Священномученик Иаков (Леонович)
15 августа 1937 года НКВД арестовал псаломщика в селе Егорьеве Бельского района, который согласился подтвердить навязанные ему следователем показания о священнике Иакове Леоновиче, старосте храма и председателе ревизионной комиссии в церковном совете.
3 сентября сотрудник НКВД арестовал священника, старосту храма Георгия Григорьевича Козлова и церковного сторожа Евдокима Ниловича Иванова.
Никто из арестованных не признал себя виновным, но наоборот, некоторые старались доказать следствию всю абсурдность предъявляемых им обвинений. Можно было бы думать, что они арестованы за то, что сочтены советской властью за состоятельных людей и записаны в кулаки, но и этого не было. Председатель ревизионной комиссии Петр Никифорович Козлов всегда был бедняком. Оставшись круглым сиротой, он с девяти лет жил у разных богатых людей, познав и голод и холод, оказываясь иной раз в крайне бедственном положении. Восемнадцати лет, в 1918 году, он поступил добровольцем в Красную армию, в которой прослужил до 1922 года. Затем женился на вдове, имевшей четверых детей; за недолгую совместную жизнь у них еще родились дети. В 1934 году жена умерла, и Петр остался один с малолетними детьми, так что тут было далеко до богатства. Но несмотря на службу в Красной Армии, на то, что он одним из первых вступил в колхоз добровольно, он оставался глубоко верующим человеком, и за это теперь был арестован [*1].
Священномученик Иаков родился 23 октября 1876 года в селе Неелово Сафоновского уезда Смоленской губернии в семье алтарника Тимофея Леоновича. Иаков Тимофеевич получил образование в Духовной семинарии. Был рукоположен в сан священника и служил в храме села Николо-Кремяное Сафоновского уезда Смоленской губернии [*2]. Во время гонений начала тридцатых годов он и его супруга, Анна Ивановна, были арестованы за то, что, получая от крестьян за исполнение треб мелкую серебяную и медную монету, не отдавали ее государству и тем самым, как говорилось в обвинительном заключении, способствовали недостатку разменной монеты, препятствуя экономическому развитию советского государства. Священник был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, а его супруга, принимая во внимание преклонный возраст (шестьдесят лет), к одному году условно с испытательным сроком три года [*3].
После освобождения из заключения о. Иаков стал служить в храме села Егорье Бельского района Западной области (Ныне Тверская область). Осенью 1937 года он был вновь арестован и заключен в Смоленскую тюрьму. 10 сентября следователь допросил его.
— Следствие располагает данными о вашей контрреволюционной деятельности среди населения, что вы скажете на это?
— Контрреволюционной деятельностью я не занимался.
— Следствие располагает данными, что во время собрания членов церковного совета вы вели контрреволюционную деятельность.
— Я никогда среди этих людей контрреволюционной деятельности не проводил, газет им не читал.
— Следствие располагает данными, что вы среди верующих своего прихода и окружающего населения вели контрреволюционную деятельность, говоря о гибели советской власти, о голоде в стране, роспуске колхозов и так далее. Что вы скажете на это?
— Я об этом никому не говорил…
— Следствие располагает данными о вашей контрреволюционной деятельности по вопросу насильственного закрытия церквей и уничтожения религии через большие налоги на Церковь и духовенство.
— Этого я никому никогда не говорил [*4].
Через десять дней после допроса Тройка НКВД приговорила священника и псаломщика к расстрелу. Староста и сторож храма были приговорены к восьми годам, а председатель ревизионной комиссии к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря [*5].
Священник Иаков Леонович был расстрелян 28 сентября 1937 года в четыре часа дня [*6].
ПРИМЕЧАНИЯ
[*1] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 24125-С. Л. 35.
[*2] Там же. Л. 21.
[*3] Там же. Л. 18.
[*4] Там же. Л. 22.
[*5] Там же. Л. 74.
[*6] Там же. Л. 73.
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия».
Жизнеописания и материалы к ним.
Книга 3. — Тверь: «Булат» , 1999 год, стр. 200-201.
© Региональный общественный Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 1999