РЖЕВ-ОСТАШКОВ: ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ УСПЕНСКИЙ (1824-1894)
Настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день,
пока движется природа».
Иоанн Златоуст
Древнее русское становище Завидово (на XVI в.) имело две церкви: Петра и Павла (в связи с этим его именовали как Завидово-Петровское) и Екатерининская. Основательный деревянный храм верховных апостолов «Петропавловский» был построен на каменном фундаменте. Церковь святой мученицы «Екатерининская» была деревянная. У церковного причта имелись свои земельные наделы (пашни, сенокосные луга, лесные массивы) и хозяйство.
Напомним, что в XV–XVI вв. большая часть ржевского правобережья Волги относилась к патриаршим владениям («патриарша слобода», московская) и знаменитому Иосифо-Волоцкому монастырю, находившемуся тогда в своем расцвете. Как известно, именно в эту эпоху после литовского нашествия монастырские владения сильно приросли новыми территориями .
Владимир Петрович Успенский (1824 — 1894), священнослужитель, историк, писатель и краевед, родился в с. Завидово Ржевского уезда. Его отец Петр Степанович (ок.1795 – ок.1840) служил дьяконом в местной церкви . С супругой Прасковьей Дмитриевной они воспитали еще дочь Анну (1817-после 1850), ставшую тоже женой церковнослужителя.
Алексей Яковлевич Бобров (ок. 1815 — ок. 1847)– супруг Анны Петровны Успенской (в замужестве Бобровой) после преждевременной кончины своего тестя Петра Степановича занял место его служения дьяконом в с. Завидово. У Владимира Петровича Успенского позже появились племянники: Екатерина (1835-?), Мария (1837-?), Иван (1842-?) .
Бобровы – старинная династия тверского, ржевского и осташковского духовенства. Так, в XIX в. Степан Николаевич Бобров (на 1850 г.) служил дьячком в с. Воробьево Ржевского уезда; Иван Васильевич Бобров на 1850 г. являлся дьячком Спасо-Преображенской городской церкви г. Ржева. Священником с. Молодой Туд (на 1850 г.) был Василий Алексеевич Бобров, а его сыновья Иван и Василий окончили курс Тверской духовной семинарии. Кузьма Кузьмич Бобров (1796- после 1850)– пономарь церкви с. Ратьково Ржевского уезда и др.
Потомки Бобровых и отдельные представители этой фамилии в середине XIX в. получили статус дворянства и военные чины .
В 1835 г. Владимир Петрович Успенский в возрасте 10 лет был отдан на учение в Ржевское уездное духовное училище, после его окончания поступил в губернскую семинарию (1839 г.).
Его путь уже тогда был непростой: «В раннем школьном возрасте он лишился своего родителя (…), со всеми лишениями и подвигами сиротства и тогдашней учебно-воспитательной жизни окончил полный курс в Тверской духовной семинарии и, отказавшись, вследствие своих тяжелых семейных обстоятельств, от благ предстоявшего ему академического образования, вышел со званием студента» .
13 октября 1845 г. Владимир Петрович был определен учителем латинского языка в Ржевское духовное училище (низшее отделение ). «За приисканием себе места учителя (он) дважды пешком и босиком ходил из Ржева в Тверь к ректору семинарии» , как вспоминали его родственники.
Потом нелегкой духовно-учительской службе он отдаст 28 лет своей жизни.
Ржевская повседневность школьного наставника тогда была совсем непростой: «При крайне ограниченном месячном жаловании учителя низшего отделения, в каких-либо 6-7 рублей, (он) содержал еще при себе мать, а потом вскоре и сестру с троими детьми. Здесь не может быть и речи о каких-либо удовольствиях, а только о лишениях. (Он) долго пил чай только по праздникам, да и то, по личному его выражению, жиденький, а в будни пил травку-мяту и зверобой» .
В 1847 г. он получил должность старшего учителя Ржевского духовного учителя, а еще через полтора года (1849 г.) стал исполнять обязанности инспектора и члена комиссии по проверке денежных сумм.
С 1849 по 1894 гг. Владимир Петрович живет в Осташкове. Здесь за сорок пять лет он напишет свои лучшие труды, состоится как уникальный исследователь, станет наставником многочисленных учеников. Среди них целая плеяда государственных личностей (до сорока учащихся), кто свои первые шаги в освоении грамотности разных дисциплин сделал под руководством В.П. Успенского — учителя, своим примером пробудившего в учениках поиск нового развития и стремление к совершенствованию.
В Осташковском духовном училище, куда В.П. Успенский переводится на должность учителя, он преподает греческий язык, русскую гражданскую историю, священную историю и другие науки. В 1852 г. определяется в училище инспектором, потом смотрителем. В 1855 г. назначается на должность училищного инспектора (старшего). По ревизии училища на 1857 г. за усердное преподавание вверенных ему предметов и внимательное наблюдение за поведением учеников ему объявлена благодарность Тверского семинарского правления .
Уже в Осташкове, Владимир Петрович обзавелся семьей, женившись на дочери Ивана Илларионовича Воскресенского (1812 – 7 июля 1868) протоиерея местного собора . Воскресенские – старейшие представители тверского духовенства. Предки этого рода не менее двух веков служили в Ржевских уездных церквях .
1 декабря 1868 г. Владимир Петрович Успенский был произведен во священника Преображенской церкви г. Осташкова. Эту церемонию возглавил преосвященный Филофей .
В 1887 г. его избирают духовным отцом городского духовенства Осташкова .
24 мая 1890 г. В.П. Успенский произведен в сан протоиерея.
Значительное место в жизнедеятельности о. Владимира занимала историко-краеведческая работа.
В Осташкове В.П. Успенский открывает свое дарование и призвание исследователя.
Современный ученый Г.С. Гадалова , говоря о В.П. Успенском отмечает, что всегда «с благодарностью вспоминаешь об осташковском библиофиле и археографе, оставившем нам свои наблюдения о спасенных им уникальных рукописях Тверской земли. Несмотря на отсутствие академического образования, первое, что поражает в описаниях Успенского – это его эрудиция, глубокие знания, а также интуиция, работоспособность и его любовь к родной старине. Именно эти его качества способствовали тому, что он совместно с Л. Соколовым участвует в описании рукописей Тверского музея, издание которых подготовил М.Н. Сперанский . (…) Заслуга Успенского помимо собирания древних книг и их описания, заключается и в изложении истории их бытования. Именно он сохранил нам имена своих современников – владельцев рукописей».
В своих работах В.П. Успенский рассказал о православных монастырях и святынях старинного Ржевского уезда, создал описание жития Пр. Нила Столобенского чудотворца, поведал о древнем архиве Антониева монастыря и многом другом. Как отмечает источник, «Ученое достоинство его литературных трудов засвидетельствовано епархиальным начальством и учеными учреждениями еще при жизни автора» .
1 ноября 1863 г. за научную поисковую деятельность его избирают действительным членом Тверского губернского статистического комитета.
После образования в 1884 г. Тверской ученой архивной комиссии В.П. Успенский является одним из самых активных и деятельных ее подвижников .
Многие лучшие губернские начинания он переносит в провинцию. Так, в 1889 г. при городском 4-х классном училище г. Осташкова по инициативе В.П. Успенского, П.А. Шубнякова и Д.А. Лебедева создается музей. Здесь собирается коллекция монет допетровского периода, иностранных монет и медалей, а также хранятся рукописи, археологические находки, предметы старинной домашней утвари, старопечатные книги, старинные резные изделия из дерева, древнее оружие и доспехи, гравюры, рисунки, планы, книги, статьи об г. Осташкове и уезде, книги и статьи о Тверской губернии, естественнонаучные экспонаты .
18 октября 1888 г. Владимир Петрович был единогласно включен в Почетные члены Тверского губернского статистического комитета .
***
В конце декабря 1894 г. он упокоился. Его со скорбью провожали все: губернатор П.Д. Ахлестышев , масса народа всех званий и состояний – кто отозвался телеграммой, кто просто молча следовал рядом. Все знали: ушел человек-глыба, уникальный тверской самородок, народный пастырь .
2019 г. – 125 летие со дня памяти В.П. Успенского. И на нас лежит ответственность за сохранение авторитета и имени этого великого земляка .
В заключение скажем, да, сегодня не все судьбы наших соотечественников еще открыты и известны. Но важно, чтобы потомки не забывали путь своих предков. Не забывали и помнили дороги, которые они уже прошли во славу, доблесть и честь великой России.