Путешествие на Соловки

 

Часть 3
Обзорная экскурсия по Спасо-Преображенскому Соловецкому ставропигиальному мужскому монастырю начинается перед его Святыми вратами. За спиной у нас — бухта Благополучия, слева и справа — часовни в честь апостолов Петра и Павла и  благоверного великого князя Александра Невского.

 

Они стоят как часовые на посту перед стенами монастыря. Первая построена по случаю приезда на остров Петра I. В пути он попал в шторм и, опасаясь внезапной гибели, прямо на корабле исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. Опасность миновала, и Петр I три дня молился в монастыре и благодарил Бога за избавление от смерти. В святых вратах крепости долгое время были выставлены его подарки — объемные 1:10 — модели первых петровских кораблей.
Александровская часовня была построена позднее, уже в XIX веке, в память о посещении Соловецкого монастыря императором Александром II в 1858 году.


Особое значение монастыря и внимание к нему первых лиц государства дало ему право называться «государевым богомольем». Так повелось еще со времен Ивана Грозного, который внес огромнейшую по тем временам сумму на строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы — 1000 рублей. По указу Иоанна Васильевича была построена и крепость вокруг монастыря. Стены крепости были сооружены из валунного камня. Вес отдельных камней достигал 11 тонн! Длина стен крепости, имеющей форму пятиугольника, составляет более одного километра. Масштаб крепости и наполняющих ее храмов, конечно, грандиозен и, наверное, сопоставим с масштабом духовного подвига первых соловецких монахов и основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа и их последователей.
В нескольких километрах от монастыря сохранился колодец с питьевой водой, вырытый преподобным Савватием после прибытия на этот, тогда необитаемый и пустынный, северный остров. Было это в далеком 1429 году. Всем паломникам предлагают попробовать чайного цвета воду из этого колодца. Такой же цвет воды и в многочисленных озерах Большого Соловецкого острова.


Вернемся, однако, в монастырь. В диковинном виде его есть что-то родное. Крепостные башни, белизна церквей, кресты на главках открывают в тебе память народа, память православной веры…


Для любознательного путешественника внутри монастыря есть много интересного: башни, лестницы, орудия, деревянный водопровод, солнечные часы, старинные монашеские кельи. Серые, как будто литые главки храмов, оказывается, выполнены из дерева. Это так называемый лемех — фигурные изогнутые дощечки из осины, собранные вместе наподобие черепицы. Понравилась и трапезная с жареной треской и монастырской выпечкой. Но это позже, а пока — мы слушаем рассказы экскурсовода об истории монастыря, о жизни монахов, о событиях времен далеких и близких. За счет труда и упорства братии монастыря, мудрого руководства и пожертвований от государей и простого народа, монастырь стал не только духовным, но и крупным хозяйственным центром русского Севера со своими землями, промыслами и даже кораблями. Нашлось место и для оригинальных инженерных решений. Воду из соловецких озер по искусственному каналу направляли прямиком на монастырскую кухню. При настоятеле Филиппе, том самом, что знал Ивана Грозного еще ребенком, а потом был вызван им в Москву на митрополичью кафедру, были сооружены Филиповские садки для живого хранения пойманной в море рыбы.
К слову сказать, близость такого носителя Божией благодати, каким был митрополит Филипп, не остановила Ивана Грозного. За обличение царской жестокости митрополит Филипп был сослан в Тверской Отроч монастырь, где и был потом задушен по приказу царя Малютой Скуратовым.

В замысловатых переходах между храмами нам показывают огромную икону, которую обнаружили не так давно. Долгое время ее считали деревянной дверью, так ею и пользовались. Большая музейная экспозиция посвящена узникам и новомученикам Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли и остались, все-таки, живы, академик Д. С. Лихачев и дед Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла иерей Василий Степанович Гундяев.
Святейший Патриарх Кирилл внес большой вклад в восстановление Соловецкого монастыря и продолжает свое  о нем попечение.
Убранство Спасо-Преображенского собора великолепно! Покрытая золотом деревянная резьба иконостаса и пристенных киотов, опоясывающих весь храм, кажется старинной, но, на самом деле, это современная работа.
Как известно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Экскурсовод, приятная женщина — преподаватель из Архангельска, объясняет нам, как следует подходить в храме к кресту, святым мощам, на помазание. Первыми подходят монахи, за ними мужчины из мирян, затем монахини и женщины. «Стыдно женщинам идти впереди мужчин»,- деликатно указывает экскурсовод и становится отчего-то приятно от напоминания об этой мужской привилегии быть первым.
Ну что же, мы успели немного осмотреться, послушать рассказ, наши дети — побегать и полежать на лужайке. Они иногда не заметно, но так четко запоминают отдельные истории и факты, как фотоаппарат схватывает предметы, попавшие в кадр.


После обеда в монастырской трапезной окружающая обстановка острова становится еще ближе.
Теперь впереди праздничная, на апостолов Петра и Павла, литургия, пение братского хора монастыря и Крестный ход вокруг его стен быстрым монастырским шагом. Чувств и впечатлений много, а прожито на острове всего два дня…

Александр  Федоров

 

 


Перейти к верхней панели