СВЯТИТЕЛЬ ГУРИЙ. РЖЕВСКИЕ ЗЕМЛИ ЗАМОСКОВЬЯ ИОСИФО-ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ КАК МЕСТО ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПАСТЫРЯ

Ржевская округа на порубежье Смоленско-Псковско-Тверского пограничья исстари считалась заповедным краем, который звался «Большой Оковский лес (лес рек, лес волоков) — славянские ключи». Эти древние заселенные земли, откуда берут начало крупнейшие водные недра Европы: Днепр, Волга, Западная Двина (Даугава), входят в единый природный комплекс Валдайской, Смоленской и Бельской возвышенностей.
Водораздел трех великих рек Восточно-европейской равнины исторически находился на границе нескольких «миров», позже объединенных в могучую Русь. Это есть место, по мнению историков, где из многих племен формировались основы русской народности, созидались истоки нашей российской государственности. Именно первые пристанища кривичей и славян (их главными городами были Смоленск и Новгород) положили начало образованию многих русских городов, объединенных, в том числе, и крепкими корнями и духовными скрепами православия.
Летописные сведения о поселениях этого края на сегодня сохранились только с XIII века, когда они принадлежали к территории Смоленского владения на его пограничье с землями Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Потом в результате множественных военных баталий и перемирий земли не единожды перекраивались, относясь и к Великому княжеству Литовскому, и к Новгородчине. А уже позже – и к южным окраинам Тверии.
Ржевский уезд, обширные пространства которого простирались от Зубцова, граничащего с московскими поселениями, до смоленских сычевско-вяземско-бельских лесов и северных осташковских пустыней, принадлежащих где-то псковичам, а где-то и новгородцам, занимал важное место в государственном устроительстве российских территорий.

Еще в конце XIV столетия сам уезд и Ржев – первый градообразующий центр на Волговерховье, были приписаны к великому княжеству московскому и являлись владениями Дмитрия Иоанновича Донского. В XV веке произошло разделение Ржевского Поволжья на две части, что объясняется важными обстоятельствами. В 1462 г. по кончине великого князя московского Василия II (1415-1462) [Темного] (Васильевича, внука Дмитрия Донского) (1415-1462), которому ржевские земли принадлежали наследственно, волжские наделы приобрели новых хозяев. Внуки великого князя Василия Темного старший Федор и младший Иван (сыновья Князя Бориса Васильевича Волоцкого, умер в 1494 г.) — получили в наследство каждый по половине Ржевской земли: Федору достались левобережные владения (до 1513 г.), Ивану — правобережье. Добавим, что князь Иван Борисович, кроме ржевских земель, унаследовал тогда еще и подмосковную Рузу.
Правобережье или Князь-Дмитровская (Ивановская) сторона стала так именоваться только в следующем столетии. Князь Иван Борисович (Рузский), который почил в начале 1504 г., не оставив прямых наследников, завещал ржевские земли великому князю Ивану III (1440-1505) [Васильевичу] – старшему сыну Василия II Васильевича Темного . Стоит помнить, что духовным отцом князя Ивана был преподобный Иосиф Волоцкий (1439\40-1515). Именно стараниями о. Иосифа, как отмечает исследователь Д.В. Донской, личный княжеский удел «Руза и половина Ржева» перешли не к Федору, а в казну Великого князя» [4, c. 614].
Немалую роль на духовное строительство Ржевских земель оказывает митрополит Макарий (1482 —1563, Москва) — русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Стараниями пастыря Ржевщина постоянно находилась в духовном окормлении первопрестольной. Это помощь в строительстве и подновлении храмов, строгое ведение церковных служб, надлежащий уход за церковными строениями.

Напомним, что в XV — XVI веках большая часть ржевского правобережья Волги относилась к патриарщим владениями («патриарша слобода», московская) и знаменитому Иосифо-Волоцкому монастырю, находившемуся тогда в своем расцвете. Как известно, именно в эту эпоху монастырские владения сильно приросли новыми территориями, вобравшими в свой состав более десяти уездов России [3, с. 24]. Левая сторона Волги в Ржеве (ее «захолынская» часть, тверская) административно принадлежала Тверской кафедре. В 1522 г. ее возглавил епископ Акакий (1482-1567) –постриженик Волоколамского монастыря; владыка, который активно участвовал в становлении духовной жизни России. Например, в числе таких знаменательных событий можно назвать участие епископа в общих русских Соборах. Это 1547 г., тогда было прославление преподобного Макария Калязинского. Это 1549 г. когда был канонизирован благоверный князь Михаил Тверской (1318 — год трагической его кончины) и др. Имя епископа Акакия исторически пересекается с выдающейся личностью ученого — Максима Грека (ок. 1475, Греция -1555, Троице-Сергиев монастырь) — церковного деятеля, богослова, филолога, публициста .
Архиепископ Тверской и Кашинский Акакий (епископ с 1522 г.) был непосредственным воспитанником Иосифо-Волоцкого монастыря, из стен которого в XVI веке вышло тогда около 20 архиереев (Ростовский – Вассиан, Новгородский – Феодосий, Казанские – свтт. Гурий и Герман и другие). Думается, что истоки своей высокообразованности и грамотности все они приобрели, еще будучи в учениках Иосифа Волоцкого, чьи наставления всегда простирались и на духовно-просветительскую сферу гуманитарного знания.
Возвращаясь к теме наших рассуждений о Волговерховья, следует остановиться еще на некоторых исторических деталях. С момента правления Ивана IV (с 1533 г.) Васильевича (1530-1584) [Грозного] ржевские земли и правобережья и левобережья приписываются к московским царским владениям. Правобережная часть Ржевского Поволжья царем Иоанном Васильевичем была передана в имущественные права митрополита. Тогда же церковному строительству стало уделяться значительно больше внимания . На волжском правом (московском, патриаршем, Иосифо-Волоцком) побережье Ржевской земли (сначала княжества, потом уезда) тогда насчитывалось 18 храмов. В двух из них имелись даже трапезные [6, с. 152]. Причем из этого числа — 13 храмов уже были каменными (а в 2 или 3 имелись паперти).

Из источников следует: Иосифо-Волоцкий монастырь пользовался особым расположением царя Иоанна (Грозного): он сам часто бывал в обители и принимал у себя в Москве его игуменов. Это искреннее доверие, привязанность, благоволение сказывались и отзывались и на отношении к монастырским владениям, которые посещал и где для отдыха останавливался царь в своих боевых походах. Следует сказать, царь Иоанн (Грозный) не менее четырех раз приезжал в Ржевское Поволжье при походах в Прибалтику, о чем свидетельствуют материалы архивов .
Древнейший документ – Писцовая приправочная книга Князь-Дмитровской стороны за 1588 г., находящаяся в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА, г. Москва) показывает, что к XVI в. Ржевский край стал оплотом православия и зарождения крепкого духовного стержня на Волговерховье, надежным щитом российской государственности.
В XVI в. Ржев как первый градообразующий центр и важный региональный «узел» на Волговерховье особо выделяется первопрестольной. Как отмечают исследователи, во времена Федора Иоановича (1557- 1598; русский царь с 1584 г.; последний представитель династии Рюриковичей, сын Ивана IV Грозного) на всю Россию было четыре митрополита, шесть архиепископов и восемь епископов. В их числе и ржевский епископ [8, с. 33].
Именно тогда эти верхневолжские края, ставшие частью великого русского государства, стали жить вместе со своей столицей, руководствуясь и подчиняясь её законам, указам, историческим документам. Ржев и уезд административно признается важнейшим западным пограничьем первопрестольной и обозначается Замосковским краем, Замосковьем, удельным городом Московского княжества [7, с. 58].
На начало XVI в., как свидетельствуют документы, в Езжинской волости Ржевского уезда уже действовал монастырь Селижаровской слободы, [7, с. 8], куда неоднократно приезжали царские особы – царь Иван IV Грозный (1539, 1547 гг.), царь Борис Годунов (1600 г.) и др. До 1773 г. монастырь находился в ведении Ржевского духовного правления [7, с. 13]. Его настоятелями (с основания и до 1748 г.) были игумены [7, с. 58]. Вследствие величайшего Литовского разорения, которое понесло невосполнимые документальные литературные утраты, на сегодня можно восстановить настоятелей Селижарова монастыря лишь с 1505 года. Пятым в этом списке значится Гурий Руготин.
Монастырю принадлежали два подворья – одно в г. Ржеве (оно существовало еще до Литовского нашествия), другое в Осташковской Иосифовской (волоцкой) слободе (ныне г. Осташков оз. Селигер) [7, с. 99].
Одним из особо почитаемых игуменов монастыря является игумен Гурий (ок. 1500-1563), который, хотя и прожил на Тверском Волговерховье чуть меньше года, но оставил свой яркий след в духовном устроительстве России.
Из источников известно, что Григорий Григорьевич Руготин, родом из небогатого дворянства московских земель городка Радонеж.. Он был грамотен, обладал литературным даром, учил детей азбуке. В начале 40-х гг. XVI в. принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре с именем Гурий. В 1543 г. братией этой обители был избран игуменом, управляя ею почти 9 лет, после чего оставил настоятельство обителью и жил два года простым монахом.

В 1554 г. из братии Волоколамского монастыря Гурий (Григорий Руготин) был определен игуменом Селижарова монастыря [7, с. 58]. В 2019 г. исполняется 465-летие прибытия игумена Гурия на Волговерховье.
3 февраля 1555 г. Гурий был рукоположен (хиротонисан) в архиепископа новооткрытой Казанской епархии [9, с. 71]. На Казанскую кафедру он был избран по жребию и 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Поддерживаемый святым Варсонофием (+1576 г.), святитель Гурий много содействовал миссионерской и подвижнической деятельности [4]. За восемь лет его пастырства было устроено 4 монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более 10 городских церквей. Он был упокоен в Спасо-Преображенском монастыре. 4 октября 1595 г. были обретены нетленные мощи святителя Гурия. Митрополит Казанский святитель Ермоген присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей.
Тверская верхневолжская земля свято хранит память о своем земляке. Его помнят в храмах Твери, Осташкова и Ржева, других городах. В Селижаровском монастыре, который расположен на берегу Волги и в устье речки Селижаровка, существующем и поныне, свято берегут имя игумена Гурия. Здесь сегодня установлена мемориальная доска в честь святителя. А еще в 1803 г. при церкви Петра и Павла был устроен придел св. Гурия.
ОЛЬГА КУЗЬМИНА

Литература:
1. Макарий (Веретенников), архимандрит. Святитель Макарий Московский и обитель преподобного Иосифа Волоцкого. – Можайск: ЗАО «Периодика». 2015. 192 с.
2. ГАТО. Ф. 1071 «Ржевское духовное правление» (1747-1771 гг.).
3. Александрова Т., Суздальцева Т. Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель. Изд. 3. – М.: Северный паломник. 2007. 80 с.
4. Гурий Казанский. https://drevo-info.ru/articles/8163.html. Дата обр. 18.05.2018.
5. Донской Д.В. Рюриковичи. Исторический словарь — М. 2008.
6. Иванов П.С. Деревянные храмы правобережья Ржевского и Осташковского уездов по материалам описаний XVI-XVIII веков. // Первый Петербургско-Тверской семинар «Тверской край в науке и культуре». Сборник научных статей. Ред. Ю.В.Кривошеев, В.М.Воробьев. — Тверь: Седьмая буква. 2009.
7. Описание Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии- Тверь:тип. Губернского правления. 1900. 124 с.
8. Ржев. Словарь-справочник. Автор-составитель О.А.Кондратьев. — Ржев: филиал ГУПТО «ТОТ» «Ржевская типография». 2005.
9. Словарь Российских святых – СПб. 1862.


Перейти к верхней панели