Филолог, профессор, доктор наук Григорий Александрович Воскресенский (1849-1918). К 100-летию памяти

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы».
Николай Карамзин
Работа с краеведческим материалом всегда отличается тем, что непременно чувствуешь сопричастность к событийным фактам микроистории, ведь это родная пядь отеческой земли, из которой твои корни, откуда ты сам родом, где жили твои предки. Этим объясняется доступность понимания и принятия происходящего, поскольку все ощущается предельно близко, понятно и очень конкретно.
Благодатность краеведческой деятельности ценностно еще и тем, что здесь открываются истинные признания и редкостность явлений, которые проявились только здесь, на поверхности вашей почвенной авторитарной зоны, где сегодня в настоящее время обитаете вы. Именно краеведение воссоздает «плодородие» этой почвы, насыщая, обогащая и удовлетворяя ее потребности в питательной среде через новые познания, восторженность открытий и личное отношение.
***
Сегодня наше повествование сложится из рассказа о филологе, Почетном профессоре Московской академии, докторе богословских наук Г.А. Воскресенском, который прошел свои первые тропы на ржевской земле, тут вырос, одолел свои начальные учебные классы, где именно здесь более трех веков жили и служили России его прадеды.
Григорий Александрович Воскресенский родился в потомственной династической семье духовенства в сельце Чернейка Ржевского уезда, рядом с которым находился Воскресенский погост. Теперь это земли Пятницкого сельского поселения Ржевского района.
Проследив родовую составляющую Воскресенских — этой старейшей ветви тверских церковнослужителей, обнаружилось, что уже прапрадед Григория Александровича – Федор служил при этом храме. И фамилия «Воскресенские», как часто происходило в XVII веке, была определена пращуру Григория Александровича именно по месту его должностного пребывания и названия церкви .
Погост Воскресенский на ручье Чернейка в архивных исторических документах прослеживается еще в XVI веке [1, с. 85]. Рядом была отстроена церковь. Она находилась в Лаптевской волости «на государеве цареве и великого князя земле» [1, c. 85.
Это были владения вначале великого князя московского Василия II (1415-1462). Затем они наследственно отошли к старшему сыну — Борису Васильевичу Волоцкому (1449-1494), после кончины которого эта территория волжского правобережья закрепилась за его младшим сыном Иваном Борисовичем. Позже земли недолго принадлежали великому князю Ивану III (1440-1505), а потом и его сыну Дмитрию Ивановичу Жилке (1481-1521). И со второй четверти XVI века они вновь закрепляются за царским верхом: Василия III (1479-1533), затем за Иваном IV (Иван Грозный, 1530-1584) [1, с. 4].
Церковь Воскресенье Христово (на 1588 г.) была деревянной на каменном фундаменте, ветхая. Ей были выделены пашни и луга для покоса [1, c. 85].
Одним из первых представителей ржевского рода духовенства Воскресенских был, как ранее сказано, Федор, служивший дьячком в этом храме. Его сын Петр (? – около 1810),тоже имел должность дьячка при Воскресенском храме, здесь же на погосте Чернейка. С женой Анной Ивановной (1743-после 1799) они вырастили 4 сыновей и 2 дочерей. Сыновья служили в этой церкви: сначала при отце, потом продолжили династическую семейную традицию. Старший Андрей Петрович (1772 -?) служил здесь в Чернейках священником. Илларион (1786-1846) был рукоположен во священника сельца Озаново Ржевского уезда (на волжском левобережье, местоположение Оковцы-Ельцы); средние братья Арсений (1796-?) и Михаил (1796 -?) жили в с. Чернейка при Воскресенском храме, здесь же обитали и их сестры Агриппина (1781-?) и Татьяна (1799-?).
Илларион Петрович (дед Григория Александровича Вознесенского) служил священником в Покровской (Озановской) церкви . С супругой Марфой Григорьевной (1791- после 1832) воспитали 6 сыновей. Все они служили русскому православию.
Старший Иоанн Илларионович (1812 – 7 июля 1868) служил протоиереем Троицкого собора г. Осташкова [2].
Средние братья Петр (1814-?), Александр 1 (1819 — ?), Александр II (1822 — ?) и Димитрий (1827- ?) жили долгое время в с. Озаново при храме.
Младший Андрей Илларионович (1827-после 1908) окончил Тверскую духовную семинарию [3, c. 454]. Священствовал с 1854 года. Служил в церкви Смоленской Божией Матери Одигитрии протоиереем в селе Оковцы (тогда это был Осташковский уезд); трудился законоучителем в народном училище. Был благочинным 4 округа Осташковского уезда. В 60-х годах XIX века протоиерей Андрей Воскресенский стал инициатором осуществления крестного хода с Оковецкой чудотворной иконой в город Ржев, а потом — г. Зубцов [4, с. 93-98]. В 1896 г. за усердие в службе был награжден орденом Анны 3 степени [3. с. 454].
Отец Григория Александровича – Александр (I) Илларионович, мы предполагаем, получил назначение на должность священника в Воскресенскую церковь погоста Чернейка после кончины своего дяди, старшего брата отца – Андрея Петровича Воскресенского.
Воскресенская церковь находилась от Ржева в 30 верстах, на левобережье лесной речки (ручья) Чернейка восточнее деревни Полубенное . Каменным храм стал в 1822 г. и священники Воскресенские стали свидетелями и ее строительства и освящения.
В церкви располагалось три престола: Воскресенский (холодный придел), Знамения и мученицы Параскевы. Ее прихожанами (409 дворов) были жители Ржевского уезда Тверской губернии (сёла Павлюки и Авдотьино; сельца: Малые Павлюки и Пальцево; деревни: Полуденное (Полубенное корытце), Дворково, Макарово, Ключи, Высокое, Филково (Фильково), Тархово, Еленка, Зуи, Крутики, Павлюки, Щетинкино, Светителево, Кисарово (Косарово), Ашурково, Головково, Ивлицы, Мироново, Фёдоровка, Коротино) и населенные пункты Бельского уезда Смоленской губернии (дер. Посвисталки и Матюково) [3, c. 504].
В Тверском архиве сохранились церковные документы Воскресенской церкви: опись 1881 года, метрики с 1820 года, исповедальные с 1851 года, план на землю.
В настоящее время большинство этих населенных пунктов не существует: виной тому – время и война. В 1941-1942 году здесь происходили ожесточенные бои, намертво уничтожившие жизненные пристанища, существовавшие не одну сотню лет. Кладбище сохранилось и поныне действует.
***
Григорий Александрович Воскресенский в последствии заслуженный профессор Московской Духовной академии, член-корреспондент Императорской Академии наук (1894 г.) родился в с. Чернейка Ржевского уезда 27/01 (по стар. стилю) 1849 года.
В 1858 году в возрасте 9 с половиной лет он был принят в Ржевское духовное училище. Окончив его в 1864 году, поступил в Тверскую духовную семинарию, где был одним из лучших ее учеников.
На учебу его принимал епископ Серафим (Протопопов Симеон Иванович, 1818-1891), образованнейший наставник и реформатор педагогической деятельности России второй половины XIX века, редактор журнала «Православный собеседник», ранее профессор Казанской духовной академии, впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский, позже епископ Рижский, Самарский и Ставропольский.
В 1868 году Григорий Александрович, блестяще окончив семинарию, поступает в Московскую Духовную академию на богословское отделение, где становится 1 магистрантом XXVIII курса (1868-1872).
По завершении двух курсов академии протоиереем, ректором А. В. Горским (1812-1875) он направляется в Санкт-Петербургский университет для усовершенствования знаниями по славянской филологии под руководством выдающихся ученых современности И. И. Срезневского и В. И. Ламанского.

В 1871 году Советом Московской Академии Григорий Александрович как один из лучших ее воспитанников был определен к замещению на руководство кафедрой русского языка и славянских наречий этого учебного заведения.
После окончания обучения Г.А. Воскресенский выезжает за рубеж для продолжения образования и опыта исследовательской деятельности (Берлин, Прага, Белград, Загреб, Вена – 1873-1875 годы), где изучает славянские рукописи, специализируется в лингвистических науках, занимается историей древних списков Апостола.
В 1875 году становится приват-доцентом Московской Духовной академии.
Одновременно с педагогической деятельностью в академии в 1878—1880 годах Григорий Александрович преподавал русский язык в прогимназии Сергиева Посада.
В 1879 году назначается магистром богословия, защитив диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века». Диссертация посвящена его учителю – А.В. Горскому.
С 1883 года Григорий Александрович становится экстраординарным, а с 1896 года ординарным профессором Московской Духовной академии .
В 1894 году за научные труды он избирается членом-корреспондентом Императорской Академии наук (С.-Петербург), становится действительным членом Общества истории и древностей российских.
В 1896 году за представленные труды «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI–XVI веков» (Сергиев Посад, 1894) и «Древнеславянское Евангелие от Марка» (М., 1896) он был удостоен степени доктора богословия, а также утвержден профессором на преобразованной кафедре русского и церковно-славянского языков и истории русской литературы МДА.
С 1897 по 1902 годы Григорий Александрович является членом правления Московской Духовной академии.
С февраля 1901 года Г. А. Воскресенский — заслуженный ординарный профессор академии.
С 1902 года он избирается Почетным членом Московской Духовной академии.
В конце 1901 года он подает прошение об отставке, и 20 января 1902 года Григорий Александрович Воскресенский вышел за штат, но сотрудничает с МДА и читает лекции вплоть до 1905 года. После этого он продолжает активно заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Г.А. Воскресенский является автором 22 публикаций. Научным центром его деятельности ставятся проблемы восстановления первоначального текста славянской Библии. Он проработал многочисленные библейские рукописи, разделив их на четыре группы в соответствии с различными редакциями. Воскресенский поднял вопрос о необходимости научного издания славянской Библии и в составе группы ученых обратился в этой связи с прошением в Святейший Синод, но ходатайство удовлетворено не было. Лишь позднее в 1915 для этой цели была организована специальная библейская комиссия.
Григорий Александрович сотрудничал и писал статьи для Православной богословской энциклопедии.
Яркими произведениями Г.А. Воскресенского по сегодняшний день остается его работы «Величие Пушкина как поэта и человека: речь в торжественном собрании в честь Александра Сергеевича Пушкина» (1899 г.); «Ломоносов и Московская Славяно-греко-латинская Академия: (К 125-летней годовщине Ломоносова) (1891); «По поводу пятидесятилетия со дня кончины Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского» (1902).
В список его лучших трудов входят:
• Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до 15 в. (М., 1879; магистер. дисс.);
• Древнеславянское Евангелие (Сергиев Посад, 1894; докторская дисс.);
• Славянская хрестоматия (М., 1882-1884);
• Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках (СПб., 1882) и многие другие.
23 марта 1918 года Г.А. Воскресенский скончался в Сергиевом Посаде (Подмосковье).
***
В заключение скажем следующее. Известный мыслитель В.Г. Белинский писал: «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством».
Думается, что Григорий Александрович, будучи уже признанным ученым, уважаемым гражданином великой державы, неоднократно бывал в Ржеве и Тверском крае. Тут жили его прямые родственники, братья, племянники. Здесь были упокоены его деды и прадеды. Здесь были его отеческие корни.
Его младший брат Николай Александрович Воскресенский (1855 – после 1908) священник Тверской губернии , многочисленная родня проживает в Калязине, Твери, Ржевском уезде.
Он помнил это. И своим трудом наш земляк многое сделал на благо России.

Литература
1. Писцовая приправочная книга 1588 – 1589 годов уезда Ржевы Володимеровой (половина князя Дмитрия Ивановича). / Подготовил А.А. Фролов. – М.; СПб: Альянс – Архео. 2014. 488 с., ил., цв. вклейка.
2. Иоанн Вознесенский http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/ostashkov/1225-ostashkov-troitsy-zhivonachalnoj-sobor/. Дата обр. 12.06. 2018.
3. Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. – Тверь. 1901.
4. Церкви села Оковец Осташковского уезда Тверской губернии. Историческое и археологическое описание. По изданию 1912 г. — М.:САТИС. 2009. 103 с.
5. Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К: Московские учебники и картолитография, 2006.С. 54—55.
6. Немировский Е. Л. Воскресенский // Православная энциклопедия. —М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2005.— Т.IX.— С. 445—446.
Ольга Кузьмина,
кандидат пед. наук, доцент ТвГТУ,
председатель Ржевского краеведческого общества,
г. Ржев


Перейти к верхней панели