Есть на Волге городок…

1144b

Ржев известен как Город воинской славы, место кровопролитных боев времен Великой Отечественной войны. Но, с этим местом связано и немало интереснейших страниц русской церковной истории.

«Ржева Володимерова»

Современный Ржев – один из тихих провинциальных городов Тверского Верхневолжья.  В годы Великой Отечественной войны в результате семнадцатимесячных боев, вошедших в историю, как  «Ржевский котел», город был разрушен до основания. От довоенного населения в 56 тысяч человек к 3 марта 1943 года – дню окончательного изгнания немецких оккупантов уцелело не более 150 жителей.  90 процентов  старинных зданий, включая многочисленные храмы, было утрачено в военное лихолетье, поэтому в облике города, вольно раскинувшегося на двух волжских берегах, доминируют типовые многоэтажки и частный сектор. Кажется, паломникам, да и обычным туристам делать здесь совершенно нечего. Но, это только внешнее, поверхностное впечатление.

Русская народная пословица гласит: «Не стоит село без праведника». Тысячи малых городов и сел нашего Отечества имели и имеют ныне своих молитвенников. Чаще всего их имена известны только Богу, однако избранных Он удостаивает всенародного почитания. Таким молитвенным почитанием окружена во Ржеве святая супружеская чета – князь Владимир и княгиня Агриппина, жившие в XIII веке. Сам город по имени князя получил именование «Ржева Володимирова», которое сохранялось за ним несколько столетий. Историки полагают, что благоверный князь Владимир Ржевский — сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба они также почитаются Русской Церковью, как святые.

Житийных сведений о супругах не сохранилось, доподлинно известно, что местом их погребения стал Успенский собор Ржева. День памяти благоверных Владимира и Агриппины совпадает с церковным празднованием во имя равноапостольного князя Владимира, а служба им совершается аналогичная службе благоверным  Петру и Февронии Муромским. Местное предание гласит, что святой князь Владимир и по успении оставался защитником родной земли, ночами незримо объезжая Ржев на белом коне и оберегая его от захватчиков. Специально для князя жители каждую вечер выставляли к городской стене новую пару сапог, которая утром оказывалась стоптанной. Но, однажды пожадничали. И с тех пор больше никто не видел витязя на белом коне, объезжающего город с дозором.

В середине XVIII века архиепископ Тверской и Кашинский Митрофан приказал вскрыть гробницу благоверных Владимира и Агриппины и, обнаружив, что останки подверглись тлению, а именно нетление тогда считалось зримым признаком святости, запретил им молиться. Тогда же приказано было изъять все иконы святых Владимира и Агриппины из храмов и частных домов. Несмотря на это грозное распоряжение, упрямые жители Ржева продолжали тайно молиться своим небесным покровителям. Отголоском этого негласно почитания было устройство придела во имя равноапостольного князя Владимира в новом каменном Успенском соборе, возведенном на месте прежнего – деревянного, в XIII столетии стоявшего близ княжеского дворца.

Время неузнаваемо изменило облик города. Оказался стерт с лица земли Успенский собор. О его былом существовании напоминает только народное именование крутого волжского берега, где он некогда находился, Соборной горой.  Но, как прежде молитвенно чтут ржевитяне святых князей Владимира и Агриппину, имена которых ныне включены в Собор Тверских святых. Их изображения украшают паперть кафедрального храма молодой  Ржевской епархии в честь Оковецкой иконы Божией Матери.

«Дивно икону Твою Оковецкую явила еси, Владычице»

«… в лето 7047 (1539) года во дни державного и благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, при преосвященном митрополите Московском и всея России Иоасафе ….. благоволил Бог подать людям своим, живущим в пределах града Ржева-Владимирова, на краю Оковецкой волости, свыше дарование чудес и тем милостиво призреть на род христианский – явление чудотворной иконы родившей Его Богоматери», — так гласит «Сказание об Оковецких иконах» XVI века, ныне хранящееся в Российской Государственной библиотеке.

39114В ржевском уезде, неподалеку от деревни Оковцы, в лесной глуши «около праздника Вознесения Господня» двое местных жителей обнаружили стоящую на древе икону Животворящего Креста Господня, от которой струился свет. Испугавшись, они убежали, позже рассказав односельчанам о виденном чуде. На праздник Троицы к этому месту собралось более ста жителей близлежащих деревень, среди которых был и некий инок Стефан. Он-то и разглядел в ветвях сосны, стоящей рядом с деревом, на котором находилось изображение креста, другую икону – Божией Матери. Этот образ, по месту явления, получивший именование Оковецкого, очень необычен: рядом с Богородицей, держащей Младенца, изображен святитель Николай. Оковецкая икона прославилась многими чудотворениями. Царь повелел принести обе новоявленные святыни в Москву, где они были торжественно встречены духовенством и народом. Более полугода иконы пребывали в кремлевском Успенском соборе, где перед ними постоянно совершались молебные пения. Затем каждую из них с почетом перенесли в специально возведенные храмы в Оковцах.

В честь Ржевской иконы Богородицы в столице были также выстроены два храма – у Пречистенских ворот и на Поварской улице. Появился Оковецкий храм и во Ржеве – сначала деревянный, а в XIX столетии каменный. Оковецкую (Ржевскую) икону Божией Матери называют также «Прозрение очес», так как по молитве пред этим образом совершилось множество исцелений от слепоты и глазных болезней.

С 1875 года по благословению архиепископа Тверского, удовлетворившего прошение Ржевской городской Думы (вот достойный пример нынешним власть предержащим! — ОК),  на протяжении 35 лет ежегодно совершались крестные ходы из села Оковцы во Ржев. Эта благочестивая традиция, прерванная трагическими событиями начала XX века, была возрождена в 2005 году, когда молодые прихожане храмов Ржева впервые пешком одолели почти семидесятикилометровый крестный путь. Уже сложилась традиция, по которой ежегодно 24 июля после литургии в соборной Оковецкой церкви православные верующие во главе с епископом Ржевским и Торопецким Адрианом направляются в Оковцы для молитвы. Теперь, правда, не пешком, а на автобусах. Присоединиться к ним может каждый. Посещают паломники и Святой ключ в окрестностях Оковцов, который также известен с давних времен. Над источником возведен храм, где богослужения совершают насельники Нило-Столобенского монастыря, а в престольный праздник,  – митрополит Тверской и Кашинский.

   Ревнители Веры

-zp

В 1840 году к Оковецкой церкви Ржева был прикомандирован «для отправления богослужения и исполнения треб» клирик Преображенского храма – протоиерей Матфей Константиновский.  Сегодня это имя известно, в основном, в связи с творчеством Н.В.Гоголя, часто обращавшегося к отцу Матфею за духовными советами в последние годы своей жизни. История знакомства и взаимоотношений писателя и священника до сих пор занимает значимое место в трудах исследователей-литературоведов.  Гораздо менее известно, что протоиерей Константиновский являлся талантливым проповедником и миссионером, положившим немало трудов на уврачевание церковного раскола, в который к XIX веку отпала большая часть местных жителей. О.Матфей был назначен на служение в город Ржев в 1836 году. Молодой священник уже тогда был известен строгостью жизни – с юности он не ел мяса и совершенно отказался от употребления алкоголя, истовым ревностным совершением богослужений и ярким талантом проповедника. О.Матфею пришлось перенести немало гонений от ревнителей раскола: однажды во время литургии его дом подожгли, светским и церковным властям на него постоянно поступали доносы.

Имя священника из Ржева было широко известно не только в Тверской епархии, но и в Москве и Санкт-Петербурге. Паства отца Матфея была весьма обширна. Некоторые помещики Тверской губернии специально переселялись в Ржев, чтобы пользоваться его духовным руководством. Он был духовником мецената и благотворителя сенатора Т.И. Филиппова, обер-прокурора Священного Синода графа А.П.Толстого и многих других видных общественных деятелей России. Как свидетельствовал Т.И.Филиппов, «побеждаемые красотой его слова, люди вставали каждое воскресенье и каждый праздник к ранней обедне, начинавшейся в 6 утра, и презирая сон и природную лень, ходили слушать его художественные и увлекательные обучения».

Протоиерей Матфей Константиновский скончался 14 апреля 1857 года и был погребен у стен ржевского Успенского собора. Его кончина по свидетельствам очевидцев, сопровождалась многими чудесами. Местные жители, глубоко почитая священнослужителя, приходили молиться на его могилу.

В годы Великой Отечественной войны Успенский собор Ржева был разрушен, однако память о месте погребения православного подвижника сохранилась. В настоящее время здесь установлен деревянный крест.

Среди заслуг отца Матфея – обращение в Православие ржевского купца Павла Федоровича Сафронова.  Произошло это в 1844-м. П.Ф.Сафронов стал старостой Преображенской церкви и верным помощником о.Матфея. В течении одиннадцати лет он, жертвуя и сам, и побуждая других к жертвам, украсил и благоустроил храм, который по свидетельству современников «по своему благолепию, занял первое место между другими городскими храмами». Тогда же купец обратил внимание на приписанное к храму окраинное Преображенское кладбище. Здесь стояла обветшавшая деревянная часовня, в которой находилась очень чтимая горожанами икона Казанской Божией Матери. От этой иконы вся прилегающая часть города издревле именовалась Казанской или в просторечии – Казанкой, что бытует и поныне.

В «Тверских епархиальных ведомостях» за 1896 год так описывается дальнейший ход событий: «Помолившись усердно пред находившеюся в часовне иконою Казанской Божией Матери, он приступил, сперва, к изысканию средств на постройку храма. Епархиальное начальство утвердило его строителем нового храма, и он, как лицо уважаемое во всем городе, успел привлечь большое сочувствие к благому делу не только со стороны православных жителей города Ржева, но и со стороны старообрядцев. На построение храма потекли обильные пожертвования. Сам Павел Феодорович не щадил ни сил, ни здоровья, лично распоряжаясь работами и изыскивая все средства к тому, чтобы успешно довести дело до конца. Начатая в 1844 году постройка храма продолжалась до 1855 года; в этом году, храм был освящен высокопреосвященн. архиепископом Тверским Гавриилом.

Господу угодно было доброе усердие и благочестивое намерение строителя, и Он не оставлял его без средств во все время построения храма. Из кружки, поставленной пред иконою Казанской Божией Матери для пожертвований на постройку храма, вынимались ежемесячно крупные суммы, особенно, в 1848 году, когда в городе Ржеве сильно свирепствовала холерная эпидемия, – в этом году, в иной месяц, вынимали из кружки более тысячи рублей. Такие жертвы ясно свидетельствовали о благодатной невидимой помощи Заступницы нашей Богородицы. С того времени, икона Казанской Божией Матери прославилась, и, по настоящее время, к ней притекают многочисленные богомольцы. В благодарность Божией Матери за Ея чудесную помощь, Павел Феодорович выстроил на кладбище красивую каменную часовню, в которую и пренесена была Ея икона, и где она находится и по настоящее время. Храм Вознесения на кладбище выстроен каменный, великолепно украшен и снабжен богатою утварью и ризницею; при нем выстроена приличная колокольня с хорошими колоколами.

DSC06210

Устроивши и украсивши Вознесенский храм, Павел Феодорович выстроил другой каменный храм, для зимнего богослужения, в честь Казанской [иконы] Божией Матери, также, с особою колокольнею; и этот храм снабжен в достаточной мере всеми необходимыми принадлежностями. Наконец, все кладбище, на огромнейшем пространстве он обнес каменною оградою. Ревность о благолепии храмов Божиих и труды по благоустроению их, у Павла Феодоровича, были замечательны. Изо ста тысяч рублей слишком, употребленных на постройку обоих храмов, часовни и ограды, не менее двадцати пяти тысяч пожертвовано самим Павлом Феодоровичем».

В любую погоду, невзирая на преклонный возраст и немощи, купец спешил в церковь, приезжая туда к утрене, начинавшейся в три часа утра, и оставался до конца Литургии, что составляло, в общей сложности, более четырех часов. Господь наделил подвижника долголетием – окруженный любовью и уважением близких, он скончался в возрасте 93 лет, удостоившись перед тем принятия Святых Христовых Тайн. Как свидетельствовали «Тверские епархиальные ведомости», поместившие отчет об этом событии, почтить память новопреставленного пришли многие из горожан «не смотря на неблагоприятную погоду, бывшую в тот день, и не смотря на разногласия в религиозных убеждениях. Что особенно важно было при сем погребении – это, повторяем, присутствие многих раскольников при православном богослужении и принятие, даже раскольниками, от Православного епископа благословения». Таково было благотворное  влияние на земляков  П.Ф.Сафронова, опирающееся на его многолетний моральный и нравственный авторитет.

В 1939 году Вознесенский собора был закрыт и разорен. Иначе как чудом Божиим нельзя считать то обстоятельство, что в ходе ожесточенных боев,  уцелели, хотя и получили сильные повреждения и Вознесенский собор, и дом Сафронова на берегу Волги и кирпичный столп-часовенка в честь Казанской иконы Божией Матери над местом его упокоения. После войны долгое время собор – некогда дивное украшение православного Ржева, стоял в руинах. Лишь в августе 1985 года прибывший из Твери священник Олег Чайкин приступил к возрождению храма, начала собираться приходская община. Энтузиазм верующих был так велик, что церковное здание восстановили за год — первая служба состоялась уже 19 декабря 1986 года в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

DSC06200

Каждый день приходят православные ржевитяне к могиле Павла Феодоровича у стен Вознесенского храма, несут свечи и цветы, на Пасху оставляют крашеные яйца. Из рода в род, из поколения в поколение передается память о том, что был он истинным подвижником Веры и благочестия, любящее и доброе сердце которого было открыто для ищущих его участия. Оттого считают люди своим долгом прийти и помолиться у его скромной могилы, свидетельствуя тем самым правоту слов Псалмопевца «В память вечную будет праведник».

DSC06199

 

Ольга Кирьянова,

журнал «Православный паломник»

 

 


Перейти к верхней панели