Когда дети ведут родителей
Большой резонанс на XII Торопецкой конференции «Семейные ценности – основа стабильности и единства государства» вызвало выступление заведующей кафедрой теологии Светланы Горшковой и члена студенческого научного общества Тверского университета Ирины Курнаевой, посвященное научному исследованию «Читаем, думаем, обсуждаем – живем. Возрождение традиций семейного чтения. Классика и современность». Тему семейного чтения продолжает Елена Молочек, директор библиотеки детского и семейного чтения города Ржева:
Пришли иные времена
— Нынче, как ни прискорбно, специалисты в один голос говорят об исчезновении старинной русской традиции семейных вечеров чтения и общения. Пришли иные формы семейного досуга — дети играют в компьютерные игры. Родители решают вопросы жизни. Подростки «тусуются». Сегодня все изменилось!
Да, телевизор и интернет мгновенно переносят туда, куда нужно попасть, дают быстро информацию. Да и зрительный ряд, звук и цвет действуют сильнее, информация запоминается лучше. А душа?
Исследования «НИИ книги» сообщают:
- ½ населения России не читает.
- Лишь 30% родителей знают, что читают их дети.
И что мы наблюдаем? Отставание в развитии речи. Резкое снижение фантазии и творческой активности. Трудности с восприятием информации на слух. Повышение детской жестокости и агрессивности.
А ведь первые попытки привлечь ребенка к чтению происходят тогда, когда ребенок воспринимает литературное произведение с голоса, т.е. ему читают родители. Поэтому современная библиотека должна объединиться с родителями.
Экскурс в историю
Но что мы делаем в этом направлении, позвольте мне рассказать чуть ниже. А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю традиций семейного чтения в России.
С 11 до середины 13 века, произведений для детей не было, во всяком случае, до нас не дошло ни одного памятника такого рода. Скорее всего, взрослые и дети имели в своем распоряжении одни и те же книги. В основном это были переводы византийских произведений, знакомившие восточных славян с христианством.
Первым детским писателем, известным современным исследователям, можно назвать переводчика и дипломата Дмитрия Герасимова, который оставил первое высказывание о специфике детской книги: « Якоже мати младенца питает от сосцу млеком, а не жестокими брашны, аще бо не сушим ему зубом, сице и учитель в толику меру достигших учеников, не мудрая и хитрейшая истазает их вопрошая, но легчайшая и препростейшая».Иными словами, он провозгласил основополагающий принцип обучения: от простого к сложному.
Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины 18 века в пору правления Екатерины Великой. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных.
Чтения книг вслух, а затем самостоятельная детская библиотека — таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики уже 20 века. Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы дает отечественная писательница Ирина Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать».
Это было систематическое чтение, «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно. Даже в тяжелые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось. Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».
Смею предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х и даже в 70-х годах 20 века во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Чтение – дело семейное
Удивительно, но идея о необходимости возрождения семейного чтения возникла в лихие 90-е. То было нелегкое время — рушилось государство, нарушились семейные связи. Но именно тогда появились библиотеки детского и семейного чтения. Такой статус в 1996 году получила и наша библиотека как филиал Центральной библиотечной системы города Ржева.
Цель нашей работы сегодня — возродить традицию семейного чтения. В фонде открытого доступа представлен комплекс литературы «Духовные традиции русской семьи», где сосредоточены книги по проблемам семьи, воспитания детей, рационального ведения хозяйства, здорового образа жизни. На младшем абонементе у нас есть информационный уголок «Чтение-дело семейное». Предлагаем ребятам прочесть книги, которые читали в детстве их родители. Сделана специальная подборка книг для самых маленьких читателей «Книжки-малышкам».
В ходе записи нового читателя в библиотеку мы берем блиц-интервью, стараемся определить не только уровень кругозора и подготовленности к работе с книгой, но и степень читательской активности в семье.
А затем проводим экспресс-экскурсию в «комнату сказок», где выставлены красивые детские книги и яркие игрушки. Здесь проводится блиц-обзор и книг, и детских журналов. Глаза разбегаются у ребенка — и теперь он наш, вместе с мамой!
Мы поведаем о том, что может почитать мама, бабушка, папа в читальном зале, на абонементе. Расскажем, что можем предложить семье для проведения досуга, то есть, создаем настрой на положительную мотивацию к чтению вместе с родителями. И, конечно, дальше помогаем в выборе книг, даем советы о формировании детской полки с книгами дома, составляем список чтения.
Ещё одна составляющая в нашей работе — это организация семейного досуга и семейного творчества. Мы продолжили традицию семейных встреч, работая по программе «Чтение — дело семейное».
Каждая наша встреча- это праздник и для детей, и для родителей. Все приходят к нам в библиотеку пообщаться, отдохнуть.
Совместное участие детей и родителей в игре сближает семью, делая ее дружней. К Дню семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля в честь святых Петра и Февронии, обязательно проводим «Православный час».
Партнерами в работе с семьями являются и детские сады.
Для дошкольников д/с «Василек», «Чебурашка», «Сказка» дети из школы №9 показали спектакли «Рождественская свечечка» и «Рождественская елочка» — под руководством учителя музыки Широковой Татьяны Михайловны. В течение года мы продолжаем знакомить ребят с православными праздниками. В Пасхальные дни перед нашими читателями выступают дети воскресной школы Оковецкого храма.
А в праздник Покрова Богородицы третьеклассники 9 школы показали спектакль «Шарф Богородицы» — для семей с детьми-инвалидами и дошкольников.
Уговорить маму пойти в библиотеку
Наши встречи наполнены театрализацией, живыми и добрыми эмоциями. Используем кукол, подвижные игры, живую музыку. В создании настроения нам помогает и наш библиотенок Кузька и театр книги «Фантазеры».
Все это вызывает у детей радость, удивление, желание участвовать и увидеть самому! А это значит…Дошкольный возраст-это период жизни человека, когда он способен усвоить по объему столько же информации, сколько потом за все отпущенное время.
«Нужно обязательно уговорить маму пойти в библиотеку! И …записаться!»
Вы, конечно, обратили внимание на то, что раньше книги читали родители и записывали детей в библиотеку родители. А что мы видим сейчас? Сейчас дети ведут родителей в библиотеку! Дети ведут родителей к книге!
Сегодня партнерами в работе с семьями и детьми являются три детских сада № 2,5,27, школы № 4,8,9,13, школа искусств № 3, Дворец культуры, Воскресная школа при Оковецком храме, Реабилитационный центр для детей-инвалидов.
Работая с дошкольниками, да и младшими школьниками мы зачастую сталкиваемся с тем, что родители не осознают необходимости записывать свое чадо в библиотеку.
Ведь это родители тех самых 90-х годов! Им перестали читать книги! Многие из них так и не пришли в библиотеку, они не стали читателями.
А ведь на классической литературе выросло и сформировалось не одно поколение детей и подростков, и даже в неблагоприятных, неполных семьях из уличных мальчишек подчас только благодаря чтению вырастали настоящие мужчины честные, смелые, надежные.
Итак, прекрасны традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе размышляли о прочитанном, сопереживали литературным героям, это сближало всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Возродить забытую традицию — значит вернуть в дом взаимопонимание и тепло душевного общения! Семья и отношения внутри нее во многом определяют дальнейший путь ребенка как личности!
И что же делать? Читать вместе с детьми. Просто брать книжку, садиться и читать вслух. И никакой мудрец не придумает более прямого и верного пути!
Елена Молочек, директор библиотеки детского и семейного чтения г. Ржева