Жизнь на кончике карандаша
Руководитель епархиального отдела социального служения и церковной благотворительности Елена Евтеева посетила торжественное открытие персональной выставки Марии Грезневой, художника-графика, лидера общественной организации инвалидов-колясочников «МИР» (молодые инвалиды Ржева).
Где вручила талантливой и мужественной художнице цветы и Благодарственное письмо, подписанное епископом Ржевским и Торопецким Адрианом.
А также преподнесла букет от имени социального отдела епархии маме Марии – Валентине Николаевне – со словами благодарности.
22 сентября в литературной гостиной библиотеки им. А. Н. Островского Ржева яблоку было негде упасть — Марии есть, что сказать людям своим творчеством.
Мария Грезнева, художник-любитель, пишет жанровые зарисовки из современной жизни. Все прототипы – ее друзья-колясочники. Каждая ее работа имеет свою историю. Достаточно взглянуть на рисунки Марии, чтобы понять, что жизнь не заканчивается с инвалидностью.
— Мне хочется не просто рассказать об этом молодым, но и показать на ярких примерах. Ведь всегда нагляднее показать личным примером, чем сто раз объяснять, что нужно двигаться вперед. Только вперед! Жизнь — большая, и неизвестно, что нас ждет. Чтобы не сломаться под тяжестью жизненных обстоятельств, необходимо знать, что инвалидное кресло – это не приговор. Мне это давно известно, — говорит Мария.
Действительно, люди с особенностями здоровья зачастую оказываются настоящими титанами духа. Мария не любит выражения «инвалид», «человек с ограниченными возможностями». Просто — человек с особенностями здоровья.
— Я давно занимаюсь графикой карандашом, рисую гелевыми ручками, перьевой тушью. На выставке представлено 50 разноплановых работ: пейзажи, жанровые зарисовки, портреты. В рамках выставки пройдет две творческие встречи – с юным поколением города Ржева и творческая встреча для всех желающих. Ведь любой рисунок художника начинается с наброска карандашом. Для меня графический рисунок сам по себе самодостаточен. Это как черно-белые фотографии, которые мне очень нравятся. В них есть таинственность, контрастность: черное и белое, словно свет и тьма, добро и зло. На таком контрасте графические работы смотрятся очень интересно. Мне изначально нравится карандаш, с его помощью можно достичь плавных переходов от света к тени, от тени к свету, — считает Мария.
Одна из новых работ Марии, написанная специально для музея епархиального управления Ржевской епархии — портрет Анны Мазуриной, известной Ржевской благотворительницы XIX века, основавшей епархиальное училище, приют для бедных детей. Здания, построенные Анной Мазуриной, до сих пор сохранились в Ржеве. В одном из них ныне размещается епархиальное управление.
— Писать портрет Анны Мазуриной было тяжело – я располагала лишь маленькой старинной фотографией, на ней не были видны четко черты лица. Пришлось многое додумывать, изучить биографию, очень необычную. Для меня основа портрета – это глаза. Любой портрет начинаю писать с глаз: если удастся уловить их выражение, если во взгляде уловишь внутреннюю красоту человека, портрет получится. Пришлось пофантазировать, приложить ее образ на себя – как я бы поступила в подобной ситуации?
Я дорисовала прическу, выражение глаз. Взгляд у Анны получился добрый, заботливый. Впрочем, таким самоотверженным, бескорыстным человеком она и была при жизни, — рассказывает Мария.
— Вся жизнь моя – на кончике карандаша, — уверена художница. — Моя жизненная установка — если Бог что-то забирает, например, часть здоровья, как у меня, то Он обязательно даст что-то взамен. Только это надо разглядеть, в том числе, и внутри себя. Хорошо, когда рядом есть близкие люди, которые могут помочь. Я не планировала заниматься изобразительным искусством, но, видя мои карандашные наброски, мама что-то разглядела во мне. Но не у всех есть такие замечательные мамы! Мама – мой первый критик, советчик, вдохновитель. Если раньше занималась творчеством от одиночества, то теперь отчетливо понимаю, что творчество становится смыслом жизни. Мне хочется рисовать и жить!
Для меня — каждая картина, словно любимый ребенок, которому надо еще подобрать соответствующее имя, чтобы название попадало в точку. Среди карандашных работ меня сейчас «захватила» серия жанровых зарисовок на религиозную тему. Среди работ, представленных на выставке, есть рисунок «Девочка ставит свечку». Это подросток в храме, глядя на него, невольно думаешь, о чем может быть детская молитва? И каждый видит в этой работе что-то свое…
— Мария, а что бы Вы сами сказали Творцу?
— Моя мама — очень верующий человек, ходит в храм. Благодаря пандусу, установленному в кафедральном Оковецком соборе, я также могу бывать на службах.
От всего сердца могу сказать: «Спасибо, Господи!». За то, что Ты даешь силы, мне и особенно — маме. Иной раз сижу и думаю, как бы моя судьба сложилась, если бы я была на своих ногах? Каким могло бы стать мое предназначение в жизни? Неизвестно! Но я люблю делиться своим талантом, люблю дарить картины, жертвовать на благотворительность. Надеюсь, Господь даст мне сил и далее продолжить рисовать. Многие с таким заболеванием как у меня, не имеют возможности двигаться, но Господь помогает, слышит наши с мамой молитвы. И устраивает все наилучшим образом!
Михаил Архангельский