ПАТРИАРХ ТИХОН: ОСНОВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ  

 

 

Текущий 2015 год – юбилейный. Год Патриарха Тихона. 31 января исполнилось 150 лет со дня его рождения, 7 апреля – 90 лет со дня блаженной кончины. А через два года, в ноябре 2017-го, исполнится 100 лет со дня восстановления патриаршества в России и возведения на этот престол нашего земляка Василия Ивановича Беллавина.

Юбилеи дают возможность более пристально взглянуть на исторического  деятеля и историческое событие с ним связанное, заново оценить его вклад в сокровищницу человеческой мысли, отдать дань должного великому человеку.

Столетие восстановления патриаршества – достойный повод возвратиться к нашему замыслу создания монументального памятника Патриарху Тихону. На тверской земле уже стоят прекрасные памятники: Николаю Чудотворцу на истоке Волги в селе Волговерховье; Нилу Столобенскому на Селигере в Нилово-Столобенской пустыне; Макарию Калязинскому в г. Калязине на берегу Волги; святым братьям Кириллу и Мефодию в Твери перед корпусом филологического факультета ТвГУ; первому Патриарху Иову в Старицком Свято-Успенском монастыре; святителю Николаю Японскому в городе Белом. А памятника первому Патриарху постпетровской и начала советской эпохи как не было, так и нет. Согласитесь: разве ж высшее лицо Русской Церкви – святой Патриарх Тихон не заслужил подвигом жизни своей права вернуться в Торопец и встать в бронзе перед Спасо-Преображенской церковью?!!

Душу и характер нации, идеалы и поведение русских людей на протяжении веков формировали в России два типа служителей духа — православный пастырь и народный учитель. Инициативой выпускников средней школы №1, поддержанной руководством Торопецкого района, ещё при советской власти был установлен первый и пока единственный в России памятник Учителю. Настало время поставить около сохранённого дома Беллавиных, напротив церкви новый памятник — Святителю. Первый в мире монумент другому властителю человеческих душ — святому Патриарху Тихону.  И это надо сделать!

Тверской научный центр комплексного изучения человека (ТНЦ КИЧ), который я представляю, работает на тверской земле с 1989 года. За это время сложилась  методология целостного представления человека на земле своих предков, понятийный аппарат неклассического человековедения и практика изучения великих людей мира, рождённых на тверской земле. Проблемам человековедения непосредственно были посвящены 12 научно-практических конференций, нами организованных, а также множество опубликованных статей. Патриарх Тихон занимает особое место в «тверском личностноведении». ТНЦ КИЧ и Тверское отделение Петровской академии наук и искусств в 2004 г. разработало и ведет совместную научно-исследовательскую и инновационно-внедренческую программу «Патриарх Тихон — духовный вождь Русского мира». Поэтому нам есть что сказать  о воззрениях и деяниях великого земляка, который своей жизнью явил миру идеал русского человека.

Первые представления о семейных ценностях торопчанин Вася Беллавин – будущий Патриарх Московский и всея России получил, как и все мы,  в  отчем доме. Лад и дух семейной жизни «бельца» – белого священника Иоанна Беллавина и матушки Анны Гавриловны были определены правилами устроения русской православной семьи, учением Святой Церкви о браке, каноническим ритмом церковной службы и хозяйственными заботами коллективного семейного труда в личном полу крестьянском подворье.

Своей семьи  святитель Тихон, как известно, не завёл. И не мог завести, потому что в 26 лет в Псковской духовной семинарии, работая там преподавателем догматического и нравственного богословия, принял монашеский постриг. А обет монаха включает в себя девство, т.е. отказ от брака; нищету, т.е. отказ от личного имущества и отказ от воли, т.е.  беспрекословное подчинение себя церковной иерархии и замыслу полного посвящения себя Богу.

Однако, академическое образование, начитанность, а главное – искренний и глубокий интерес к жизни  своих прихожан, умение разбираться в их исповедальных тайнах давали ему возможность проникнуть в суть основ и противоречий русской православной семьи. Не будет натяжкой утверждение, что православный приход и клир заменили Тихону собственную семью.

К сожалению, мало свидетельств, текстов проповедей и личных писем Патриарха, отражающих эту тему, до нас дошло. Наталия Кривошеева, один из лучших в современной России исследователей и издателей материалов о Патриархе Тихоне, писала в одной из своих работ о слабой  изученности педагогической деятельности Патриарха. То же самое можно сказать и о его просветительско-педагогической деятельности в области устроения семьи и разрешения конфликтов семейной жизни.

К числу немногих работ Патриарха, непосредственно посвящённых вечным ценностям семейной жизни, относится его статья «Взгляд Св. Церкви на брак (по поводу ложных воззрений гр. Л.Толстого)». Она написана в ранний период его педагогической деятельности и опубликована в журнале «Странник» №12 за 1893 г. тогда, когда архимандрит Тихон был ректором Холмской духовной семинарии. В научный оборот его статьи «холмского периода», в т.ч. и эту, ввёл  в середине XX века неутомимый собиратель тихоновских материалов, исследователь новейшей истории РПЦ на общественных началах Михаил Губонин — составитель и автор исследования «Современники о Патриархе Тихоне», которое было подготовлено и опубликовано Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в 2007 году.

На какие же основы православного брака и семьи, исходя из заветов Иисуса Христа и отцов Церкви, обращает внимание своих читателей учёный богослов и добрый пастырь Тихон?

Во-первых, – подчёркивает он, – брак – это нравственный союз мужчины и женщины. Союз любви, добра и взаимопомощи. Психо-физиологические различия мужчины и женщины (в науке это зовётся половым диморфизмом) скорее взаимодополняют друг друга, чем разделяют. Вот как об этом говорит сам будущий Патриарх: «…живущая по преимуществу сердцем, женщина со свойственными её сердцу чертами – нежною любовью, покорною преданностью, кротостью, сострадательностью, долготерпением – является лучшим товарищем, другом, утешителем и помощником мужчины, как человека по преимуществу ума, твёрдости, мужества, характера. Муж получает восполнение своих сил из даров женской природы; в жене он находит себе поддержку на помощь».

В этом описании просматриваются реальные впечатления автора, полученные в своей патриархальной родительской семье. И хотя в современном мире половые различия и роли мужа и жены всё более нивелируются, нравственные, духовные основы, взаимопонимание и взаимопомощь остаются исходными семейными ценностями.

Один из самых важных вопросов практического человековедения и житейской мудрости: как обрести и сохранить эту духовную близость и взаимопонимание в браке? Архимандрит Тихон отвечает на него так: «…Брачные узы тяжелы для человека, …обязанности супругов высоки и трудны, …супруги должны жить друг в друге и друг для друга, …вместе делить радости и горести, не оставлять друг друга до самой смерти и т.п.».  Но должествование, как мы знаем, не всегда становится практикой жизни. Греховное несовершенство человека искажает замысел Божий и здесь. Поэтому Тихон, продолжая, обращается к нам с мудрым наставлением: «Но как бы ни была сильна любовь супругов, они, как люди не могут обойтись без того, чтобы не встретить друг от друга каких-либо неприятностей и огорчений; для уврачевания их они …должны иметь терпение и снисходительность, в противном же случае скоро могут укорениться взаимные неприятности, которые сначала только охлаждают любовь, а потом и совершенно иссушают её. Золотое правило брачной жизни – «терпи и переноси». Из всех качеств добрый нрав в семейной жизни оказывается наиболее полезным и производительным… Такое терпение …необходимо как для мужа, так и для жены».

Далее он обращается к «идеалу христианских отношений  супругов». Прообразом, примером и сутью этого идеала служит  непорочная жизнь Христа. Его христолюбивое и жертвенное отношение к человечеству и к созданной им «невесте Церкви». И обратное: по-женски преданное до самозабвения отношение христианской Церкви и христиан к Создателю.

Подтверждает свою позицию Тихон, как и принято у православных проповедников и писателей, словом Священного Писания: «Мужие любите своя жёны, якоже и Христосъ возлюби Церковь и Себе предаде за ню». «Жёны своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жёны своим мужьям во всём». (Еф. 5, 22-25)

Святейший Тихон разъясняет эти положения из Послания святого Апостола Павла к ефесянам своим простым слогом: «Некогда человечество было нечисто, порочно, безобразно; но Христос не отвратился от его безобразия; Он пересоздал и исправил его, искупил его грехи; Он не только смыл его нечистоту, но создал из него Церковь Святую. Не насилием, порицанием и угрозами достиг Он этого, а великою заботливостью и самоотверженною любовью к людям. Свои заботы о их чистоте, святости и непорочности Он простёр до того, что пожертвовал даже для этого собственной жизнью. Вот идеал христианских отношений мужа к жене».

Вторая необходимая сторона полноценной семьи, основанной на браке, – физическая. Так как «…сам человек есть существо духовно-чувственное, – пишет святитель, – он имеет ещё и другую цель – размножение рода человеческого». (7) И эту цель, и возможность её осуществления даёт людям Всевышний: «благослови их Бог глаголя: раститеся и множитеся и наполните землю». (Быт. 1, 28)

Святитель Тихон считает утопичным и невозможным осуществление идеально-целомудренного брака, к которому призывает писатель Толстой – брака, в котором муж относился бы к жене как к сестре. И не потому, что это губит деторождение. Но и потому что эта теория искажает каноническое представление о браке.

«…Граф Толстой, отрицая церковный брак, – замечает митрополит Тихон, – зовёт ныне нас в некую пустынь «соломенного вдовства» и выдаёт такой свой взгляд за истинно христианский… Но у нас есть свои руководители», которые «…указывают путь, истину и жизнь. Они учат: каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7,7)». Поэтому одним «…христианство предлагает подвиг полного целомудрия, а кому не дано вместить, – оно предлагает подвиг более слабый – брак, но всё же подвиг христианский».

Однако, духовная близость, нравственные обязательства друг перед другом, так же как и физическая близость – единение плоти являются как ценностями, так и житейской банальностью для большинства семей. Чем же тогда отличается от них православная семья? Только ли большей строгостью соблюдения Заповедей Божьих? Одним ли высоким пониманием брака как христианского подвига?

Архимандрит Тихон раскрывает в статье и третью – мистическую сторону брака: «В христианстве брак не только нравственная связь, но и благодатный союз, таинство: тайна сия велика есть (Еф. 5,32); союз мужа и жены в христианстве есть образ таинственного, благодатного союза Христа с Церковью».

Надмирное таинство брака закрепляется таинством венчания, «…в котором подаётся божественная благодать, освещающая и возвышающая брачный союз… и содействующая супругам в исполнении высоких обязанностей, – пишет Тихон. – Вот почему христианин не может удовольствоваться одним только гражданским браком без церковного венчания».

Надо понимать и верить: брак, освящённый Церковью, дарит единение Духа Святого в сердцах любящих супругов. А благодать Божия помогает супругам свято выполнять свои высокие обязанности:

1) супружеской верности – (брак должен быть честен и ложе непорочно (Ефр. 13,4);

2) нерасторжимости брачных уз – (еже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19,6);

3) спасения души через рождение и воспитания детей – (жена спасется через чадородие, …если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием (1.Тим. 2,14).

«Таким образом, – делает вывод Святитель Тихон, – в христианском браке физическая сторона (плотская любовь) является только средством для осуществления одной из целей брака – рождения и воспитания детей. А где это средство превращается в цель, где нет …господства нравственного принципа, где физическая сторона не только не подчиняется духовной, но и сама берёт перевес над нею и поглощает её, там такое состояние со всей силою осуждается Церковью как унижающее и оскорбляющее идею брака… Таков высокий взгляд Св. Церкви на брак», – заключает автор. (11)

На основании изученных теоретических работ Патриарха Тихона мы берёмся утверждать: он является одним из основателей православного человековедения XX века. Причём, не только как учёный богослов, но и как архипастырь, делами доказавший своё глубокое знание людей, свою любовь к человеку и к жизни. Грех уныния был ему чужд.

Этот вывод достаточно проиллюстрировать рассуждениями молодого архимандрита Тихона о борьбе оптимистических и пессимистических начал в человеческой душе:

  • «Шопенгауэры, Гартманы, да и все буддисты утверждают, что благо заключается в том, чтобы не жить…

– Христианское (же – В.О.) воззрение на жизнь чуждо крайностей оптимизма и пессимизма: оно весьма удачно соединяет в себе то, что есть истинного и в том, и в другом.

– …в жизни есть …много страданий и бедствий, тем не менее, они не могут делать бытиё хуже небытия.

–  Всё живое по природе любит жизнь и отвращается от смерти.

–  Итак, если жизнь не есть зло, то значит и призывание новых существ к жизни, или размножение рода человеческого через брак – путём рождения не заключает в себе ничего худого, греховного».

Сложившееся за многие столетия учение Святой Церкви о человеке, семье и браке было в XIX-XX веке развито, как мы показали, богословами и православными пастырями. А в начале нового тысячелетия Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ принял замечательный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (август 2000 г.). В нём изложена позиция Церкви по основным вопросам христианской антропологии, церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом. В частности, в 10-ом разделе «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» в центр внимания поставлены «ценности христианской семьи». В тексте Концепции, сделанной Синодальной рабочей группой под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, есть ссылки на Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона и на решения Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917-1918 гг.), на заседаниях которого председательствовал святитель Тихон. Например, там приведены, принятые в 1918 г., новые положения в «Определениях о поводах к расторжению брачного союза, освящённого Церковью».

Вывод: творческое наследие Патриарха Тихона живо и востребовано современной церковной и научной мыслью. Исследование семейных отношений и развитие «тихоноведения» в  Российской Федерации продолжается!

Я сам написал и издал две книги. По Божьему проведению и счастливому стечению обстоятельств, обе они прямо относятся к теме XII Торопецкой конференции – «Пастырь добрый» и «Семейные ценности».

Первая, научно-популярная, книга называется «Вечные ценности семейной жизни».  Она написана в конце 2007 года ко Всероссийскому Году семьи и посвящена семейным ценностям, включая ценность интереса к истории семей и сбору материалов родословника. Презентации книги прошли,  в Торопецкой районной библиотеке и иных книгохранилищах она есть.

Другой работой стало второе издание первой в России книги для детей и для семейного чтения о Патриархе Тихоне – «Святой ТИХОН, Патриарх Московский и всея России. Рассказ-поучение Владимира Осипова».  Она вышла в свет в марте 2015 года, мизерным тиражом в 100 экземпляров и посвящена 150-летию Патриарха.

Презентация книги прошла на секции «Творческое наследие Патриарха Тихона и актуальные проблемы большой и малой Родины».   Теперь это издание можно увидеть и в Торопецкой библиотеке. В книгах помещены рассказы о великих именах Страны Истоков, о Торопце, о торопецком роде моего отца. Его сестру – почетного гражданина Торопца, хирурга Зою Александровну Бронзову —  старшее поколение присутствующих на презентации торопчан хорошо знает и помнит…

 

Владимир Осипов

 

 

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели