Смоленские корни святителя Николая Японского

В прошлом 2016 г. исполнилось 180 лет со дня рождения архиепископа Николая Японского. Столь знаменательная дата не могла пройти не замеченной смолянами. Поиск в архивных документах, привёл к новому открытию.

В метрической книге церкви Вознесения с. Березы Бельского уезда за 1836 г. в месяце август нами была обнаружена запись № 15: «Двадцать первого числа села Березы у диакона Димитрия Иоаннова Касаткина и законной его жены Ксении Алексеевой родился сын Иоанн». Крещение было совершено на следующий день 22 августа. Восприемниками были: «того же села заштатного диакона Алексея Савинского сын Смоленской семинарии ученик философии Александр Савинский и того же села вдова диаконская жена Елена Петрова Залесская». Крещение совершил той же церкви священник Александр Григорьев Белкин, при крещении находились того же села диакон Александр Лаврентьев Барсов, при крещении находился того же села пономарь Андрей Егоров Синявский»[1].

После этого последовали и другие новые находки.

До событий 1917 г. в официальном печатном органе епархии «Смоленских епархиальных ведомостях» регулярно публиковались материалы о судьбе архиепископа Николая и ситуации в Японской миссии[2]. За период с 1881 по 1914 гг. в них было опубликована 31 статья. Смоленское происхождение  высокопреосвященного Николая остаётся мало изученным. На наш взгляд, наибольший интерес представляет статья, написанная ещё при жизни архиепископа Николая, его другом протоиереем  Петром Синявским и опубликованная в «Смоленских епархиальных ведомостях» (1912 г., № 4).

Скажем несколько слов об авторе этого документа. Пётр Андреевич Синявский (?-13 марта 1915). Один из первых выпускников Бельского духовного училища открытого в 1849 г. По успешному окончанию Смоленской духовной семинарии вернулся в родное училище, где прослужил 25 лет. Выйдя в отставку он не оставлял училище без своего внимания. Его трудами в 1909 г. было основано Общества вспомоществования нуждающимся учащимся при Бельском училище почётным членом и председателем совета которого он являлся. До выхода в за штат в декабре 1914 г. был протоиереем  соборного храма г. Белого. Автор большого количества статей, опубликованных в «Смоленских епархиальных ведомостях».

Перейдём непосредственно к самому документу, сократив в нём некоторые не значительные детали.

Высокопреосвященнейший архиепископ Николай, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился в с. Егорье[3], на р. Березе Бельского уезда, Смоленской губ. Село это находится в 70 верстах от г. Белого, по летнему тракту, и в 45 верстах по зимнему, по направлению к северу, в глухих лесах, в соседстве с местностью, известною под именем «Бельской Сибири»[4], и по месту рождения своего высо­копреосвященный Николай был соседом другого великого человека, Сергея Александровича Рачинского[5], родившегося в с. Татеве, Бельского же уезда… Отец Ивана Димитриевича Касаткина, Димитрий Иванович был диаконом в с. Березе[6]. Мать его звали Ксенею Алексеевною, которая родилась 24 января 1806 года. Бракосочетание Димитрия Ивановича с Ксению Алексеевною состоялось 15 февраля 1829 года. У супругов Касаткиных, как видно из памятной книжки, веденной самим о. диаконом Касаткиным, было четверо детей: первый сын Гавриил – родился 18 марта 1832 года и умер 28 июля того же года. За ним следовала дочь Ольга, родившаяся 6 июля 1833 года, при сем в па­мятной книжке отмечено: восприемником её был «тесть», – отсюда следует, что Димитрий Иванович Касаткин поступал в с. Березу на сдаточное место, со взятием в замужество дочери диакона Алексия Савинского[7]. Третьим сыном у супругов Касаткиных был Иоанн, родившийся 22 августа 1836 года [22 произошло крещение – Л.С.], и последним – сын Василий, родился 16 марта 1840 года. Трое детей о. диакона Касаткина: дочь Ольга и сыновья: Иоанн (ныне архиепископ Николай) и Василий здравствуют досель [начало 1912 г.]. Ольга живет в селе Егорье с детьми, а о. Василий, в сане протоиерея, настоятелем женского Сретенскаго монастыря, в г. Сызрани Сим­бирской губернии. В 1841 года 11 октября, о. диакон Димитрий Касаткин овдовел. В памятной книжке о покойной своей жене он оставил такую запись: «от рождения до бракосочетания жила 22 года, от бракосочетания до смерти 12 лет, а всего жи­ла 34 года и 8 месяцев. Была из женского пола самого большо­го роста, волосы имела темно-русые, лицо белое, нос умеренный, большой лоб, несколько нависший на глаза. Скромна и набожна». Со смертью жены, на руках о. диакона Касаткина осталось трое малолетних  детей, из коих старшей дочери было 8 лет, сыновьям – Иоанну 5 лет, а Василию меньше года, все заботы о воспитании детей пали на одного молодого вдовца, который и воспитал их соответственно своему званию и своим средствам: дочь воспитывалась дома, а сыновья, по достижению школьного возраста, определены были в духовное училище, воспитание детей и теперь сопряжено с великими заботами и расходами, но все эти заботы и расходы увеличиваются у вдовых священно­служителей, которым приходится выбирать «Женскую прислугу с великою осмотрительностью». Увеличивались расходы у Бельского духовенства по воспитанию детей и по причине отсутствия духовного училища в г. Белом[8], и оно, по необходимости, вынуждено бы­ло отправлять своих детей – в Смоленск, Вязьму – и живущие на северо-восточной окраине уезда – в Ржев (Тверской губернии) или Торопец (Псковской губернии). В одном из этих училищ начинал свое школьное образование и старший сын о. диакона Ка­саткина – Иоанн, а в 1849 году, по открытию училища в Белом, переведен был в Бельское. Возвращаемся к памятной книж­ке о. диакона. «В 1850 г. – пишет он – поступил в Рославльский  монастырь[9], Смоленской губернии, в 1855 году выбыл из монастыря – в село Березу». Поясняем эту запись. К это­му времени достигла совершеннолетия старшая дочь его Ольга, которой он и сдал место. Зятем его был Филипп Измаилов[10], но он пожил недолго, от 3 до 4 лет, и умер, оставив жену с единственною дочерью Анною. Вследствие этого о. диакон Касаткин вышел из монастыря и опять занял свое место в Березе, чтобы дать возможность сыновьям продолжить учебу. Из этого обстоятельства видно, что диакон Ка­саткин жил в монастыре, не принимая иноческих обетов. Как ни тяжела была потеря молодого зятя, но все же она облегчилась тем, что в доме о. диакона был теперь свой род­ной глаз, за хозяйством его смотрела овдовевшая дочь. В 1857 году старший сын его, Иоанн окончил семинарию[11] первым студентом и отправлен был в С.-Петербургскую духовную академию, на казенный счет. В следующем году сгорел дом о. диакона. В 1860 году о. диакон Д.И. Касаткин вышел в заштат, а старший сын его, Иоанн оставил академию и, в сане иеромонаха, с именем Николая, отправился в Японию. В заштате о. диакон Касаткин прожил 18 лет. В 1867 году он ездил к сыну Василию, в село Кувай, Симбирской губернии, так как этот сын его, по окончании курса в Смолен­ской семинарии[12], поступил священником в означенную губернию. В 1870 году приезжал на родину, для свидания с отцом, и стар­ший сын его, иеромонах о. Николай. В Березе тогда священствовал товарищ его по семинарии, о. Василий Руженцев[13], скончавшийся в сане протоиерея 21 января 1905 года. Был о. Николай и в городе Белом, одновременно с епископом Серафимом[14], который принял его весьма неблагосклонно и сделал даже выговор, что он без монашеского клобука. О. Николай оправдывался отдаленностью своего местожительства и продолжитель­ностью путешествия по разным государствам, океанам, морям и каналам, и что в таком виде он являлся и ко двору. Первое путешествие о. Николая в Японию продолжалось едва ли не более года… Во время первого своего пребывания на родине, в 1870 года, о. Николай, бывши в Белом, посетил своего товарища по се­минарии, о. Ракитскаго, бывшего священником в градской Воскресенской церкви (умер 1874 г.); удостоил своим посещением и меня, в то время еще бывшего учителем в духовном училище; встретился у меня и со своим знакомым по семинарии, тоже учителем, В.Н. Пляшкевичем[15] (умер 1905 г.); и вот здесь-то он выразился, что «теперь он на опыте убедился, что земля кругла», очертив тот путь, по которому он ехал в Россию и обратно поедет в Японию. В эту же поездку (1870 г.) иеромонах о. Николай произведен был, в Петербурге, при отъ­езде в Японию, в сан архимандрита и поставлен начальником японской духовной миссии, а до тех пор он числился при русском консульстве[16]. Припоминается нам и другой случай из жизни молодого японского миссионера, аналогичный с тем ко­торый произошел у него с епископом Серафимом. Посетил однажды отца иеромонаха Николая маститый архипастырь, уже много потрудившийся, и многого достигший на миссионерском поприще. Сей архипастырь (ныне уже почивали), увидя о. Николая, занимающегося английским языком, не одобрил эти занятия. В 1880 году архимандрит Николай вторично приезжал в Россию и на родину, и в эту поездку, 30 марта, архимандрит Николай хиротонисан в епископа Ревельскаго. На родине он уже не застал отца в живых, он умер 10 марта 1878 го­да, не дожив двух лет до того времени, когда сын его был возведен в епископа. Там (на родине) жива была и теперь здравствует старшая сестра высокопреосвященного Николая Ольга Димитриевна Куницкая, 77-летняя старуха, и три её сына: Иван, Александр и Андрей Куницкие, не служащие дворяне. Мать их, Ольга Димитриевна, по смерти первого мужа своего, диакона Филиппа Измайлова, вышла в замужество за дворянина Илариона Михайловича Куницкаго[17], который также уже умер (в 1896 г.). За все время своего пребывания в Японии, высокопреосвящен­ный Николай вел переписку с сестрою и детьми её, своими племянниками. Покойному отцу он приобрёл в собственность небольшой участок земли, в смежности с причтовою землею с. Березы, которым теперь пользуется сестра его с детьми. Не забыл высокопреосвященный Николай и подрастающего поколения своих односельчан-крестьян. В деревне Коптянке[18] устроена церковно-приходская школа имени высокопреосвященно­го Николая[19]. На устройство этой школы он выслал 200 р., и столько же ежегодно высылал на содержание её с 1902 года. Вспомнил высокопреосвященный Николай и о родном Бельском духовном училище. В 1909 году, когда – общество вспомоществования нуждающимся ученикам Бельского духовного училища избрало высокопреосвященного своим почетным членом, он выразил «глубочайшую благодарность общему собранию членов этого общества» и на нужды учеников выслал свою жертву – 100 рублей. Горячо любят прихожане села Бере­зы своего родного – односельчанина, высокопреосвященнейшего архиепископа Николая, такою же любовью отвечал и он им. Появляясь редким гостем в родных краях, он собирал бывших сверстников своего детства и вел с ними увлека­тельный беседы об отдаленной Японии, о нравах и обычаях её жителей. Нужно ли упоминать о том, сколько радовался и одновременно скорбел покойный отец высокопреосвященного? Когда заходила речь о далекой Японии, где начинал свои апостольские подвиги его сын – иеромонах Николай, о. диакон по­ложительно заливался слезами и при этом прибавлял, что «дети его оправдали свою фамилию подобно перелетным птицам, разлетелись в разные далёкие стороны»! И мы к этому прибавим, что и сам о. диакон полетал по матушке православной России. Из записной книжки его видно, что в 30-х годах прошлого столетия [1830-1831 гг. – Л.С.] диакон Касаткин, в качестве сборщика денег на реставрацию приходского храма[20], прошел по семи губерниям: Петербургской, Московской, Смоленской, Тверской, Новго­родской, Могилевской и Псковской, и посетил почти все уездные города этих губерний. И кроме сего, уже на старости лет, в 1877 году, он путешествовал к сыну Василию, в Симбир­скую губернию. Роста о. диакон Касаткин был среднего, не тучен, но крепок телосложением, посему и в старости отли­чался подвижностью; морозов не боялся и теплых сапог не носил, и замечательную имел привычку, выезжал из г. Белого в свое село непременно в ночь, хотя большая часть пу­ти пролегала по огромным и темным лесам; ночью, говаривал он, «не будет задержек от встречных путешественников».

Леонид Степченков, ведущий специалист Государственного архива Смоленской области

 

[1] Государственный архив Смоленской области. Ф. 48. Оп. 1. Д. 816. Л. 488.

[2] Анатолий, арх. Прибытие Преосвященного Николая в Японию на свою паству и его первое архиерейское служение // 1881. № 15; Известия о Японской православной миссии // 1883. № 17; Игумен Владимир, японский миссионер. Из Японии. // 1884. № 21; Из Японии // 1890. № 12; Состояние православной церкви в Японии // 1891. № 18; Празднование в минувшем году православною Японскою паствой в честь 30-летнего пребывания Преосвященного Николая в Японии // 1892. № 2; Помощь голодающим от православных японцев //1892. № 12; Значение Православного собора в Японии //1892. № 17; Деятельность Преосвященных: Николая, епископа Алеутского и Аляскинского и епископа Ревельского Николая, начальника Японской миссии // 1893. № 4. Миссийская женская школа в Японии //1893. № 10; Состояние Православной церкви в Японии в 1893 г. // 1894. № 14; Двадцатипятилетие Японской духовной миссии // 1895. № 11; Труды начальника Японской миссии по переводу священных и богослужебных книг на японский язык // 1895. № 19; Христианство в Японии // 1904. № 18; Япония в представлении русских раскольников-старообрядцев // 1904. № 21; Синявский П., соборный протоиерей. Пятидесятилетний юбилей Высокопреосвященнейшего архиепископа Николая, начальника Российской духовной миссии в Японии // 1911. № 20; Успехи христианства в Японии //1911. № 24; Васильев Н. Апостол Японии // 1912. № 3; Синявский П., протоиерей. Апостол Японии // 1912. № 4; [40-й день кончины архиепископа Японии Николая] // 1912. № 6; Каверзнев Ф. Просветитель Японии архиепископ Николай // 1912. № 7; Слово Преосвященнейшего епископа Феодосия в 40 день кончины Японского архиепископа Николая // 1912. № 7; Райт В.П., Орлов Н. Почивший архиепископ Японский Николай // 1912. № 7; Каверзнев Ф. Просветитель Японии Архиепископ Николай (Касаткин) // 1912. № 7; Романцев. Архиепископ Николай Японский. [Стих] // 1912. № 7; Памятник апостолу Японии, архиепископу Николаю // 1912. № 8; Сергий. еп. К годовщине кончины архиеп[а] Николая, апостола Японии // 1913. № 2; Андроник еп. Храм-памятник над могилой японского архиеп[а] Николая // 1913. № 2; Торжества на родине апостола Японии // 1913. № 15; N.N. К годовщине кончины Архиепископа Николая, апостола Японии // 1914. № 2.

[3] Село Егорье (второе название – Берёза) входило в третий стан Бельского у., располагалось по тракту идущему в местность называемую Сибирь. По данным на 1859 г. в селе насчитывалось 5 дворов, проживало 9 лиц мужского пола и 13 женского пола. Имелась одна православная церковь. Село Берёзы одно из древнейших сёл Бельского у., всегда причислялось к Смоленской епархии. Название Берёза получило от одноимённой реки, протекающей рядом с селом. Название Егорье – произошло от первого сельского храма, освящённого в честь Георгия Победоносца. В «Смоленских епархиальных ведомостях» № 21 за 1870 г. опубликована статья «Летопись о церкви, причте и приходе села Берёзы Бельского уезда Смоленской епархии».

[4] До второй половины XIX в. Бельские леса располагались сплошной полосой в северной части уезда. В них скапливалась влага, вызывавшая даже в летний период морозы-утренники. В этих лесах начиналась система рек: Днепра, Волги, Западной Двины. Обилие лесов позволяло существовать в уезде большому количеству кустарных промыслов, связанных с обработкой древесины. Леса начали вырубать в 1870 – 1880-х гг., что привело к их обеднению.

[5]  Рачинский Сергей Александровича (1833-1902). Известнейший русский педагог, воспитывающий детей в христианском православии. Автор ряда трудов по педагогике. Окончил естественный факультет Московского университета. Друг П. Чайковского, Л. Толстого. В 1872 г. вернулся на родину в с. Татево. Здесь, через три года в школе выстроенной на собственные деньги, он приступил к педагогической деятельности. При его участии в уезде были открыты две женские школы.

[6] По увольнению из низшего отделения Смоленской духовной семинарии, поступил в 1828 г. диаконом села Берёзы.

[7] Савинский Алексей. Служил диаконом села Берёзы до 1828 г. «очень долго – много лет». Прихожане его любили и уважали.

[8] Увеличение числа воспитанников в училищах Смоленской епархии повлекло за собой необходимость открытия новых духовных училищ. В мае 1849 г. преосвященный Тимофей ходатайствовал об открытие в г. Белом уездного и приходского училища. Постановлением Синода от 13 июля – 31 августа данное предложение было одобрено. В конце ноября все подготовительные работы были завершены. К этому времени из вяземских училищ прибыли 75 человек – дети духовенства, причисленные к Бельскому округу. Окончательное открытие училища состоялось 6 декабря. На следующий год в уездном училище обучалось: высшее отделение – 47 человек, низшее – 47, в приходском училище: I – 11 человек, II – 10 человек. Первым смотрителем Бельских духовных училищ был назначен священник Димитрий Грибоедов.

[9] По свидетельству пр. Филарета Рославльский заштатный мужской Спасо-Преображенский монастырь существовал ещё до 1560 г. Первое упоминание о нём относится к 1611 г., когда поляки по взятию города разорили монастырь. В 1632 г. по возращению Рославля России монастырь был возобновлён.

[10] Измайлов Филипп Дорофеевич из послушников Красногородецкой пустыни. Служил дьяконом села Берёзы с 1851 по 1854 гг. По отзывам прихожан и причта «был человеком самолюбивым, характера сурового и неспособного уживаться в согласии и мире с другими, не был любим всем приходом».

[11] Согласно предложения священника Н. Красева, постановлением Смоленского епархиального съезда 1912 г., одобренного резолюцией епископа Смоленского Феодосия, от 6 июля, в Смоленской семинарии был установлен портрет архиепископа Николая.

[12] Касаткин Василий с 4 августа по ноябрь 1861 г. являлся учителем причётческого (затем приготовительного) класса Смоленского духовного училища. После чего переместился в Симбирскую епархию на должность священника.

[13] Руженцев Василий. Известно только, что поступил священником села Берёзы в 1861 г., им составлена выше указанная летопись села Берёзы.

[14] Серафим (Протопопов) (?-11.01.1891) епископ. Бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии; епископ Смоленский с 14.04.1869 г. по 2.10.1874 г.; епископ Рижский и Митавский.

[15] Пляшкевич Василий Николаевич (10.04.1838-13.02.1904). Уроженец села Вержино Дорогобужского у., сын дьячка. Закончил семинарию. В 1861 г. был назначен учителем в 1-й класс Бельского духовного училища, где и прослужил 37 лет, преподавая географию и арифметику. Отзывы ряда ревизий, проводимых в училище, носили положительный характер: «…метод преподавания лучше всех у учителя Пляшкевича…».  Был награждён орденами: св. Станислава и св. Анны 3-й степени, св. Владимира 4-й степени. Неоднократно награждался деньгами от Св. Синода и местного духовенства.

[16] В 1906 г. по окончанию Русско-Японской войны епископ Николай был возведён в сан архиепископа. В 1911 г. в 50-летнюю годовщину существования православной церкви в Японии и проповеднической миссии епископа Николая, с разрешения преосвященного епископа Смоленского Феодосия, духовенство уезда и г. Белого почтило архиепископа Николая поднесением ему иконы Смоленской Божий матери Одигитрии и адреса. Приготовлением и отсылкой подарков занимался протоирей Фёдор Николаевич Быстров, настоятель церкви инженерного замка в С.-Петербурге, товарищ Н.Д. Касаткина по академии. В ответ архиепископ Николай выслал своё послание и 33 фотографии с собственноручными подписями, всем лицам подписавшим адрес.

[17] Куницкие – древний благородный дворянский род, вошедший в «Список дворянских родов, внесённых в родословные дворянские книги Смоленской губернии составленные в 1897 г.» Владели недвижимостью преимущественно в Бельском у.

[18] Коптянка – село Бельского у. вновь образованное из деревни Коптянка, бывшего прихода села Берёзы. Удалено от г. Белый на 45 вёрст. Оно было образованно из приходов сёл: Берёзы, Монина, Заозерье. Церковь села была деревянная, притч состоял из священника и псаломщика.

[19] В Бельском у. по данным за 1903-1904 учебный год насчитывалось 59 церковно-приходских школ, из них 41 одноклассная. Школа имени преосвященного Николая японского была построена в 1901 г. С.А. Рачинским.

[20] По повелению епархиального начальства, в связи с аварийным состоянием храма, его закрыли в 1828 г. и затем разобрали до основания. Новое здание было возведено и освящено в 1833 г., трудами священника Александра Белкина, диакона Димитрия Касаткина и церковного старосты сельца Подострожья штабск капитана Михаила Ивановича Кушина.

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели