190 лет со дня рождения выдающегося православного педагога С. А. Рачинского

  В этом году отмечается 190-летие со дня рождения одного из основоположников православной педагогики Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Он родился и умер в один день – 2 мая по ст. ст. (15 мая по новому ст.).
  Ординарный профессор Московского университета и основатель кафедры (нынешнего биологического факультета), создатель образцовой народной церковно-приходской школы в 1870–90-х годах в Смоленской губернии, благотворитель и меценат, надворный советник, член-корреспондент Академии наук по отделению русской словесности.
  Трудами С. А. Рачинского и обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева открылись тысячи церковно-приходских школ по всей Российской империи.
  Богатое письменное наследие Сергея Александровича представляет его не только как ученого и педагога, но и как удивительного религиозного мыслителя. Знакомит с практическими трудами на ниве сельской школы, которые вышли далеко за ее пределы, благодаря смиренным и неустанным трудам этого ученого – одного из лучших представителей своего века.
  Рачинский пропагандировал глубоко продуманную мысль, что православная школа – «вопрос роковой и грозный», что от его правильного решения зависит будущее страны и судьба русского народа.
  В своих работах о настоящем и будущем школьной педагогики С. А. Рачинский писал: «Пусть вспомнит также читатель, что с ним говорит не случайный посетитель, подкупленный веселым и бодрым видом школы, а учитель, проводящий в ней всю свою жизнь».
  Духовно-нравственное воспитание занимало значительную долю внимания С. А. Рачинского, который стремился предупредить погружение, скатывание в будущем детей в «нравственную дряблость». Он говорил: «Ребенок, приобретающий в несколько дней способность писать: «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди ми, грешному», заинтересовывается делом несравненно живее, чем если Вы его заставите писать: оса, усы, мама, каша…»
  В рассуждениях о путях отечественного образования С. А. Рачинский отстаивал, исторически-обусловленную миссию Русской школы: «ей предстоит выработать себе особый тип учебный и нравственный, которому нет образца в школах западноевропейских».
  С. А. Рачинский был горячим сторонником единства церковного воспитания и школьного образования: «Неисчерпаемые богатства нашего богослужебного круга, – этого сокровища поэзии, нравственного и догматического поучения, наряду со Священным Писанием и житиями святых, – дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде нашего грамотного крестьянина, поддерживают в нём способность к тому серьёзному чтению, которое одно полезно и желательно. Вот почему, между прочим, лишь те школы, которые устроены при церквах, плодят у нас истинных грамотеев».
  Мысли С. А. Рачинского звучат совершенно современно и актуально нынешним временам поисков русской и общероссийской национальной идеологии, позволяя многое понять и опять же связывая это со школой в сотрудничестве с Церковью: «Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу; которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничною простотой и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведёт к ненасытному исканию часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечёт за собою преувеличенное сознание своего бессилия, и, в связи с ним, отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами, необъяснимые, глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливаешь возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребёнке. Велика и страшна задача русской школы ввиду этих могучих и опасных задатков, ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешённой от Церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой церкви, в самом широком смысле этого слова, может она приступить к ее разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных, и светских…».
  Неслучайно 2 мая 1899 году Император Николай II наградил С. А. Рачинского Высочайшим рескриптом: «Школы, Вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему Вы достойно служите, побуждает Меня изъявить Вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к Вам благосклонный Николай».
  Труды С. А. Рачинского восхищают. Слог его статей и писем воспитывает педагогическую культуру. Они необходимы современному педагогу. Весьма полезны и пастырям Церкви.
  Символично, что в год 190-летия со дня рождения С. А. Рачинского 29 мая 2023 г. в Нижнем Новгороде состоится Форум руководителей и духовников православных школ с участием министра просвещения Российской Федерации С. С. Кравцова и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Надеемся, что отечественная традиция школьного дела – традиция Сергея Александровича Рачинского – будет сохраняться в государственной системе образования, изучаться в педагогических вузах.

По материалам СМИ Синодального ОРОиК


Перейти к верхней панели