Открытые уроки каллиграфии

В рамках программы сетевой межрегиональной ассоциации учителей «Школа-лаборатория каллиграфии», которой руководит Е.А. Суворина — канд. филос. н., доцент, директор ЧУДО «Русская школа» г. Тверь, проведены три открытых урока в МОУ СОШ № 1им. А.С. Пушкина и МОУ «СОШ № 4» города Ржева.

В обсуждении уроков каллиграфии приняли участие Е.А. Суворина, директор школы № 1 О.А. Шашкова, учителя начальных классов Н.В. Смирнова, Н.А. Лебедева, директор школы № 4 О.Г. Сахнюк, учитель начальных классов Ж.Т. Тоболина, председатель ОРОиК Ржевской епархии Т.В. Меркурьева.

Также Елена Александровна провела индивидуальное консультирование педагогов опорных площадок.

Надежда Румянцева

Сетевая межрегиональная ассоциация «Школа-Лаборатория Каллиграфии» как форма саморегулирования опорных/пилотных площадок (О/ПП) по освоению инновационных инструментов УМК «Автодидактика: каллиграфия», наставничеству и профессионально-общественной оценке качества обучения письму в соответствии с ФГОС НОО

Краткое описание

Проект является продолжением грантового проекта-1 «Инструменты мягкой адаптации образовательных инноваций ФГОС-2 для массового образования на основе учебного пособия нового поколения «Каллиграфия букв: развивающие прописи» (победитель конкурса ФПГ № 17-1-012115) и направлен на создание новых прототипов устойчивого инновационного развития межрегионального педагогического сообщества в 2018-19 уч.г. В ходе реализации грантового проекта-1 в 2017-18 уч.г. были получены следующие результаты, которые требуют своего продолжения и развития, а именно:

1. Издано автодидактическое пособие «Каллиграфия букв: развивающие прописи» на основе принципиально новой для массовой школы авторской технологии обучения каллиграфии (далее – ТОК) как автодидактической технологии обучения безошибочному письму букв. В новом проекте 2018-19 уч. г. будет организовано внедрение ТОК/Прописей, апробированы и изданы методические материалы для учителя.

2. Для управления апробацией ТОК/Прописей в пилотных школах Калининского р-на Тверской обл. была создана сеть муниципальных пилотных площадок (далее – МПП) и группа ВКонтакте «Школа-Лаборатория каллиграфии». По итогам проекта-1 к сети присоединились школы 5-ти муниципалитетов Тверской обл., а также школы Нижненовгородской обл. и Саха (Якутия). Для управления внедрением ТОК/Прописей на новом уровне на базе группы ВКонтакте создана новая институция («сеть как институт») — Сетевая межрегиональная ассоциация «Школа-Лаборатория каллиграфии» (далее – АссК). В новом проекте 2018-19 уч. г. будет организована деятельность АссК по освоению инновации, наставничеству, ПК, развитию мышления и деятельности педагога.

3. В ходе апробации ТОК/Прописей учителя 10-ти экспериментальных классов пилотных школ получили опыт организации УВП деятельностного типа и построения субъект-субъектных отношений, прошли курсы ПК по ТОК/Прописям, готовы передавать свой опыт другим педагогам. Такие учителя получили в АссК статус наставников, а школы — статус опорных школ. В новом проекте первоочередной задачей АссК является координация взаимодействия между опорными и пилотными школами, между учителями-наставниками и учителями-стажерами на межмуниципальном и межрегиональном уровнях.

4. При оценке качества обучения письму были получены убедительные результаты эффективности обучения первоклассников по ТОК/Прописям, превышающие результаты традиционного обучения примерно в два раза. Результаты были получены с использованием КИМов, самостоятельно разработанных инициативной группой педагогов пилотных школ в ситуации отсутствия КИМов по линии ФГОС НОО. В новом проекте для разработки/апробации пакета КИМов и оценки качества обучения письму будут привлечены профессиональные институты (ФИПИ, МГУ, и т.д.).

5. В проекте будет продолжено эффективное государственно-частного партнерство (далее – ЧГП) в сфере образования путем объединения ресурсов НКО (ЧУДО «Русская школа») и Управления образования Калининского р-на Тверской обл. как инициаторов и создателей АссК.

Цели

  1. Создание новых прототипов устойчивого инновационного развития педагогических сообществ различных уровней: от формирования школьных команд до межмуниципального и межрегионального сетевого взаимодействия в 2018-19 уч.г. на основе освоения инновационных инструментов УМК «Автодидактика: каллиграфия» (технологий, учебных и методических пособий, КИМов), наставничества и профессионально-общественной оценки качества обучения письму в соответствии с ФГОС НОО

Задачи

  1. Организовать на базе профессиональных групп ВКонтакте деятельность Сетевой межрегиональной ассоциации «Школа-Лаборатория Каллиграфии» по освоению инновации — УМК внутрипредметного курса «Автодидактика: каллиграфия» в 2018-2019 учебном году.
  2. Апробировать на межрегиональных опорных/пилотных площадках АссК «внутри» различных УМК обучения грамоте методическую часть УМК «Автодидактика: каллиграфия»: — сценарии уроков «Автодидактика: 33 урока каллиграфии» — презентации с анимацией к урокам каллиграфии
  3. Издать методическую часть УМК внутрипредметного курса «Автодидактика: каллиграфия»: — методическое пособие для учителя «Автодидактика: 33 урока каллиграфии» — СД-диск: презентации с анимацией к урокам каллиграфии
  4. Организовать и провести профессионально-общественную оценку образовательных результатов, полученных при внедрении автодидактических Прописей и профессионального мастерства учителя кал

Обоснование социальной значимости

Инновационные процессы в системе образования, с нашей точки зрения, в большой степени зависят от развития и степени субъектности участников учебно-педагогической деятельности, т.е. УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКА. В то же время на различных площадках образовательного сообщества эксперты фиксируют такие проблемы в образовательном пространстве России, которые мешают профессиональному и личностному развитию педагога и, соответственно, ребенка. Мы разделяем данные представления и хотим внести свой вклад в решении этих проблем а именно. 1. Проблема опережающего введения деятельностных ФГОС в 2011 г. в систему общего образования, минуя высшее/среднее профобразование и повышение квалификации учителя. В настоящее время профобразование и ПК в значительной степени остаются в знаниевой репродуктивной парадигме и в должной мере не отвечают на инновационные запросы российского учительства. Соответственно, в общем образовании начинают работать механизмы опоры на собственные силы и «точки роста» внутри школьного образования. Значение таких внутренних источников роста для всей системы образования России трудно переоценить Одной из таких «точек роста» мы считаем Сетевую межрегиональную ассоциацию «Школа-Лаборатория Каллиграфии» как форму взаимодействия, самоорганизации и ПК учителей в ситуации освоения инновации. Именно во внедрении автодидактических ТОК/Прописей и апробации методического сопровождения учителя получат опыт организации УВП деятельностного типа, опыт субъект-субъектных отношений с детьми, родителями, учителями-наставниками, получат высокие результаты обучения и опыт инновационной деятельности. 2. Проблема несовершенства КИМов и высокого уровня субъективности в процедурах оценки образовательных результатов. Хотя обучение письму букв занимает значительное место в жизни первоклассника (в среднем свыше 100 уроков в уч. году по разным УМК) официальных КИМов предметных и метапредметных результатов обучения письму мы не нашли Очевидно, что привлечение профессиональных институтов (ФИПИ, МГУ) к разработке КИМов по письму позволит обеспечить, во-первых, объективность оценки образовательных результатов, полученных при внедрении ТОК/Прописей, во-вторых, даст учителям, работающим по различным УМК и различным прописям, инструмент, позволяющий объективно оценить выполнение ими требований ФГОС НОО. И, возможно, перейти от догматического и репродуктивного методов обучения письму (по П.Я. Гальперину), которые преобладают и поныне, к развивающим ребенка деятельностным технологиям.

География проекта

В проекте участвуют, прежде всего, педагоги 25-ти образовательных учреждений города Твери и Тверской области, Нижненовгородской обл. и республики Саха (Якутия). По мере реализации проекта его география будет расширяться. Интерес к проекту проявляют в различных регионах РФ, в странах ближнего и дальнего Зарубежья (в тч по данным статистики группы ВК «Школа-Лаборатория Каллиграфии»)

Целевые группы

  1. 1. Педагоги общего и дополнительного образования
  2. Дети 6-8 лет
  3. Родители
  4. Работники органов управления образования

Перейти к верхней панели