха Московского и всея Руси Алексия II на епархиальном собрании духовенства столицы 2005-12-26

[18] И.Ушакова Есть ли сегодня русская школа? Покров 2016г.


Перейти к верхней панели