«Вырастить любовь. Воспитать семью. И петь Богу!»

Накануне замечательного российского праздника – Дня матери – мы беседуем с регентом  хора кафедрального Оковецкого собора, мамой четверых детей Натальей Евгеньевной Расторгуевой.

 

Наталья Расторгуева: «Вырастить любовь. Воспитать семью. И петь Богу!»

О чтении вслух, разговорах по душам и радости

 

— Наталья Евгеньевна! В последнее воскресение ноября  отмечается День матери. Все мы родом из детства, и, наверное, воспоминания о той поре  жизни особенно актуальны для многодетной матери?

5

— Я   выросла в многодетной семье, в которой воспитывалось трое детей. Большую роль в моей жизни играла бабушка Зоя. Помню, у бабушки была  старинная книга  огромного формата, называлась —   «Жития святых». Не помню, чтобы кто-то специально учил меня читать, но   эту книгу еще до школы   прочитала с огромным интересом. И до сих пор очень люблю читать. Сейчас детки маленькие,  в основном чтение  у нас  детское.  Читаю им вслух.

 

—  Сегодня все в один голос говорят об исчезновении старинной русской традиции семейных вечеров чтения и общения. Пришли иные формы  семейного досуга — дети играют в компьютерные игры, родители решают вопросы жизни, а подростки  «тусуются». Сегодня все изменилось!

— А если попробовать возродить забытую традицию —  вернуть в дом взаимопонимание и тепло душевного общения? Семья и отношения внутри нее  определяют дальнейший путь ребенка. Самый прямой и верный способ — читать вместе с детьми. Просто брать книжку, садиться и читать вслух.  Сын учится во втором классе, у нас с ним договор – сначала Егорка  читает мне,  потом я —  ему. Дочери 6 лет,  она просто «рвется» в школу, но не хочется лишать ребенка детства.  Глядя на нее, вспоминаю себя — учеба давалась  легко, но, к огорчению мамы, золотую медаль по окончании школы не получила —  я не вступала в пионеры и комсомол, поскольку росла в верующей семье. В аттестате написали не «примерное» поведение, а «хорошее». Но когда я  техникум окончила с отличием, мама встретила завуча школы и все-таки не выдержала: «А Наталья окончила  техникум —  и с красным дипломом!». Но тогда уже  был конец 80-х годов, и отношение было совсем иное.

— Наталья Евгеньевна, у вас четверо детей:  два больших ребенка и  два маленьких — как интересно.

— Старшие два сына родились в трудные 90-е. Мы с супругом  очень хотели третьего ребенка, но его  не было. И мы уже  смирились. И вдруг  – такой сюрприз – родился Егорка. А потом   Бог и  девчушку послал. Откровенно говоря, до сих пор привыкнуть не могу. С девочкой  все по-другому, от платьев до эмоций: то слезы у нас, то поцелуи. Егорка говорит: «Мам, как здорово, что у нас Маша есть, я не один». В его  классе есть  дети, которым не с кем погулять-поиграть-поделиться: братьев и сестер нет. Конечно, младшие очень ждут, когда старшие на выходные  приедут: «Ну, когда  Витю с Гришей увидим, мы так соскучились!»  Старшие сыновья —  студенты, учатся в Королевском технологическом университете. Один на первом курсе, другой —  на втором. Учатся оба хорошо, но один «горит»,  потому что любит учиться, а второй –  учится,  потому что надо.  Они оба гуманитарии, но сейчас мужчинам сложно в  гуманитарной сфере.  Подумали, и решили отправить их  в технический вуз. Вите —   20, Грише – 18.

— Большая разница у детей —   десять лет. С младшими переживаете вторую молодость?

—  Да, новый этап. Папка наш говорит: «Если бы младших не было, насколько дома было бы грустно и пусто». Нам пора уже внуков ждать,  но мальчишки пока не торопятся — всему свое время.

6

— Как Вы их воспитываете?

— Старших старались строго. Сами были молоды, опыта  маловато.  В храм с сыновьями ходили, в воскресную школу. Мне кажется,  им сейчас  это помогает в жизни. Витя недавно звонит: «Мам, я защитил лабораторную по физике, завтра побегу в храм». Понимает, кому должен быть благодарен. В Ржев приезжают, обязательно идем  в   наш любимый Оковецкий собор, где прошло  все детство. Они знают, что здесь их любят и всегда  ждут, после любых падений и взлетов. Младшие дети ходят в воскресную школу, постигают азы с переменным успехом – утром в воскресенье вставать не всегда хочется.

 

— У Вас есть семейные традиции, например, когда вся семья собирается за столом?

— За обеденным столом всем редко получается собраться. Мне очень хотелось бы такую традицию привить, но не получается. Дети всегда  учились в разные смены, а в воскресенье я целый день в храме. Семейный обед остается мечтой.

— Что же связывает вашу семью?

— Наш  папа. Он очень домашний, очень правильный в светском понимании: не пьет, не курит, не ругается. Увлекается рыбалкой. В воскресенье берет детей, они берут сосиски, удочки и отправляются в Нижний Бор. Папка – наша стена, защита, опора и мастер на все руки. Я по жизни человек нерешительный, сомневающийся, так что за супругом остается последнее слово.  У нас мамы верующие, ходящие в храм. Бабушка, дедушка были такими же  – молитва о нашей семье  не прекращается. Думаю, это и поддерживает нас, дает силы.

— Когда мама работает, это правильно?

—  С одной стороны,  скучновато сидеть дома в детском обществе. А с другой,  не всегда получается детей  «втиснуть»  в свой график.  Но каждый день я стараюсь с ними  разговаривать по душам. С детьми надо обязательно общаться, они  этого ждут и любят.

— О чем вы говорите? На серьезные темы?

— На любые.  Как-то  Егорка пришел из школы, спрашивает: как это возможно, что человек  от обезьяны  произошел? Даже не знаешь, как поступить, чтобы  не уронить учительский авторитет.  Начинаешь с ребенком разбирать  тему,  книги разные вместе листаем. Дочка стала часто просить: «Мам, расскажи о своем детстве». Начинаешь рассказывать: как мы жили, что ели, во что играли,  где гуляли. Тогда  все намного проще  было.  Наверное, мое детство было счастливым. Отца, правда,   не хватало — когда мне исполнилось 12 лет, родители развелись.   Мама много работала, а мы  старались ей помогать. В 8 утра она уходила,  оставляла на столе список: огород прополоть, ягоды собрать. У нас был пруд, лес, велосипеды, лодки….  Побегаешь, вспоминаешь, что мама скоро придет, и начинаешь срочно делами заниматься. Своим детям рассказываю: «Вот у нас в доме есть газ, вода. А  раньше –  флягу на тележку и за водой. Приходит братик из школы, холодно,  и он начинает печь топить». А сейчас маленьким детям кто подобное  доверит?

Хочется, чтобы и у современных  детей было счастливое детство, но кажется, что все   уже не то. И к старому возврата нет, не может жизнь стоять на месте, все   развивается. Но порой хочется немного притормозить это развитие.

— Да, жизнь становится лучше в  бытовом плане, но с другой стороны, радости все меньше и меньше.

— Думаю, мы просто  не  умеем радость чувствовать от того, что имеем.  А радость можно находить в любом моменте – пришел ребенок из школы: «Егорушка, как дела? – «Мам, у меня пятерка!» Маленькая, но радость. Раньше не было такой проблемы, чтобы нам, детям, было скучно. Сейчас дети  говорят: «Скучно». Летом с этим  столкнулась – они даже игр не знают. А у нас только  с одним  мячом сколько игр было!

— А компьютерные игры?

— Стараюсь ограничить, но если ребенок хочет мультфильм посмотреть по Интернету, пусть смотрит. Сын старший рассказывал: «Мам, понимаешь, с мальчишками мне не о чем поговорить. Они про игры рассказывают, а я ничего не знаю».  Он рос читающим мальчиком. Считаю, пусть у ребенка будет возможность,  но надо вовремя объяснять: «Можно поиграть, но увлекаться не стоит».

4

— Вы — счастливая семья?

— Счастье – это со-участие. Каждый член семьи должен участвовать в ее жизни. Семья – это всегда жертвенность во имя  детей, супруга. Обычно один из супругов  бывает сильнее – по характеру, темпераменту, другой – слабее. Главное, поддержать, не вспылить, уступить. Вместе легко и   бытовые трудности пережить.

— А если любовь ушла?

— А любовь никуда не уходит. Наоборот, она  растет. Когда с мужем встретилась,  нельзя было сказать, что это – любовь. Но я  почувствовала, что он —  мой человек. Я за мужем – как за каменной стеной. Сейчас смотрю на него и понимаю – насколько муж  дорог, насколько близок. Что я без него? Любовь надо вырастить. Семью надо воспитать – не только детей, но и семью.

2

— Дети воспитывают родителей, или это односторонний процесс?

— Мы с супругом  одногодки.  Я сама любительница «порулить», но папа в семье главный. Когда видишь, как дети копируют родителей, то думаешь: «Ого, это мы что-то сделали не правильно». Глядя на детей, их игры, поступки, видишь  себя со стороны и делаешь соответственные выводы. Надо на себя  постоянно обращать внимание.

— Даже когда нет сил, времени?

— Силы всегда будут, главное, не надо себя жалеть: «Вот, я такая несчастная, никуда не успеваю, ничего не получается». Раз Бог дал детей, значит, даст и силы. Иногда расслабишься, поохаешь, но снова  вперед. Останавливаться нельзя, жизнь идет, дети растут.

 

О самых важных вещах, велегласном пении и счастье.

 

— Наталья Евгеньевна, любимое дело и семья – два главных понятия в жизни?  

— Никогда не думала, что буду служить в Церкви. Хотя дедушка был псаломщик, а брат — священник.

— Кстати, как у него дела?  Отца Константина Федосеева из Оковецкого храма помнят до сих пор в Ржеве.

1

— Брат сейчас служит в  Ростовской митрополии. Недавно была у него в гостях. Он настоятель двух храмов в двух станицах, в которых служит попеременно. Там Дон, казаки,  менталитет у народа иной. Как раз попала на Рождество Пресвятой Богородицы, были накрыты столы на престольный праздник, выступал детский казачий ансамбль. Получила огромное удовольствие: дети такие  яркие, радостные. Казачий атаман сам занимается  ансамблем, брат, а у него самого шесть деток, рассказывал,  что атаман очень строгий, но от него никто не уходит, детям нравится. Деятельность  вне храма у нас всегда  лучше получается —  в храме сложнее народ на молитву подвигнуть.

— Наталья Евгеньевна, согласны, что настоящие певчие не приходят на клирос  — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями? 

— Помню, когда две знакомые  девочки поехали в Троице-Сергиевую Лавру поступать на регентское отделение, меня это очень удивило.  В молодости  не было никакого желания заниматься пением, чтением. Я любила  свою бухгалтерию, цифры, бумаги.  Когда в Ржев переехали, приснопамятный отец Олег попросил  петь на клиросе. Но своим становлением как певчего, как церковного работника, обязана матушке Елене Чайкиной. Именно матушка Елена открыла  самую важную вещь: «Знаешь Наташа, самое трудное на клиросе и в церкви – это не устав, не пение. Самое трудное — это человеческие отношения». Сама матушка прекрасно  умела их  выстраивать. Потом матушка неожиданно собралась в декрет, а мне батюшка предложил  попробовать себя в качестве регента. Первое время это был ужас – книги сумками носила домой, листала, запоминала, что на какой странице находится. Обязанность регента – знание службы. Все должно соединяться в общую молитву: хор, священник, алтарь, чтобы люди ничего не замечали, никаких пауз, не было бы сбоев. Надо, чтобы все было правильно, ничего не нарушалось, и сохранялось молитвенное настроение.  

Потом новый этап открылся – владыка Адриан приехал, свои особенности, тонкости. Павел Владимирович Вознюк, которого владыка в этом году удостоил юбилейной медали в честь 1000-летия преставления князя Владимира, огромную работу проводил – у нас такое воодушевление было, что готовы были горы свернуть. Сначала был общий хор – дети и профессиональные певчие, потом  разделились – опять  новый этап. Сейчас у меня   будничный клирос. Но без него тоже нельзя. Прихожане подходят и говорят: «Вы сегодня так хорошо пели, у нас настоящее чувство, что мы молились». Всегда отвечаю: «Это у вас сегодня молитвенное настроение такое, а мы чем смогли – помогли». Ведь регент и церковный хор поют, прежде всего, для Бога, потом для людей, чтобы люди под наше пение молились. 

— Выразительным средством является и соблюдение тех редких предписаний, которые сохраняются в Уставе: «велегласно», «косно», «сладкопевно». Что же они означают?

– «Велегласно» – это и торжественно, и в полный голос. «Косно» – это медленно, а «сладкопение» – это развернутый распев.  В книгах очень много таких пояснений. Для каждой ситуации есть свои особенности пения, чтения. Все тонкости даже еще не постигла. У меня какая проблема? Всю жизнь на одном приходе. У наших девочек с клироса, которые получили специальное образование – Катя Чайкина, Оля Гурова —   более профессиональное отношение к делу.

Вообще девочек с клироса мы очень любим и очень ждем. Дело к пенсии, кадры надо готовить. Девочки выросли, уехали учиться,  вышли замуж. Да, они  в церкви, но  хочется, чтобы  вернулись нам на замену, чтобы не получилось, как в детской поликлиники – все врачи пенсионного возраста, а молодых нет. Кристина Черноземцева   сейчас звонарь и работает в епархиальном управлении. Маша Дмитриева поет на клиросе, но  в другом храме.

— Да, Ржев  может стать городом пенсионеров. Молодежь уезжает и редко возвращается.

— Надо что-то делать. Мне очень нравилось общественное движение «Ржев – наш город», нравились  субботники, которые устраивались.  Это так здорово —  прийти, убраться. Но, с другой стороны, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если детям объяснять, что фантик надо в урну класть, мусора в городе будет меньше.  У нас замечательный  город. Хотя родилась в Челябинской области, но в 1995 году  переехали в Ржев —  и вот уже 20 лет живем в первом городе на Волге. Впечатление в целом о городе складывается из мелочей. Надо спросить себя – а я на своем месте все сделал, что от меня зависит? Легко критиковать власти, но лучше за них молиться. Мы живем в частном доме, и  коммунальные беды Ржева нас обходят стороной. На государство не обижаюсь  — оно дало все, что могло дать: образование, работу. Пристройку у дому сделали благодаря материнскому капиталу, о чем раньше и мечтать было невозможно. Участок земельный, как многодетной семье, выделили. Лучше довольствоваться тем, что имеешь и  за все благодарить. Сначала надо научиться благодарить за радости. А потом уже и за неприятные для нас вещи. Слава Богу за все!

— Наталья Евгеньевна, чувствуете себя счастливой?

— Более счастливой, чем несчастной. Оканчивая техникум, решили с подругами встретиться лет через 20  и написали на листочках, как  представляем свое будущее.  Я писала, что у меня будет любимая работа, любимая семья, любимый муж, любимые дети. Сбылось все – я счастливая мама.

Мамами трудно быть. А не быть мамами —  тоже трудно.  Если Господь благословил семьей и благословил детками, надо это нести без ропота.

Поэтому, дорогие мамочки! Поздравляем вас всех с праздником – Днем матери! Желаем вам терпения огромного, помощи Божией во всех ваших добрых делах, чтобы ваши детки вас радовали. И всем – взаимной и огромной любви!

— Благодарю Вас за интервью.

Ржевская Правда

Фото из архива семьи Расторгуевых

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели