Первая литургия нового главы митрополии

  В Неделю 12-ю по Пятидесятнице Святая Церковь предлагает вниманию верующих Евангельский отрывок о богатом юноше (Мф., 79 зач., XIX, 16–26), призывая внимательных слушателей к следованию за Христом.
  30 августа, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил первую литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), благочинные Тверской и Кашинской епархии, духовенство митрополии.
  После чтения Святого Евангелия митрополит Амвросий обратился к верующим с проповедью на Евангельское чтение.
  «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
  Дорогие братья и сестры, только что мы слышали хорошо знакомый евангельский отрывок о богатом юноше. Юноша этот жил благочестивой жизнью, сохранил все заповеди Господни от самой юности, но, все же, чувствовал, что чего-то ему не хватает для совершенной жизни. И Господь ответил ему: “если хочешь быть совершенным — продай имение твое и раздай нищим, приходи и следуй за Мною”. И мы видим, как юноша, услышав это слово Спасителя, отходит опечаленным.
  Только ли о богатстве эти слова Христа, или обо всем, что связывает сердце человеческое и мешает следовать за Богом? Ведь каждый из нас, в разную меру, но все же связан сердцем с чем-то, что порой поглощает все внимание и уводит от единого на потребу, от следования за Христом. У юноши таким отвлекающим фактом стала забота о собственном имении, и евангелист акцентирует на этом внимание, пишет, что у юноши оно было большое. А большое имение требует сильного душевного напряжения, концентрации ежедневного внимания. А значит, эти слова Господа не только об имении или о богатстве, но именно о том, к чему привязано сердце человеческое.
  Несмотря на то, что евангельский юноша исполнял все заповеди с самой молодости, мысли его видимо далеко, а ум заботится о житейском. Поэтому он не может в полную меру избавиться от этих мыслей, ему сложно устремить свои душевные силы к Богу.
  Если обратить более пристально взор на сегодняшнее Евангелие, то станет очевидным то, что Господь не говорит о том, что богатые не наследуют вечную жизнь. Наоборот, он говорит богатому юноше, что для спасения достаточно соблюдать заповеди. Но вот для того, чтобы стать совершенным, для того, чтобы достичь Царствия Небесного, которое можно достичь не только после смерти, но которое “внутрь вас есть”, по слову Спасителя, то есть, которого можно достичь уже при жизни, необходимо избавиться от всего, что связывает сердце.
  Руководствуясь этим евангельским смыслом, можно понять, что таким “богатым” можно быть не только деньгами, имением, тучными стадами или дорогими вещами. Богатство — это то, о чем мы думаем как о своей собственности, все то, что укореняет нас и привязывает к чему-то кроме Бога. Богатство — это все то, что может связать наше сердце, не позволяя ему следовать за Христом ежедневно и ежечасно. Это может быть и привязанность к собственному быту, к ежедневному образу жизни, к комфорту или к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство.
  Можно и совсем не иметь имущества, но привязаться к мнению людей о себе, к репутации, к собственным знаниям, способности делать что-то лучше других, к собственной красоте. И вот неспособность, сложность отказа от таких вещей делает действительно сложным вхождение в Царствие Небесное.
  Преподобный Максим Исповедник пишет, что наш человеческий ум располагается к тем предметам, на которых мы замедляем свое внимание (Сотница 3, 71). То есть то, на что мы тратим свое внимание — становится большой частью нас самих. Любые страсти закрепляются в нас, потому что мы отдаем им большую часть внимания, много думаем о чем-то, что в результате этого становится нашей страстью. Но и в Боге мы утверждаемся тоже через внимание. Ведь все, что захватывает наше внимание — захватывает и наше сердце. И становится нашей любовью, устремлением или вожделением.
  И именно поэтому основная борьба врага человеческого спасения — это борьба за наше внимание. Неслучайно его так дорого ценят все те, кто покупает наше внимание повсюду: в развлекательных центрах, в лентах сайтов и социальных сетей, в видеороликах, захватывающих ум и внимание. И гораздо дороже его должны ценить сами мы, желающие соединения с Богом, жаждущие вечности, ищущие бессмертия.
  Наше внимание, наша внимательность, наша устремленность в мыслях и концентрация ума — только в наших руках. Только сосредоточившись, подчинив ум свой настоящему моменту, мы можем распознать волю Божию. Как об этом пишет апостол Павел древним христианам церкви Ефеса: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, ибо дни лукавы. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:15-16).
  Познать волю Божию невозможно в суете, развлечениях и отвлечениях. Познать ее возможно только устремив всё свое внимание, а значит всё свое настоящее бытие к Богу. И стать совершенным, стать способным следовать за Господом Иисусом Христом можно лишь через всецелое растворение своего времени, своего внимания, всей жизни своей в Нем Самом. Аминь».
  После литургии был совершен молебен на начало нового учебного года.
 По окончании богослужения нового главу Тверской митрополии приветствовал епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, пожелав помощи Божией в нелегком архипастырском труде.
  В ответном слове митрополит Амвросий поблагодарил Преосвященных епископа Адриана и епископа Филарета, духовенство и всех собравшихся в соборе на совместную молитву.
  Владыка обратил внимание на слова псалмопевца Давида «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1), где говорится о том, что на протяжении всего жизненного пути мы чувствуем и понимаем, что, если мы не с Богом, если мы теряем его из виду, то все начинает рушиться и уходить из-под ног. Всякое дело, которое мы жаждем совершить, надо начинать с молитвы. Именно так мы поступили вчера и сегодня, открыв новую страницу как в жизни Тверской и Кашинской епархии, так и для меня лично.
  Когда мы служили молебен на начало нового учебного года, мне показалось что и для меня это вновь год учебный, и все прошения за учащих и учащихся касаются и меня в той же самой мере. Потому что после долгих лет служения духовному образованию, Господь благословил подъять на себя новое церковное служение. Я рассчитываю на ваши молитвы, на ваш жизненный, архипастырский и пастырский опыт, на наше соработничество и на наше общее в мире, единогласии, добре и правде служение Святой Христовой Церкви.
  Действительно мы живем в то время, когда авторитеты теряют свою силу, но никогда не потеряет Свою силу Христос, какие бы волны житейского моря не захватывали Его Церковь. Это очень хорошо показал 20 век. Многим тогда казалось, что уже всё, не будет ничего, кроме того, что представлялось взору живущего после 1918 года человека: разрушенные храмы, уничтоженные монастыри, сосланные архиереи и священники — практически уничтоженная Церковь. Но она воспряла, и, как сказано в молитве на освящение храма, зиждется на крови мучеников. И даже Христос почивает на этом основании.
  Все достижения, о которых мы иногда говорим, всё это не наша заслуга, а святых, бывших прежде нас. Прежде всего, это плоды, которые были посеяны Новомучениками Церкви Русской 20 века. Мы только видим, обоняем и собираем эти плоды, но корень находится в их подвиге. Пройдет время, и мы тоже уйдем с этой земли, и, собирая плоды новомучеников, мы тоже должны сеять, чтобы последующие поколения могли получить и от нас пример и словом, и делом, и жизнью.
  Мы живем во время расслабления, и нам кажется, что это время свободы, и в хорошем смысле, и в плохом, будет всегда с нами. Однако все в жизни очень быстро меняется, но все зависит от того, насколько мы свободны внутри себя и насколько во Христе привыкло жить наше сердце.
  Новомученики и исповедники лишились красивых храмов, замечательной утвари, прекрасных богослужений. Они жили в бараках, окруженные уголовниками и руганью, и даже в этих жутких условиях они в сердце своем творили правду, они хорошо знали богослужение, молитвы. Даже в отсутствии книг они совершали не только Божественную Евхаристию, но и службы Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, зная наизусть те удивительные проникновенные слова, которые в наше время не все грамотно могут прочитать. Наша задача — полюбить молитву, полюбить богослужение, сделать их своими, родными, дорогими. И только так, имея этот главный корень, в любых ситуациях и в радости, и в горе, и в благолепии, и в смирении, мы сможем пронести слово Христовой истины и быть причастниками подвига преподобных, мучеников и всех тех, кому мы обязаны сегодняшней свободой и возможностью проповедовать без всякого препятствия Святое Евангелие.
  Митрополит Амвросий подарил для храмов Тверской епархии потир (большую чашу для Причастия), а для Ржевской и Бежецкой епархии напрестольные кресты.
  Владыку тепло поздравили настоятельницы женских монастырей Тверской епархии и верующие столицы Верхневолжья.
Фото диакона Евгения Некрасова
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
https://tvereparhia.ru/life-root/news/eparkhiya/perva..
 

This slideshow requires JavaScript.


Перейти к верхней панели