Ржев и митрополит Платон

(Николай Иванович Городецкий, 1803-1891гг.)

 «Главное в жизни — всегда делать людям добро.

Если не можешь делать для людей добро большое,

постарайся совершить хотя бы малое».

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

 

В журнале «Церковные ведомости» (1891 г.) отмечается, что Преосвященный архиепископ Херсонский и Одесский, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Платон, «принадлежал к числу наиболее известных проповедников», кто внес свой яркий и неповторимый след в строительство Российского государства[1].

Действительно, в истории нашего Отечества архиепископ Платон оставил о себе память как о многомерной личности. Это был выдающийся миссионер, страстный распространитель просвещения, крупный ученый и мудрый наставник. Известны около 15 его опубликованных трудов, которые и сегодня являются научной базой современных исследовательских работ.

Сын провинциального священника из Ржевского уезда Тверской губернии прошел большой путь от скромного ученика Ржевского духовного училища до великого пастыря мира и народов, лучами блистательного интеллекта и образованности, личной культуры и веры выстроивший вокруг себя пространство высокой нравственности, церковности, такта. И как  отмечали его современники, любви к простому народу и редкую мягкую ласковость в обращении к любому собеседнику.

***

Будущий миротворец, общественный деятель и проповедник, Высокопреосвященный Платон родился в посаде Погорелое Городище тогда Ржевского уезда Тверской губернии в семье Иоанна Андреевича Шалюхина (1780-1848), происходившего из старинной династии тверского духовенства. О. Иоанн[2], выпускник Тверской духовной семинарии, был женат на Прасковье/Параскеве Васильевне (1786-1848), дочери зубцовского священника из небольшого села Красный Холм[3].

Иоанн Андреевич представлял седьмое поколение рода священнослужителей Тверского уезда с. Бурашево, где уже с середины XVII века священником Покровской церкви этого сельского поселения был его пращур Семен Терентьевич (на 1677 г.)[4].

Можно предположить, что именно супружество Иоанна Андреевича стало причиной его переезда на Погорельский посад Ржевского уезда, где он достойно прослужил в Ильинской церкви более сорока лет с 1802 по 1848 годы[5]. С 1806 г. о Иоанн был назначен благочинным округа.

Одной из его важных заслуг в духовно-просветительской деятельности стало строительство и зарождение духовной жизни в Зубцовской Карелии. Стараниями и заботами о. Иоанна, например, в с. Ивановское-Новосильцево был построен в 1808 г. большой храм – Скорбященская церковь – массивное каменное двухэтажное здание с четырьмя престолами: холодный – на верхнем этаже — Божьей Матери Всех скорбящих Радость; и теплыми нижнего 1 этажа: Рождества Святого Иоанна Предтечи, Святого мученика Василия Просветителя Анкирского и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня[6].

Следующим шагом строительной деятельности о. Иоанна Шалюхина стала постройка каменного храма в посаде Погорелое Городище[7]. Здание церкви было закончено в 1819 г., и тогда же протоиереем тверского кафедрального собора Иваном Алексеевичем Синицыным был освящен придел в честь свт. Николая Чудотворца. Главный престол в честь  Ильи Пророка в 1821 г. был освящен им же. В 1837 г. было завершено строительство придела святого Иоанна Воина, тогда же он и освящен.

Иоанн Андреевич Шалюхин, как показывают источники, был добрым и образованным пастырем, которого любили и уважали не только все погорельские прихожане, но даже многие окрестные жители за его простоту, добросердечие, приветливость, отеческую внимательность к каждому и мягкое расположение[8].

В семье посадского священника Шалюхина родилось 5 сыновей: Николай (будущий митрополит), Иван, Федор, Михаил, Алексей.

Николай и Иван учились в Ржевском духовном училище, где они и получили фамилию Городецкие.

Иван (1811-1838) – выпускник Тверской духовной семинарии; затем с 1829 г. студент Главного педагогического института (С.-Петербург, основан в 1816 г.); потом профессор физики Ришельевского лицея (первый ВУЗ Одессы, основан в 1817 г.)[9].

Федор (1819-после 1833) учился в С.-Петербургском духовном училище (на 1833 г.).

Михаил (1825-1886, выпускник Тверской духовной семинарии) после кончины отца Иоанна Андреевича Шалюхина занял его место священника в Погорельской Ильинской церкви с 1849 года. В 1867 г. определен благочинным уезда. В 1880 г. за усердное служение получил орден св. Анны 3 степени[10].

Младший Алексей Иванович (1829-после 1889)[11] окончил Тверскую духовную семинарию. Затем в 1853 г. Киевскую духовную академию.

Самый старший Николай Иванович (а разница в возрасте между ним и младшим братом составляет 26 лет!) стал для всех братьев верной опорой, наставником и путеводителем.

Родившись в 1803 году, он до восьми лет жил с родителями; научился читать, петь. В 1811 году отец определил его на учебу в Ржевское духовное училище. Позже о трудностях обучения в провинциальном городе Преосвященный Платон будет вспоминать: «Ректор был совсем не ученый, классы обогревались собственным дыханием учеников. Жили по нескольку человек вместе на своих сельских скудных харчах, а занимались не со свечками и лампами, а с ночником четверо около одного стола. И ночничок-то был дешевый, свой (самодельный): старая банка из-под помады, до половины насыпанная песочком, а сверх наливали масла конопляного, с каким ели и кашу, а светильничек-то делали не из ваты, а из простого льна. За квартиру платили 8 руб. ассигнациями в год, да привозили солоду по мерке на квас, и за эту благостыню хозяйка должна была не только давать квартиру, но и варить пищу из доставляемых самими школярами домашних продуктов, давать своей капусты, соли, мыть белье и топить баню»[12].

В первые годы ученья Николай получал от своего родителя 25 коп. серебром, на целую треть (3,5 месяца) и на все ученические потребности: на чернила, бумагу, масло и на лакомства. Да еще из этой суммы надо было сделать сбережение копеек на 15, чтобы добраться домой на праздник Рождества Христова, или Пасхи. А домой порой нередко доводилось идти пешком (а это 40 верст), да еще весной по грязи, а зимой в большие метели.

В 1817 году Николая Городецкого как лучшего выпускника Ржевского духовного училища перевели в Тверскую духовную семинарию, которую он окончил в 1823 году.

За блестяще сданные экзамены Николай получает право поступления в Петербургскую духовную академию, где в 1827 году завершает ее полный курс с ученой степенью магистра богословия за сочинение на тему «Рассуждение о главенстве Римского Патриарха»[13].

Значительное влияние на его духовное становление в годы учебы оказал известный российский проповедник Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов, 1800-1857)[14], который побуждал много заниматься самообразованием и чтением, руководствоваться историческими первоисточниками.

7 (20) сентября 1827 г. Н.И. Городецкий назначен профессором физико-математических наук и греческого языка Орловской духовной семинарии. Кроме того, он преподавал французский язык и исполнял обязанности инспектор семинарии и ее секретаря. За два года служения он безвозмездно описал всю обширную библиотеку семинарии, составил ее каталог.

30 апреля 1829 г. был определен ревизором в Орловское духовное училище[15]. Особую поддержку здесь ему оказал ректор семинарии (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, Высокопреосвященный Арсений, 1795-1876), которую Н.И. Городецкий чувствовал на протяжении всей своей последующей духовной и просветительской деятельности.

Через два года 25 сентября (8 октября) 1829 г. он определен бакалавром (доцентом) Петербургской духовной академии по кафедре сначала греческого языка, а затем по богословию[16].

В 27 лет 17 (30) мая 1830 г. Николай Иванович Городецкий принял в Александро-Невской лавре монашеский постриг с именем Платон, о чем ходатайствовал знаменитый вития Иннокентий[17] (Борисов).

Знаковым и принципиально важным для молодого, но уже понимающего свое высокое жизненное предназначение, станет наречение Николая Городецкого именем Платон. Его судьба станет неким новым биографическим «списком» свт. Платона Анкирского, беззаветно, честно и бесстрастно служившего православной вере более семи десятилетий.

26 мая (8 июня) 1830 г. – назначен инспектором Петербургской духовной академии. 6 ноября 1831 г. 28-летний иеромонах Платон был возведен в чин архимандрита Александро-Невской лавры. С 1 января 1832 г. является членом С.-Петербургского комитета цензуры.

Отметим, что «первым из петербургских академических профессоров он начал излагать студентам уроки нравственного богословия на русском, а не на латинском, как было до него, языке…Профессору Городецкому первому также из русских ученых богословов принадлежит честь начала разработки совершенно неизвестной науки о русском расколе»[18].

20 декабря (2 января) 1837 г. архимандрит Платон назначается ректором Костромской духовной семинарии и профессором богословских наук. В его обязанности за два года служения здесь, кроме преподавательской и административно-хозяйственной семинарской деятельности, входили: управление Костромским Богоявленским монастырем, на территории которого располагалась семинария[19]; членство в консистории и Попечительском комитете о тюрьмах, цензорство проповедей костромского духовенства[20].

28 апреля (11 мая) 1839 г. архимандрит принимает службу настоятеля Виленского Свято-Духовского монастыря. С этого времени у митрополита Платона начался самый важный период в его жизни — период чисто администраторского служения Церкви и Отечеству преимущественно на окраинах русского государства, где требовалась от представителя православной Церкви особенная зоркость, стойкость и мудрый такт в управлении делами. Платон сделался ревностным сотрудником Преосвященного Литовского Иосифа (Семашко) (1799-1868), который с миллионною паствою присоединился к православной Церкви.

1843 г. стал новой судьбоносной вехой архимандрита Платона: он назначается викарием Литовской епархии, а затем был викарием Псковской епархии, епископом и архиепископом Рижским, Донским, Херсонским и, наконец, Киевским митрополитом.

8 сентября 1843 г. он был рукоположен во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Будучи епископом Ковенским, Преосвященный Платон особенно заботился об утверждении в воссоединенном духовенстве и обществе преданности православной Церкви, ее богослужению и постановлениям.

Через пять лет, 6 ноября 1848 г. Высочайшим повелением он назначается епископом Рижской епархии, викарием Псковской епархии. С 27 июня 1849 г. по 15 апреля 1856 г. управляет Псковской епархией. С 11 марта 1850 г. – становится епископом вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии и управляющим Псковской епархией.

В 1850 г. по возведении Рижской архиерейской кафедры, бывшей до сего викарной, на степень самостоятельной епископской, епископ Платон был пожалован саном архиепископа. В конце 1860-х гг.(4 года) архиепископ Платон является членом Священного Синода.

Редкая твердость его характера и последовательность пастырской деятельности помогли удержать в православии прибалтийские народы: эстов и латышей. Более 41 тыс. человек приняли христианство. Преосвященный украсил неустроенные до него храмы в Остзейском крае[21] и построил новые. Постоянной его заботой стало наставничество епархиального духовенства. Он преобразовал Рижское духовное училище в семинарию, которая была открыта в Риге осенью 1851 г. Число приходских школ в епархии возросло до 359.

Миссионерский труд архиепископа Платона простирался не на одних только лютеран, но и на проживавших там старообрядцев, преимущественно Федосеевского толка[22]. В Рижской семинарии[23] был открыт отдельный класс для изучения раскола и средств для борьбы против него. Результатом этой деятельности преосвященного стало образование в Псковской и Рижской епархиях семи единоверческих приходов и присоединение более 3000 старообрядцев.

Отстаивая интересы православной церкви, архиепископ Платон в то же время старался поднять русское значение в крае. Он настаивал, чтобы преподавание русского языка было усилено в крае, добивался открытия мужских гимназий в Ревеле[24] и Риге[25]. За свои труды на Западе России (1850-1867) архиепископ Платон получил панагию, украшенную драгоценными камнями, Орден Святого Александра Невского и алмазный крест на клобук.

В 1867 г. архиепископ Платон, согласно прошению, был переведён в Донскую епархию. Здесь он основал единоверческие приходы и присоединил к православию несколько тысяч человек.

В 1871 г. владыка открыл в Новочеркасске миссионерский комитет и при его помощи распространял христианство среди донских калмыков, исповедовавших буддизм. Ранее открытая им Донская духовная семинария[26], оказала действенную помощь в приобщении к православию малых народов: в учебный курс её было введено, в том числе и преподавание калмыцкого языка.

Архиепископ Платон также положил начало изучению языка и быта калмыков на местах их кочевья, строил церкви, открывал церковно-приходские школы, призывая к педагогической деятельности приходское духовенство.

В 1877 году исполнилось 50-летие служения архиепископа Платона на благо Церкви и Отечества. Он избирается Почетным членом С.-Петербургской Духовной академии.

5 апреля 1877 г. архиепископ Платон был перемещён на кафедру Херсонской епархии. В ходатайстве на это перемещение учитывался весь большой практический опыт пастыря. Зрелый и маститый священник, профессор классических и современных языков, решительный администратор, Почетный член многих научных обществ, выдающийся миссионер, приобщивший к православию десятки тысяч людей, архиепископ и здесь многое сделал для духовного строительства великой державы.

В Одессе, где паства подвергалась чужеземным влияниям и более других жителей России была склонна утратить православную веру, архиепископ учреждает братство ап. Андрея Первозванного, призванного объединять лучшие гражданские и воинские силы южных окраин России. В епархии он учреждает второе викариатство.

16 августа 1878 г. усердием архиепископа в Одессе открывается женское епархиальное училище, куда было принято 200 воспитанниц.[27]

Через два года, 16 августа 1880 года, в честь 25-летия царствования Александра II при активном участии архиепископа Платона (Городецкого) в Одессе было утверждено Свято-Андреевское братство. Его основной целью стало распространение в народе православно-христианского учения и противодействие искажениям веры. Главное внимание уделялось миссионерской деятельности, борьбе с сектантством, печатанию просветительских брошюр по истории христианской церкви. При храмах проводились чтения, беседы, организовывались библиотеки, распространялись книги, иконы[28].

Значительную работу архиепископ проводит с молодежью, занимается попечительством, благотворительностью, выделяет личные значительные суммы на улучшение материального благополучия сирот, духовенства. Так, на свои средства он закрывает долги по семинарским стипендиям (1000 руб.), дарствует личные накопления на погашение долга и обустройство архиерейского дома, вносит деньги на помощь вдовам, жертвует для содержания тюрем и богаделен.

4 февраля 1882 г.  Высокопреосвященный Платон был назначен и Высочайше утвержден митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской Успенской Лавры.

В 1886 г., по его инициативе, в Киеве состоялся съезд представителей духовенства — Преосвященных южных и западных епархий для решения вопроса об общих мерах против сект и баптизма. Затем, для усиления миссионерской деятельности, учреждены были четыре миссионерские вакансии и открыта третья викарная епископская кафедра. Немало было сделано митрополитом Платоном и для просвещения вверенной ему паствы: преобразование братства святого Владимира, основание и открытие второго епархиального женского училища, постоянная заботливость о церковно-приходских школах и, особенно, о специальном образовании и духовном просвещении в Киевской духовной академии и духовной семинарии.

В 1888 г. он жертвует 15000 рублей на 900-летие обители и возобновление Киево-Межигорского монастыря (дата первого упоминания 988 г.), упраздненного после пожара.

2 декабря 1889 г. митрополит Платон избирается Почетным членом С.-Петербургской Академии наук.

На Покров 1 октября (14 октября по новому стилю) 1891 г. он ушел в вечность. Среди нескольких тысяч человек, кто пришел отдать дань благородству и мудрости этого неординарного пастыря, его провожал земляк: Алексей Павлович Игнатьев (1842, Тверь — 1906), граф, на тот исторический момент — киевский генерал-губернатор (1889-1896), дворянин Ржевского уезда, род которого был известен на Верхневолжье с XIV века (1340 г.)[29].

Он шел первым в траурной церемонии почившего владыки, который был упокоен в Сретенском приделе Киевского Софийского собора; собора, сооруженного еще в 1027 году Ярославом Мудрым. Это было последнее захоронение здесь, рядом с саркофагом Ярослава Мудрого и других известных духовных праотцов.

За свою долголетнюю и столь полезную деятельность владыка пожалован был высшими орденами Российской империи: Святого Владимира I степени, Святого Александра Невского, Святой Анны I степени, двумя панагиями, украшенными драгоценными камнями.

15 (28) мая 1883 г. Государь Император Александр III Александрович пожаловал владыке Платону высший орден России — святого апостола Андрея Первозванного. Это было единственное награждение архиерея столь почетным знаком — Императорским орденом в царствование Государя Императора Александра III Миротворца. Из иностранных орденов владыка был награжден: сербским орденом Такова I степени, Черногорским орденом Князя Даниила I степени, болгарским орденом Александра I степени. Высокопреосвященный Платон состоял членом многих российских ученых и благотворительных обществ и учреждений.

***

Родственные отношения, а потом и деловые связи, владыки Платона с Ржевской землей и Тверским Верхневолжьем продолжались всю его жизнь.

Длительное время Высокопреосвяшенный Платон помогал Ржевскому духовному училищу, где начались его первые шаги духовного просветительства.

В газете «Тверские епархиальные ведомости» № 13 от 1 июля 1880 г. в связи с преобразованием Ржевского духовного училища, значится постановление о том, что сумма 750 руб.[30] (с непрерывным доходом 4% годовых) пожертвована архиепископом Одесским Платоном[31] в Ржевское училище на содержание из процентов одного ученика. Стипендиатом на 1880 г. стал ученик 1 класса Александр Покровский из Зубцовского уезда.

В Ильинской Погорельской церкви более 30 лет служил племянник владыки Сергей Михайлович Городецкий (1859- после 1916); на 1916 г. значится протоиереем Зубцовского уезда. С. М. Городецкий окончил Тверскую Духовную семинарию (1879),затем Ярославский Демидовский лицей (1884). С 1886 г. стал священником Ильинской церкви (после кончины Михаила Ивановича – младшего брата владыки Платона).

Племянница владыки Мария Михайловна Городецкая (1853-после 1891) работала учительницей Киевского народного училища. Племянник Алексей Михайлович Городецкий (1855- после 1916) служил сначала лекарем (1883 г.), затем врачом Киевского военного округа (1888 г.), потом стал статским советником (1916 г.). Младший племянник Михаил Михайлович Городецкий (1870-после 1910) служил земским начальником в Виленской губернии.

В начале июля 1889 года на целую неделю митрополит Платон приезжал на малую родину[32], о чем долго вспоминали его земляки.

Принимая хлеб-соль от односельчан и от члена городской Думы П.В. Меншутина, он сказал: «Я очень тронут радушием приснопамятной родины моей». Потом побывал на родительском пристанище, где отслужил панихиду и поклонился родителям, благодарил земляков за память о них и, поклонившись народу, которого было множество, он произнес: «Я за вас помолюсь».

Затем в следующие дни служил обедню в Богоявленской церкви, а потом и в Ильинской церкви; беседовал с тверским губернатором А.Н. Сомовым и председателем тверской губернской земской управы С.Д. Квашниным, а также с предводителем дворянства А.А. Ладыженским, князем С.Б. Мещерским; духовным писателем протоиереем В.Ф. Владиславлевым; сделал большие пожертвования на хозяйственные нужды церкви и паствы. С нежностью осмотрел окрестности посада, родительский дом, близлежащие имения Вахново и Знаменское.

6 июля после службы в Ильинской церкви, митрополит стал собираться к отъезду. Он вышел из отеческого дома, сказал: «И дым Отечества нам сладок и приятен!», благословил народ и сел в карету, направляясь в имение А.М. Безобразова с. Борки. Потом через Зубцов проследовал в имение Квашниных-Самариных, что находилось на пограничье Ржевского и Зубцовского уездов. Приехав на станцию Осуга Ржевско-Вяземской железной дороги, он отправился в Киев. Его долго вспоминали: в рассказах и добрых делах, сделанных для Отечества.

Ольга Кузьмина

[1] Скворцов В. Памяти в Бозе почившего высокопреосвященного Платона. // Церковные ведомости. 1891. №41. С. 1417.

[2] Младший брат Афанасий Андреевич Шалюхин (1783 или 1788- 1858), выпускник Тверской духовной семинарии. С 1809 г. священник Сретенской церкви с. Лаврово Кашинского уезда, где до него на этом месте служил дед его супруги Марфы Ивановны. Тверские (кашинские) священники Лавровские вышли из этого рода.

С 1834 г. о. Афанасий являлся кашинским благочинным. С 1846 г. вышел за штат.

[3] Родители митрополита Платона Иоанн Андреевич и Прасковья Васильевна Шалюхины упокоены при Ильинской церкви посада Погорелое Городище. http://rosgenea.ru/?a=25&.Шалюхины. Дата обр. 14.10. 2018.

[4] На 1677 г. дьячком церкви был Петр Семенович, сын Семена Терентьевича. Потом священниками Бурашевской Покровской церкви были сыновья Шалюхиных по родословной: Петр Петрович (1662-1722); Анисим Петрович (1689- 1747); Василий Анисимович (1714-1788); Андрей Васильевич (1748-1827).

[5] Иван Андреевич Шалюхин. http://tvergedcom.ru/webtrees/individual.php?pid=I57769&ged=tver. Дата обр. 27.09.2018.

[6] В 1869 г. служивший в храме священник Доримедонт Соколов нашел на колокольне храма два деревянныx креста. На одном была дата «1630 год». Не исключено, что это и есть крест от первой деревянной церкви, поставленной со времени заселения карел на ржевско-зубцовском Волговерховье.

[7] История такова: 28 апреля 1813 г. прихожане посада направили архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию «Всепокорнейшее прошение» следующего содержания: «Имеется в нашем посаде деревянная во имя святаго пророка Илии церковь, построенная собственным иждивением наших предков, которая ныне и приходит уже в ветхость, почему мы прихожане, будучи движимы равномерным, как предки наши, усердием к Богу и святым Его угодникам желаем собственным коштом не нарушая плана Посада, во имя того же святого пророка Илии с приделами святого чудотворца Николая и святого мученика Иоанна Воинственника построить внове каменную церковь, для которого строения немалая уже нами ассигнована сумма и в довольном количестве приготовлен и материал..». Однако разрешение на строительство не было получено. 23 июля 1819 г. благочинный Зубцовского уезда, погорельский священник Иоанн Андреев (Шалюхин – О.К.) доложил Тверскому архиепископу Филарету о том, что церковь во имя святого пророка Илии «пришла уже в совершенную ветхость» и вновь ходатайствовал о постройке нового каменного храма. На этот раз разрешение было получено незамедлительно. В ответном указе от 12 августа того же года предписывалось: «В означенной деревянной церкви святой престол <…> разобрать порядочно, и по разбирании оный сжечь и пепел пустить в реку, их верхних же престольных одежд, если они не ветхи сделать церковные пелены, а если ветхи, то и оные сжечь же и пепел пустить в реку, после чего из оной иконостас и все церковное имущество перенесть в новую каменную церковь, а потом деревянную церковь разобрать по надлежащему и лес употребить единственно токмо на топление в новопостроенной каменной церкви печи». Главным попечителем строительства стал помещик села Вахново Федор Ильич Ладыженский. Расположение престолов было таково: в центре главный Ильинский, справа — в честь св. Николая Чудотворца, слева — в честь св. Иоанна Воина. До 1839 г. Ильинская церковь считалась кладбищенской, но и позже она так и осталась в составе местного некрополя. Согласно описи церковного имущества, проведенной в 1846 г. и подправлявшейся позже, Ильинская церковь имела следующий вид: «Длиною со стенами и алтарем 16 саж. 1 аршин, шириной 5 саж. 2 аршина (34,79 х 11,98 м) <…> Стены и купол были окрашены желтой краской. В 1865 г. главы церкви были перекрашены голубой краской и по ним набиты золотые звезды. На восточной стене снаружи против горнего места написан на масле иконного письма храмовый образ св. Илии, а выше окон написаны лики святых праотцев. С южной стороны выше входа и средних окон в арке был написан Иисус Христос учащий на горе с предстоящими при нем слушающими. С северной стороны выше входа и в арке написан Вход Господень в Иерусалим. Сверх сего стены внутри расписаны разными св. изображениями… Пол в церкви и алтарях деревянный, окрашен желтой краской. Во всей церкви 30 окон, в верху — 8, во втором поясе — 6, внизу – 16». Над главным входом в церковь возвышалась колокольня, состоявшая из трех ярусов, крытая железом, «крест на одной деревянный обит белой жестью». На колокольне было 5 колоколов. Большой весил 112 пуда, был отлит в 1833 г. тверским купцом Капустиным, на нем была надпись «Слит в Твери во храме св. пророка Илии». Другой колокол весил 22 пуда и был изготовлен еще в 1789 г. для старой деревянной церкви. Остальные три колокола весили 2 и 1 пуд. Храм был обнесен каменной с деревянными решетками оградой, при ней «устроена сторожка каменная на каменном фундаменте» 5 саж. В длину, 2 саж. 2 аршина в ширину (10,65 х 5,68м), «покрыта тесом и оштукатурена».

[8] https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovskij/sem-hersonskih-arhiepiskopov/#0_6. Платон Городецкий. Дата обр. 29.08.2018.

[9] Иван Иванович Городецкий упокоен на Митрофаньевском кладбище С.-Петербурга. http://spb-mitrofan-society.org/saitovmitr_g.php. Дата обр. 2.08.2018.

[10] Упокоен при Ильинской церкви, посад Погорелое Городище. http://rosgenea.ru/?a=4&p. .[Шереметевский В. Русск. провинц. некрополь. Т.1. М.,1914]. Дата обр. 14.10.2018.

[11] Е. Эминова. Погорельские корни на Украине. Митрополит Киевский и Галицкий Платон- уроженец Погорелого Городища.// Зубцовская жизнь . 2002. 1 августа. (№31). С.9. В последние годы жизни жил при Ильинской церкви в погорелом Городище.

[12] https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovskij/sem-hersonskih-arhiepiskopov/#0_6 Платон Городецкий. Дата обр. 28.08.2018.

[13] VII курс,10-й магистр.

[14] Можно предположить, что место дальнейшего преподавательского служения Н.И.Городецкого: а именно Орловская духовная семинария, которую в 1819 г. окончил будущий архиепископ Иннокентий, было выбрано Николаем Ивановичем осознанно.

О. Иннокентий с 10.12.1824 г. являлся бакалавром богословия, с 2.09. 1825 г. инспектором, с 6.01.1826 г. экстраординарным профессором богословия Петербургской духовной академии.

[15] Церковные ведомости. 1891, № 41. С. 1407.

[16]http://otechestvoua.org/hronika/2004_10/h_13_01.htm. Дата обр. 21.09.2018.

[17] Церковные ведомости. 1891, № 41. С. 1408.

[18] Церковные ведомости. 1891, № 41. С. 1408.

[19]Бывший тогда семинарист Н. Н. Страхов (1828–1896), позже известный публицист и философ, писал в воспоминаниях: «…следует помянуть добром этот Богоявленский монастырь, где я прожил пять лет… Это был беднейший, почти опустошённый монастырь; в нём было, кажется, не больше 8 монахов; но это был старинный монастырь, основанный ещё в XV веке. Стены его были облуплены, крыши по местам оборваны, но это были высокие крепостные стены, на которые можно было восходить, с башнями по углам, с зубцами и бойницами по всему верхнему краю. Везде были признаки старины: тесная соборная церковь с тёмными образами, длинные пушки, лежавшие кучей под нижним открытым сводом, колокола со старинными надписями. И прямое продолжение этой старины составляла наша жизнь: и эти монахи со своими молитвами, и эти пять или шесть сотен подростков, сходившихся сюда для своих умственных занятий… В нашем глухом монастыре мы росли, можно сказать, как дети России. Не было сомнения, не было самой возможности сомнения в том, что она нас породила и она нас питает, что мы готовимся ей служить и готовимся оказывать ей повиновение, и всякий страх, и всякую любовь». http://www.ippo.ru/pilgrimage/article/bogoyavlensko-anastasiin-zhenskiy-monastyr-403148. Дата обр. 27.09.2018.

[20] В Костромской духовной семинарии в 1 половине XIX в. обучались митрополит Киевский Арсений (Московин) (вып. 1819 г.), архиепископ Казанский Афанасий (Соколов) (вып. 1821 г.), епископ Порфирий (Успенский) – первый глава Русской православной миссии в Иерусалиме, востоковед и путешественник (вып. 1824 г.), протоиерей П. Ф. Островский – костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского (вып. 1826 г.), протоиерей А. В. Горский – ректор Московской духовной академии, богослов, церковный историк (вып. 1828 г.); И. А. Флоренский (вып. 1836 г.. дед П.А. Флоренского – известного церковного философа начала XX в.), по предписанию начальства направленный после окончания семинарии в Московскую медико-хирургическую академию и др.

[21] Это Эстляндская, Лифляндская и Курляндская губернии. Ныне территория Эстонии и Литвы.

[22] Федосеевцы (или старопоморы) – беспоповское направление в русском старообрядчестве.

[23] Рижская семинария была преобразована на базе духовного училища, ее организатором выступил Платон.

[24] Ревельская (Таллинская) гимназия действовала с 1872 по 1917 гг.

[25] Рижская Александровская гимназия была открыта с 1868 по 1917 г. Ныне здесь располагается Латвийская консерватория (академия).

[26] Открыта 1 октября 1868 г. трудами архиепископа Донского Платона. Располагалась в начале в г. Новочеркасск, с 1883 г. в Ростове-на Дону. Действовала до 1918 г. Теперь здесь вновь с 2010 г. располагается Донская духовная семинария.

[27] Сегодня здание сохранено, но практически бездействует.

[28] http://dag.com.ua/?page=36&page_id=1116. Дата обр. 14.10.2018.

[29] Чернявский М. П. Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской Губернии с 1787 по 1869 г.: С алфавитным указателем и приложением. — [Тверь, 1869]. С. 83.

[30] По ценам 1914 г. 1 кг муки стоил 20 коп.

[31] ТЕВ. 1880.№13. С. 172. О переводе Ржевского духовного училища в г. Старицу (по Волге).

[32] Е. Эминова. Погорельские корни на Украине. Митрополит Киевский и Галицкий Платон — уроженец Погорелого Городища.// Зубцовская жизнь . 2002. 1 августа. (№31). С.9.

 

Ольга Кузьмина.


Перейти к верхней панели