Ржевский пастырь

К. И. Фиников (1837-1917).
К 100-летию памяти
Духовная жизнь Ржева – города с уникальной историей градоустроения, самостийного и самобытного, — только в начале ХХI века вновь возвращается к своим весьма живительным истокам.
Надо обязательно помнить, что прошлое столетие, во-многом растлило, иссушило и исковеркало те традиции, которые пестовались и взращивались множественным числом прошлых поколений, их усердием и мерой таланта, их приобретенным опытом жизнедеятельности. Сегодня мы или, скорее, уже многие из нас, обретают новые силы, подпитанные, в том числе, и духовными скрепами, помогающие нам выстоять и личностно не разрушаться.
Документальные исторические источники показывают, что Ржевскую округу всегда окормляли пастыри, имевшие большой авторитет, высокую нравственность и глубокие моральные принципы. В их числе, безусловно, был Константин Иванович Фиников – ржевский духовный наставник, окончивший свой земной путь сто лет назад, ушедший вместе с целой эпохой российской истории.
***
Еще всего с десяток лет назад ржевские старожилы вспоминали и рассказывали, что в Смоленском краю перед самой революцией был некогда упокоен о. Константин, уважение и признание перед которым не угасало всю их жизнь. Преодолевшие разные государственные режимы, войны, испытания и страхи, люди почитали этого человека целый век: вот каков был свет его духовной святости, праведности и чистоты. Именно тогда у нас возникло особое внимание к изучению судьбы ржевского пастыря, жившего на нашей земле шесть десятилетий — с 1857 по 1917 годы.
Константин Иванович Фиников не был коренным ржевитянином. Его родина – Весьегонские края, северная часть Тверской земли. Он родился в потомственной семье тверского духовенства, династия которых обнаруживается еще в XVII веке.
Его прадед Максим Михайлович Голиков (1749-?) служил священником в селе Пруды тогда Весьегонского уезда. Его супруга Ирина Ивановна (1750-?), по всей видимости, происходила тоже из среды местного духовенства.
Скажем, что село существует и поныне. Современное село Пруды находится в 13 км к северо-востоку от г. Красного Холма, на правом берегу реки Ремяски, правого притока речицы Неледины, у старинного тракта, который вёл к сёлам Дроздеево, Болонино, Мартыново, Чамерово. Здесь же тогда находилась усадьба, принадлежавшая дворянам Тютчевым и Коропчевским.
В селе Пруды имелись два приходских храма, не сохранившиеся до настоящего времени. Один из них – Покрова Пресвятой Богородицы, деревянный, однопрестольный, был освящён в 1692 году. Другой – Пресвятой Живоначальной Троицы, каменный, с тремя престолами: Троицкий, Покровский и святителя Николая Чудотворца, освящён в 1798 году именно в бытность прадеда нашего ржевского пастыря.
Сын о. Максима — Афанасий Максимович Голиков (1776-около 1850), получив духовное образование, продолжил отцовское служение священником на своей родине в Весьегонском уезде (с. Пруды). С супругой Наталией Степановной (1780 — ?) воспитали двоих детей: сына Ивана (1809 – после 1839) и дочь Прасковью (1803 — ?).
Село Пруды первой трети XIX века связано с именем замечательного русского художника, академика живописи Павла Петровича Чистякова (1832-1919). Он родился здесь 5 июля 1832 года. Будущего великого мастера художественной кисти крестил священник Афанасий Максимович Голиков (дед ржевского пастыря Константина Ивановича Финикова).
Родители П.П. Чистякова были крепостными дворянина генерал-майора и кавалера Афанасия Петровича Тютчева (участник Отечественной войны 1812 года), где отец художника служил управляющим имением. Скажем, что Павел Чистяков закончил Академию художеств, затем весьма талантливо писал многочисленные портретные картины. Позже был приглашён в Академию художеств на педагогическую работу. У него учились выдающиеся русские художники, составившие славу России: Илья Репин, Василий Суриков, Михаил Врубель, Валентин Серов. Сегодня многие картины П.П. Чистякова находятся в Тверской картинной галерее.
Иван — сын священника А. М. Голикова (1809- около 1850) родился тоже в с. Пруды. Получив духовное образование, служил священником в Кашинском уезде Тверской губернии селе Беклемишево.
Именно при окончании Тверской духовной семинарии Иоанну Афанасьевичу была предписана фамилия Фиников (это было характерно для того времени; именно тогда появляются Алмазовы, Пальмины и др.). Местом службы о. Иоанну было приписано с. Беклемишево Кашинского уезда. (ныне Сонковский район Тверской области). Оба сына — старший Петр и младший Константин — служили духовному просветительству.
Константин Иванович Фиников родился в 1837 году. Окончил полный курс Тверской духовной семинарии по 2 разряду в 1857 году. Надо отметить, что семинария была одной из крупнейших в России, куда принимались только дети духовенства. Сегодня это один из корпусов Суворовского военного училища.
В Ржеве о. Константин был рукоположен во священника Преосвященным Филофеем (1808-1882) и с 1857 года служил в нашем городе.
Был женат на Анне Георгиевне (Поповой?), бездетны. Жили в большом доме на церковной земле (около Успенского собора).
С 1857 года – священник ржевской Владимирской церкви. С апреля 1860 г. законоучитель и преподаватель прочих наук в Ржевском женском начальном Владимирском училище.
С 29 октября 1864 г. – сотрудник Епархиального попечительского совета.
С 29 апреля 1865 по март 1870 года – священник села Глебово Ржевского уезда.
С. 15 марта 1870 года июль 1917 года – священник Ржевского Успенского собора. С 21 апреля – настоятель главного храма города.
60 лет большого нравственного труда было отдано для просвещения и духовного роста старейшего города на Верхней Волге.
Пастырь проводил большую работу духовного образования. В Ржеве в учебных заведениях преподавал Закон Божий, являлся законоучителем Никольского приходского училища (с 1871 года), членом ревизионного комитета по экономическим отчетам Ржевского духовного училища. О. Константин являлся Председателем епархиального Уездного совета (совет был создан при Ржевском епархиальном училище, где готовили учительниц в народные школы). Он был единогласно избран членом Благочиннейшего совета (с 1881 года). Длительное время был преподавателем женской и мужской гимназии. Был избран членом научного историко-археологического комитета (ТУАК, Тверь).
О. Константин являлся постоянным представителем Ржевского духовенства при проведении наиболее важных православных и городских мероприятий.
В 1911 году протоиерей вошел в состав оргкомитета по открытию моста через реку Волга.
Наш ржевский духовник составил описание святынь Успенского собора, в том числе, известной иконы преподобной Параскевы Ржевской, которую носили крестным ходом в 1531 г. в Москву по велению Великого князя Василия III.
В 1913 г. в Ржеве проводил торжественную литургию в честь 300-летия Царственного Дома Романовых.
Имел многочисленные знаки отличия и благодарственные признания, в том числе и государственного российского уровня. Был награжден набедренником, бархатной скуфьей, золотым наперстным крестом. Орденами: св. Анны III (1895 г.) и II (1905 г.) степени.
Летом 1917 года в июле был упокоен на Смоленском кладбище г. Ржева.
На сегодня могила духовного пастыря утеряна.
***
Традиции, заложенные нашими соотечественниками и земляками: Константином Финиковым, Олегом Чайкиным и многими другими подвижниками русской духовности, живы и сегодня в Ржеве. Их имена, идеи и замыслы – в творчестве и памяти потомков. Мы выступаем с предложением установки мемориальной доски с увековечиванием памяти достойнейшего Ржевского священника: «Константин Иванович Фиников (1837 – 1917) – духовный управитель г. Ржева шести десятилетий. От благодарных потомков».
В заключение скажем следующее. Увы, мы часто ленивы и нелюбопытны. Пустота в знаниях прошлого порождает пустоту в душах, когда ничего не жаль, ни за что не болит душа, нет ясности и необходимости ни в прошедшем, ни в будущем. А ведь уважение и любовь к родному краю, понимание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры и конкретного человека и всего общества. Культура же, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы здоровый рост этого зерна начинался с корней, с облагороженной почвы, протравленной от сорняков и дикого бурьяна.
Ольга Кузьмина


Перейти к верхней панели