С верой в сердце, с Богом по жизни

Представляем боголюбивому, любящему родную историю читателю, доклад о замечательном христианине, русском человеке, военачальнике генерал-лейтенанте А.Н. Куропаткине. Не так давно в Торопце состоялись краеведческие чтения, посвящённые 170-летию российского героя. Доклад прот. Георгия Фролова был избран нами в силу особой концентрации авторского интереса именно на духовной стороне жизни и деятельности прославленного генерала. Открывается, что А.Н. Куропаткин проявил себя не только как выдающийся стратег и организатор, но и как воспитатель и наставник воинства, деятельный организатор церковного строительства в армии. В наше время такой аспект представляется весьма актуальным.
Надеемся, что читатель получит от ознакомления с материалом и духовную, и познавательную пользу.
Олег Казаков

Русский философ Иван Ильин писал: «Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое, и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии».
В русской армии в XIX – начале ХХ вв. сложилась целостная, четкая, хорошо отлаженная система духовно-нравственного и патриотического воспитания военнослужащих всех категорий, охватывающая практически все военно-учебные заведения, подразделения и части, соединения и в целом — все Вооруженные силы России, в своей сущности адекватная их идее и предназначению.
Расположение наших войск в больших массах на окраинах империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее военное начальство поднять, усилить религиозно-нравственное воспитания в войсках. Возникала реальная необходимость принимать меры к строительству военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы.

 В 1900 году военный министр А. Н. Куропаткин составил на Высочайшее имя доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но вместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды»…
На этом подлинном докладе собственною Его Императорского Величества рукою было написано: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что Я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 года». По Высочайшему повелению от 23 января 1900 года при Главном штабе была учреждена особая комиссия для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия их религиозно-нравственного воспитания. Комиссия закончила разработку этих вопросов, причем выработала особый тип военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения, стоимостью в 40 000 рублей. План ее был предложен на рассмотрение Государя императора и удостоился Высочайшего одобрения.
1-го декабря 1901 года состоялось Высочайшее повеление: «установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты, — руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви и табелью внутренних размеров войсковых церквей, выработанными Высочайше учрежденной упомянутой выше комиссией» (Приказ по Военному ведомству от 23 января 1902 г. за № 32).
Следует также отметить, что в 1901 году на нужды церковного строительства было выделено 200.000 рублей, в 1902 и 1903 годах по 450.000 рублей, а всего с 1901 по 1906 годы – два миллиона рублей. С 1913 года ежегодные ассигнования по этой статье составляли 100.000 рублей.

 С 1900 г. одним из приоритетных направлений Главного штаба было увеличение числа войсковых церквей, т.к. при многих воинских частях, особенно артиллерийских, саперных и казачьих, не было не только церквей, но и священников. Богослужения совершались в неприспособленных помещениях. Комиссия гр. Татищева начала строительство храмов. Военным духовенством было построено около 100 войсковых церквей. Один из таких воинских храмов был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. Это храм благоверного великого князя Александра Невского. В настоящее время он является воинским храмом 76-й Псковской десантно-штурмовой дивизии.

***
Генерал-лейтенант Алексей Николаевич Куропаткин, находясь на посту военного министра, горячо поддержал идею создания музея генералиссимуса Суворова к 100-летию со дня его смерти. Он представил на утверждение императору Николаю II доклад, посвящённый Суворовскому юбилею, который получил одобрение государя. Почти весь процесс создания музея проходил в период руководства Куропаткина военным ведомством. На строительство музея и часовни при нём Военным министерством также были выделены деньги, а сам Алексей Николаевич был ктитором часовни.
В 1898 г. были увеличены квартирные оклады для псаломщиков в Привислинском крае, не раз возрастало денежное довольствие военного духовенства: 1 июля 1899 г. были введены новые табели с увеличенными окладами жалованья и столовых денег, 26 февраля 1901 г. возросли оклады казенных пенсий, чему содействовал военный министр А. Н. Куропаткин.
Российская армия и флот были православными не только по духу, но и по форме. Православность пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов; об идее защиты веры напоминали все военные реликвии.

 Бой под Тюренченом.
В этом бою 18 апреля 1904 года совершил подвиг священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Стефан Щербаковский. Благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» и с крестом в руке батюшка пошел в атаку во главе знаменной роты, лишившейся командира. Он был ранен двумя пулями и вынесен солдатами с поля боя.

Из воспоминаний С. Щербаковского:
“В три часа пополудни полк выстроился и под звуки полкового марша двинулся в атаку на японцев. Я надел епитрахиль, взял крест, благословил солдат и с пением «Христос Воскресе!» пошел во главе стрелков знаменной роты. Картина была поразительная, грандиозная. Без малейшего колебания шли славные стрелки на верную смерть, в адский огонь, среди рвущихся снарядов. Только каждый, перед тем, как двинуться в бой, крестился. Потом все смешалось. Музыка тут же смолкла. Кто побежал вперед, кто упал убитым или раненым. Я почувствовал сильный удар … и упал навзничь, потеряв сознание».
Командующий русской армией генерал Куропаткин лично наградил героя-священника, посетив его в лазарете в Харбине и представив к офицерскому ордену Святого Георгия IV степени. Так 29-летний батюшка стал первым священником, награжденным Георгиевским орденом в Русско-японскую войну, и пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей за всю историю существования этого ордена.
За свою службу в годы Русско-японской войны он был награжден также орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, орденом св. Анны 2-й степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Во время Первой мировой войны служил полковым священником, также был удостоен наград. В 1918 году расстрелян в Одессе чекистами.

(Продолжение следует)
Прот. Георгий Фролов,
настоятель церкви Вознесения Господня г. Торопец

 


Перейти к верхней панели