Кружевная сказка Елены Тарнани

 

Вдохновение, красота, досуг и образ жизни…

Именно так, в нескольких словах, можно сказать о кружевоплетении на коклюшках, которым занимаются мастерицы в Ржевской епархии под руководством Елены Тарнани, человека увлеченного, умеющего не только шить, вязать, вышивать, плести кружево, но и знающего практически о всех видах художественного кружевоплетения в России.

Глядя на эту статную, очень красивую молодую женщину с голубыми глазами, трудно поверить, что она шлифовщица по специальности. Десять лет работала на огромном металлургическом заводе в городе Алмалыке. Там прошли ее детство, юность и первые годы самостоятельной жизни. Там появились на свет две ее дочери.

Звучная фамилия Тарнани досталась Елене от прадеда-итальянца (прапрабабушка была гречанкой). В свое время итальянцы переезжали в Таганрог. У них там были земли, на которых они выращивали пшеницу. Прапрадед Елены занимался виноделием.

В начале XX века деды и прадеды Елены жили на Урале, в Оренбурге и Санкт-Петербурге. А во время Великой Отечественной вместе с семьями перебрались в Среднюю Азию, да так там и остались поднимать республику.

— Бабушка в военные сороковые работала на заводе — точила снаряды, вечером почту разносила, — вспоминает Елена. — А было ей тогда лет 14-15.

К сожалению, подробностей о своих предках она не знает. Всю информацию в советское время родственники скрывали, боясь репрессий. Известно только, что один из прадедов (сын старшего Тарнани) был белогвардейцем. В 17-ом году его арестовали, осудили на два года тюрьмы. Отбыв наказание, он уехал в Среднюю Азию. А в Великую Отечественную на фронте получил серьезное ранение, но остался живой. Подрастали его дети. Так продолжился в Узбекистане старинный дворянский род Тарнани.  В солнечном городе Алмалыке появилась на свет и Елена, в которой гармонично сочетаются греческая стать и красота, итальянский темперамент, практичность, деловитость и русская душевность, открытость.

В 2009 году семья Елены вместе с родителями и старенькой бабушкой переехала в Ржев по программе «Переселение». (В Ржев также перебралась и семья брата Елены).

— Понимая, что русскоязычное население экстренно покидает республику, мы приняли решение уехать в Россию, — поясняет она. – Детям нужно расти и развиваться. Осуществить эти планы в Узбекистане было невозможно из-за притеснения русских. За бесценок продали два коттеджа, и на эти деньги смогли купить только домик в деревне в Ржевском районе. Но с работой возникли трудности – ничего по специальности в Ржеве не нашли и поехали в Санкт-Петербург, где трудились на морском подводном заводе. Затем довелось поработать на силовых машинах, которые выпускают турбины для прокачки воды в дома. Нужно было зарабатывать деньги на жизнь, на обустройство дома в Ковынево (его отстраивали практически заново). А девочки в это время жили с бабушкой и дедом и учились в Ржеве.

Когда Елена поняла, что ждет третьего ребенка, на семейном совете решили, что пора возвращаться в Ржев. Здесь и появился на свет долгожданный Саша. Дочки успешно окончили школу, поступили на бюджет в Московский университет им. Косыгина. Уже закончили магистратуру. Вышли замуж. Живут в Москве. Старшая Анна – технолог верхней одежды. Мария – конструктор и модельер обуви и одежды.

Стоит отметить, что Машина коллекция свадебных платьев с мамиными кружевами имела успех в Москве. Возможно, будущей весной и мы увидим уникальные кружева Елены Тарнани (и, конечно, платья) на выставке во Дворце культуры на Чайковского.

— Сейчас ждем пополнения в семье Марии. Так что скоро стану бабушкой, — с гордостью сообщает Елена.

Саше в январе будет шесть лет. Он с увлечением занимается в Центре «Созвездие» рисованием, музыкой, шахматами, подготовкой к школе. А пока сын изучает азы искусств, Елена передает в епархии знания по кружевоплетению своим ученицам-бабушкам.

С самого детства Елена занимается рукоделием. Сначала изучала кружевоплетение в Доме детского творчества. Первые коклюшки смастерила сама из обычных деревяшек и наточила на наждаке, набила подушку (валик для работы). Видя, что дочка всерьез начала плести ниточки в кружева, отец сделал настоящие коклюшки.

А здесь, в Ржеве, побывав на выставке кружев Аллы Юкш-Меос (уникальная экспозиция открыта в Выставочном зале епархии), Елена загорелась желанием снова заняться этим искусством и научить желающих тому, что умеет сама.

— Кружевоплетение – это целая наука, которой у нас обучают в двух университетах: в Рязани и Санкт-Петербурге, а также колледжах: в Вологде и Москве, — говорит она. – В следующем году хочу в один из колледжей поступить, чтобы усовершенствовать свои знания и получить диплом. А на новогодних каникулах поеду в Череповец, где будет проходить интенсив по кружевоплетению.

Елена уверена, что научиться плести кружева может каждый. Было бы желание, усидчивость и много времени.

— Тут особой хитрости нет, – объясняет мастерица. – Вот рисунок снежинки. Это самый простой элемент, с которого можно начинать. Две пары коклюшек, на них наматываются ниточки. Сначала плетем веревочку-косичку, или плетешок. Он выполняет функцию скрепки и используется в заполнении изделий. Вся необыкновенная красота создается очень простыми движениями. Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Ловкие руки кружевницы работают как часы.

Да, на первый взгляд, просто. Но на самом деле, это очень тонкая, кропотливая работа, требующая огромного терпения, старания и, конечно, умения.

Оказывается, сплести на коклюшках можно не только снежинки, воротнички и манжеты, но и самостоятельные изделия: жилеты, шляпы, скатерти, шали. Конечно, это более трудоемкий процесс.

— Интересна история кружевоплетения, — продолжает Елена. – Зародилось оно более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в XVII веке. До XVIII века кружева плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства, царской одежды и церковных облачений. Коклюшечные кружева часто называют вологодскими. На самом деле существует много оригинальных техник кружевоплетения: елецкое, киришское, михайловское, балахнинское и, конечно, вологодское… А еще итальянское, французское… И в каждом — своя изюминка.

Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в тонкое кружево не только свое мастерство и вдохновение, но и теплоту своей души. Изысканное кружево во все времена было признаком роскоши и богатства, и сегодня интерес к нему не угасает. Испокон веку женщины шили и вышивали, вязали для себя и своей семьи. Это было необходимостью, продиктованной временем. Сейчас все можно купить. Но почему же, глядя на уникальные работы Елены и других кружевниц, замирает сердце? Наверное, потому что это то настоящее, подлинное, с любовью сделанное, что ни в одном магазине не продается.

Елена уверена, что надо активнее возрождать интерес к народной культуре, обучать кружевоплетению и шитью девочек в школе, как былые времена.

— Кружево прививает чувство прекрасного, развивает умение правильно одеваться. Это очень нужно, особенно в наше время. «Красота спасет мир», — сказал классик. И был абсолютно прав.

Елена Сооляттэ

фото из архива Елены Тарнани

Комментарии закрыты.


Перейти к верхней панели