Духовное богатство Рудницы

Деревня Рудница… Две улицы, расходящиеся в обе стороны от дороги. Вдали виднеется огороженный участок с крестом. На пригорке справа дома стоят только по одной стороне, а с другой – пруд, окружённый живописными соснами. Мимо проходят женщины с подносом, полным свежеиспечённых домашних пирожков. Прямо под соснами накрыты столы с настоящей деревенской едой – салом, малосольными огурчиками, только что собранными ягодами, кашей в чугунном горшочке – прямо из печи…
Вот уже пять лет в деревне Руднице с/п «Итомля» Ржевского района отмечают праздник – День деревни. С такой инициативой когда-то выступили сами жители:
– Помню, как Александр Алексеевич Фролов пришёл ко мне и сказал, что деревенский оргкомитет принял такое решение, – вспоминает глава района В.М. Румянцев. – С тех пор прошло пять лет… Мне хотелось бы сказать о каждом жителе д. Рудница, но я, пожалуй, остановлюсь на одной из местных семей – Фроловых, которая остаётся носителем всего доброго, чистого, светлого, что есть на земле. Нине Александровне скоро исполнится 80 лет, рядом – дети, Александр и Владимир, внук Сергей, правнук… Сейчас очень сложно работать во власти, но Александр Фролов как представитель районного Собрания депутатов является образцом честности и порядочности. А Нину Александровну я поздравляю как главу этой семьи, и не только с праздником: ваша жизнь – пример для каждого!

В этот день за праздничным столом собрались все те, кто родился, вырос и жил в Руднице. Кто-то приехал сюда впервые за 35 лет, другие – чтобы в очередной раз прикоснуться к своим корням. Жизненные истории каждого – самые разные. Например, есть и такая: дружили парень с девчонкой, вместе бегали на речку, купались, ловили рыбу, а пришла пора – поженились. Большая семья, дети и внуки появилась именно здесь, в Руднице. Так как же можно забыть родную деревню, которая до сих пор хранит лучшие воспоминания? Потому и приезжают, проведывают родные сердцу места. И хорошо, что есть повод собраться всем вместе – в День деревни.

– У нас всегда будут какие-нибудь проблемы и трудности – жизнь человеческую невозможно без них представить, – считает глава администрации с/п «Итомля» С.А. Орлов. – Но мы каждый год собираемся здесь, в Руднице, чтобы хотя бы на время мыслями и душой вернуться в былое, в лучшие, важные для нас, самые счастливые дни. Сейчас нам как никогда нужна общность, единение. Хочется поздравить Рудницу с праздником! Пусть её имя звучит в округе ещё долгие годы!
Кстати говоря, дату праздничного мероприятия здесь выбрали далеко не случайно. Его всегда назначают на выходной день накануне праздника в честь явления иконы Казанской Божией Матери (21 июля). В этот день по традиции совершается молебен на памятном для деревенских жителей месте, где ранее располагался храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Все церковные мероприятия проходят здесь под началом настоятеля Покровского храма в селе Итомля, протоиерея Валентина Сергиенко. Ну, а поскольку на этот раз День деревни совпал ещё и с 1030-летием Крещения Руси, то все посчитали это совпадение знаковым.
– Чем замечателен этот праздник – День деревни? Прежде всего, тем, что он объединяет нас, – отметил отец Валентин. – Потому что все мы теперь живём обособленно, разрозненно, как чужаки: в больших городах люди даже соседей своих не знают. А здесь, в деревне, жители друг к другу по имени-отчеству обращаются. Городские говорят: вот, мол, в деревне – нищета! А я скажу так: зато здесь духовного богатства куда больше! Люди общаются, ходят в гости, помогают друг другу. С праздником! И – многая лета!
Экскурс в историю
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в самом центре Рудницы, на перекрёстке дорог, в 1890-х. Его устроительницами стали местные жительницы, две сестры – Пелагея и Наталья Панковы. Родители их, Пётр и Мария, были людьми верующими и благочестивыми. Жила семья небогато; чтобы помочь родителям, дочери уехали в Санкт-Петербург и устроились горничными в богатый дом, где и служили долгое время. Однажды на их глазах произошло несчастье – от чахотки умерла вся семья господ, а поскольку прямых наследников у них не было, наследство завещали слугам.
Одним словом, вернулись сёстры в родную деревню богатыми невестами. Правда, своё предназначение они видели вовсе не в семейной жизни, а в духовном служении.
Однажды Пелагее Петровне прямо наяву явилась Пресвятая Богородица и велела ей построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сёстры обратили своё наследство в наличные деньги, а затем получили разрешение на сбор недостающих средств и строительство. Так и был построен наполовину деревянный, наполовину каменный храм с тремя куполами. В храме было два придела – в память Казанской иконы Пресвятой Богородицы (4 ноября) и святителя Николая Чудотворца (22 мая). Многие говорили о чудесном исцелении после молитв перед иконой Казанской Богоматери. Две иконы – Николая Угодника и Казанская – долгое время хранились и в семье Панковых.
Стоял храм на возвышенности, поэтому виден был издалека. Со всей округи деревенский люд устремлялся сюда на службу каждое воскресенье и на церковные праздники. Давней традиции жители не изменили даже в советские времена.
В 1935-м местные власти решили не праздновать престольный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), при этом широко отметив годовщину революции (7 ноября). Собрали крестьян в правлении и объявили, что люди будут работать в ночь с 3 на 4 ноября: «Живые и мёртвые – все пойдут!».
По воспоминаниям местных старожилов, женщин собрали в риге и велели трепать лен. Когда один из фонарей (летучая мышь) погас, звеньевая отложила его в сторону. А он тлел-тлел да и загорелся. Сухая треста вспыхнула, как порох, через секунды полыхала и рига. Сильный ветер погнал пламя на деревню. Ирина Сергеевна Гусева бросилась к своему дому, разбудила свекровь и маленьких детей, соседку, единоличницу Акулину Кочанову. Взяли они в руки иконы Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца, да стали петь акафист Царице Небесной. И свершилось чудо – ветер переменился к реке. Так Пресвятая Богородица спасла деревню от уничтожения. На пожаре тогда погибли только две женщины – две Анны. Одна из них после объявления престольного праздника рабочим днём даже плясала, демонстрируя радость: вторая предпочла в праздничный день отправиться в баню…
Этот случай вызвал у новой власти тревогу – они всеми силами пытались закрыть храм. Это им удалось в 1937-м. Священника – Михаила Павлова – чекисты увезли в город, а спустя неделю расстреляли. Постепенно храм разобрали, а утварь унесли по домам.
В годы войны деревня подвергалась массированному обстрелу. Фашисты заняли Рудницу, как и Ржев, 14 октября 1941-го, а освободили её только в феврале 1942-го. К этому времени от четырёх улиц остались две, да и там большинство домов пострадали от бомбёжек и артобстрелов…
В ноябре 2017 года, в канун 80-летия мученической кончины последнего настоятеля, у Поклонного креста, установленного на месте разрушенного Казанского храма, епископом Ржевским и Торопецким Адрианом была отслужена лития.
Память сердца
Сейчас на месте храма, от которого остались только несколько камней, помимо памятного креста, установлена и мемориальная доска со списком погибших в годы Великой Отечественной войны жителей ближайших деревень. Только из Рудницы на войну ушли десятки мужчин, и большинство не вернулись. В списке погибших – 66 имён, среди которых есть и два ближайших родственника Александра Фролова. В память о героях войны здесь же посажены сосны…


– Эти списки погибших нам подтвердили в военкомате, а собирала их долгие годы местная учительница – Матрёна Веселкова. На её же средства была изготовлена и установлена в 2011 году Стена памяти. Все жители деревни принимали участие в благоустройстве этого памятного места. Установили крест и ограду, проложили дорожки. На Казанскую здесь служит панихиду настоятель Покровского храма протоиерей Валентин Сергиенко. Мы всё стараемся делать вместе!
Чуть раньше мы рассказали о чудесном спасении деревни от огня. Так вот, единственным очевидцем тех событий (более чем 80-летней давности!) является племянница сестёр Панковых – Серафима Ивановна Нагова. Это её мать во время пожара вместе с другими женщинами обошла деревню с иконами. К сожалению, одну из них – икону Николая Чудотворца – украли. Казанскую же для сохранности отправили в Москву. Именно там, в столице, в молодости жила со своей семьёй Серафима Ивановна, а теперь – и её дочь. У бабушки два прекрасных внука и пять правнуков.

Они по очереди помогают ей ухаживать за огородом. Единственное, что она не позволяет родне, – ремонтировать и перестраивать старый семейный дом. Разве что этой весной покрасили его ярко красной краской.
– Здесь, в Руднице, только хорошие люди остались, которым больше деваться некуда. Мы такие – друг за друга держимся! Вообще деревня у нас всегда была дружная. Из пятерых моих братьев и сестёр одна я в живых осталась. Наверное, это родные места мои силы питают. Да молитвы близких людей…

Серафима Ивановна улыбнулась нам на прощание и пригласила вновь как-нибудь приехать в гости. На излёте девятого десятка она помнит всё, что происходило в её долгой жизни, да и мать была долгожителем – дожила до 96 лет. История семьи Панковых-Наговых уникальна, как и сама Рудница. Ну а нам, городским, только и остаётся, что удивляться и восхищаться русской деревней. И её людьми!
Екатерина Дунцова
«Ржевская правда», №31 (18925)

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели