Тихон: епископ Русской Православной Церкви, епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии (Василий Ильич Морошкин, 1851-1903)

В истории Тверского провинциального духовенства потомственная фамилия священнослужителей Морошкиных известна уже четыре века. Их коренные «родовые гнезда» сложились в традиционно сильных и почитаемых православных центрах Тверского края: Бежецке, Калязине, Кашине, Твери, Ржеве.

Как отмечает известный историограф А.В. Матисон, «наиболее обширный священно-церковнослужительский род Морошкиных (…) ведет начало от священника села Скнятина Кашинского (позднее Калязинского) уезда Степана Демидова, упоминающегося в переписной книге 1677 г.[1]». Среди потомков Морошкиных — магистр богословия Яков Лукич Морошкин (1799-1884), получивший образование в Петербургской духовной академии (1825 г.), как и его сыновья Михаил (автор многих книг) и Иван (надворный советник, автор нескольких изданий, посвященных русским архиереям). Брат Якова Федор Лукич (1802-после 1858) стал профессором Московского университета, юристом, ученым правоведом.

Весьма значимый след в Ржеве отставил Илья Васильевич Морошкин – отец будущего епископа  Тихона.

Дед епископа Василий Андреев (1780- после 1810, сын священника с. Малышково Калязинского уезда), окончивший Тверскую духовную семинарию, в 1804 г. принял сан священника Богородицерождественской церкви в селе Скнятино Калязинского уезда[2]. Его сын Илья Васильевич (1808-1890) свою фамилию «Морошкин»[3] получил в семинарии[4], что было характерным явлением того времени.

Илья Васильевич Морошкин окончил Тверскую духовную семинарию «при способностях очень хороших, прилежании неослабном и с поведением весьма честном»[5]. 7 ноября 1829 г. он был рукоположен Преосвященнейшим Амвросием[6] во священника села Васильевское Тверского уезда[7]. Здесь он прослужил восемь лет (с 1829 по январь 1838). В 1837 г. о. Илия был определен катехизатором[8].

10 января 1838 г. о. Илия резолюциею архиепископа Тверского Григория[9] был переведен в г. Ржев священником церкви Рождества Божией Матери[10] — Богородицерождественской[11]. Здесь он усердно трудится до 1842 года.

Уже 31.12.1838 г. «за доброе проповедание слова Божия» о. Илия награжден набедренником. Его особая миссионерская деятельность по духовному просветительству была отмечена архипастырским благословением в 1839, 1840, 1841, 1842 году[12].

С 5 января 1840 г. «он определен (от церкви) по городу Ржеву Депутатом, а по Тверскому епархиальному начальству Сотрудником».

 

 

Богородицерождественская (Ильинская) церковь. Ржев

 

С 1842 по 1860 годы решением Тверской Духовной консистории Илия Васильевич Морошкин был перемещен в Успенский собор и назначен священником заглавного ржевского храма и благочинным всех городских церквей. Тут о. Илия достойно прослужит до 1860 года[13]. За восемнадцать лет его деятельности именно при о. Илие Ржевский Успенский собор приобрел высокий духовный статус и почитание[14].

В середине XIX века этот древнейший храм Волговерховья, стоявший некогда еще на территории Ржевского кремля, благодаря значительным финансовым взносам благотворителей, и, прежде всего, ржевских купцов, обустраивается внутренне и внешне. Все церковные здания перестраиваются в надежные каменные сооружения. Собору преподносятся большие дарственные иконы, предметы для церковных служб и другие вещи.

В 1860 г. при служении в Ржеве о. Илия был награжден орденом Св. Анны 2 степени[15].

С 1860 года протоиерей Илия на четыре с небольшим года переводится священником Богородицерождественской (Ильинской) церкви[16]. Позднее, предполагаем, что с 1865 года пастырь был назначен протоиереем Борисоглебского собора Старицы, тогда одного из красивейших сооружений на Верхней Волге[17].

20 февраля 1875 г. Илия Васильевич Морошкин был перемещен в Калязинский Николаевский собор. В марте того же года определен духовником. В 1877 году он назначен благочинным Калязинского духовного округа.

За усердие и отношение к службе о. Илия в 1880 году был награжден орденом Св. Владимира 4 степени. В 1884 году, (уже в Калязине), был признан в потомственном дворянстве и внесен в третью часть родословной книги Тверской губернии. Одновременно с Ильей Васильевичем Морошкиным в потомственном дворянстве были признаны его дети[18]. С 1887 года, предполагаем, выходит за штат. Скончался в 1890 году. Упокоен в г. Калязине на Вознесенском кладбище[19].

Среди сыновей в дворянском звании в 1884 году был определен и Василий Ильич Морошкин — будущий святитель Тихон[20].

Супруга о. Илии, Елизавета Александровна Морошкина, (1815-посл 1864)[21] происходила из семьи потомственного калязинского духовенства.

В Ржеве родились все дети Морошкиных: Василий, Сергей, Татьяна.

 

Духовная семинария. Тверь.

 

Сергей Ильич Морошкин (1855[22], Ржев — после 1935, Калязин)[23] стал священником. Его супругой была Ирина Ивановна Морошкина (до 1851 – после 1935).

Сергей Ильич окончил Тверскую духовную семинарию. Затем трудился учителем Кашинского духовного училища. На духовной службе находился с 1876 г.[24]. Состоял духовником и увещевателем при тюремном замке. Являлся директором тюремного отделения. Избирался членом и секретарем уездного отделения епархиального училищного совета[25]. Работал законоучителем городского училища.

В 1886 г. был рукоположен во священника Николаевского собора г. Калязина (на место своего отца Илии Васильевича Морошкина). В 1895 г. за тщательность и усердие в духовном служении награжден скуфьей. На 1915 год являлся протоиереем Калязинского Николаевского собора.

Самый заметный след в истории ржевского фамильного родового клана Морошкиных оставил старший сын Илии Васильевича – Василий Ильич Морошкин (1851 – 1903) – святитель Тихон, епископ Русской Православной Церкви, епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии, известный общественный деятель России и меценат.

Свой первый путь духовного устроительства Василий Ильич приобрел в семье и всегда считал, что именно благодатное домашнее воспитание формирует правильность жизненных устоев личности. Будучи зрелым наставником и пастырем, он часто обращался к мудрым изречениям святителя Тихона Задонского (1724-1783), которого сердечно почитал: «Мы видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется; и если наклонится оно в одну какую-либо сторону и его не выправить, то таким и вырастет кривобоким. Так бывает и с юным дитем: чему научился, тому и навыкнет, и чему навыкнет, то и в прочее время творить будет»[26].

В 1861 г. Василий Ильич поступил в Ржевское духовное училище. Успешно окончив его в числе лучших учеников, в 1865 г. он становится студентом Тверской семинарии[27], откуда блестяще выпускается с отличной рекомендацией дальнейшего образования в столичной академии.

Духовная академия. Библиотека.
С-Петребург

В 1875 г. Василий Ильич окончил С-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (выпуск XXXII)[28].

В этом же году определён в Тверскую духовную семинарию, где преподавал греческий язык, церковную и библейскую историю в течение почти 13 лет[29].

8 августа 1887 г. Василий Ильич был пострижен в монашество с наречением имени «Тихон», 13 августа рукоположен во иеродиакона, а 15 августа — во иеромонаха.

Всего 16 лет ему отведет судьба для свершения множества дел беззаветного пастырского служения православию и России.

С 8 января 1888 г. он назначается инспектором Могилёвской духовной семинарии. 22 июля 1889 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором этой семинарии, которая тогда входила в состав С-Петербургского духовно-учебного округа и подчинялась С-Петербургской духовной академии.

Могилевская семинария считалась в числе наиболее успешных учебных заведений России[30], где, кроме основных базовых предметов среднего духовного образования[31], студентам прививались нравственно-воспитательные основы жизнедеятельности[32], понятия гражданской доблести, самоотверженного служения Отечеству[33].

Духовная академия. Библиотека. С-Петребург

Силами семинаристов и преподавателей ставились священные трагедии, комедийные действия и драмы, проводились диспуты и общие хоровые спевки. По праздничным дням музыкально и художественно одаренные ученики демонстрировали свое умение петь и играть на различных инструментах. На экзамены приглашались почетные жители города из духовенства, дворянства, чиновничества, купечества. Все это создавало в семинарии особую атмосферу, развивало таланты и интеллект, добропорядочность, настраивало на духовную чистоту и праведность. Всего три с небольшим года служения архимандрита Тихона в должности начальника Могилевской семинарии сформировали в нем новые качества как администратора: ответственность, умение принимать верное решение, видеть перспективу обозначенной проблемы.

С 19 сентября 1891 г. архимандрит Тихон[34] представлен в должности ректора Тифлисской духовной семинарии[35]. С 30 сентября того же года — член Грузино-Имеретинской Синодальной конторы.

В Грузии архимандрит Тихон стал одним из первых редакторов регулярного печатного церковного издания Русской Православной Церкви «Духовный вестник Грузинского экзархата»[36]. Журнал выходил в Тифлисе на издательской базе Тифлисской духовной семинарии в формате книги на русском языке и с частичным переводом на грузинский со средней периодичностью 2 раза в месяц[37]. За два года под главным редакторством архимандрита Тихона вышло 48 номеров  журнала.

В 1893 г. он утвержден по конкурсному отбору в должности старшего члена Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, созданного при Министерстве народного просвещения и осуществлявшего контроль за новыми сочинениями, рекомендованными к печати и тиражированию. Архимандрит Тихон отвечал за отдел, который курировал церковные писательские работы.

Но уже через два года Высочайшим указом от 25 августа 1895 г. архимандриту Тихону определено быть епископом Елисаветградским, вторым викарием Херсонской епархии. В среду 6 сентября 1895 г. в здании Святейшего Синода в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии.

Свято-Успенский собор монастыря. Одесса

Чин наречения возглавил первенствующий член Синода митрополит С-Петребургский и Ладожский Палладий при участии архиепископа Херсонского и Одесского Иустиана[38] и др. высокопоставленные персоны. При наречении присутствовали господин Обер-прокурор К. П. Победоносцев[39], В. К. Саблер[40] и мн. др. лица[41]

С 29 сентября 1895 г. владыка Тихон в Одессе принимает руководство настоятеля Свято-Успенского монастыря (на Большом фонтане). На следующий год его усердием и помощью прихожан на пожертвования сооружается Трапезный храм (1896). По благословению Тихона братия монастыря опекала спасательную станцию для помощи утопающих на водах.

За малый срок архипастырского служения «он стяжал уважение братии и прихожан за сердечное отношение, прямоту характера и разумное гостеприимство»[42].

Постоянным пристальным взглядом  окормлял Одесское духовное училище (с 1895 до конца 1902 г.). Владыка следил за его учетным процессом, совершал богослужения, занимался благотворительностью и лично опекал малоимущих, но способных и талантливых в учении студентов ибо «вся училищная жизнь со всех сторон была ему известна и близка, он вникал во все ее подробности, знакомясь с ней как по документам, так и из непосредственных наблюдений»[43].

Его заботами было создано попечительское общество для незрячих, обездоленных и убогих, он привлекал к меценатским добрым пожертвованиям местную знать для поддержания и жизнеобеспечения учащихся, терпеливо занимался устройством молодых священников.

Значительность его деятельности была отмечена новыми наградой: в его послужном списке добавились орден св. кн. Владимира 3 ст. (14 мая 1896 г.), орден св. Анны 1 степени.

10 сентября 1901 г. в Одессе был дан старт открытию нового маяка – навигационного сооружения, жизненно необходимого для морских портов: владыка принял непосредственное участие в его возведении.

В январе 1903 г. в связи с ухудшающимся здоровьем владыка уезжает в Крым в Херсонесский монастырь, где и заканчивает 27 марта свой земной путь. Его отпели в Севастополе в кафедральном соборе при большом стечении народа, затем кортеж был отправлен морем в Одессу.

Архиепископ Тихон был упокоен с левой стороны Успенской церкви при Свято-Успенском монастыре. Могила ныне утеряна в связи с полным разрушением храма и территории старинного некрополя в советское время.

Наш современник, преподаватель Одесской духовной семинарии Дм. Яковенко, протоиерей, в 2012 г. напишет, что с раннего детства владыка Тихон посвятил себя великому служению Отечеству и вере, и, «занимая множество административных должностей, он всегда сохранял сердечность и простоту отца. Современники по достоинству оценили этого замечательного архипастыря. Пусть же молитвенная память о епископе Тихоне никогда не исчезнет из наших сердец»[44].

Это же можем повторить и мы — земляки великого пастыря, жизненная дорога которого начиналась в Ржеве, на Тверском Верхневолжье.

 Ольга КУЗЬМИНА,

Г. Ржев,

Канд. пед. наук,

Почетный работник культуры Тверской области

 

[1] Матисон А.В. Духовенство Тверской епархии XVIII-начала ХХ вв. Родословные росписи. Вып. 3 — С-Петербург: Вирд. 2004. С. 65.

[2] Село находилось в устье реки Нерли, в ХХ в. затоплено водами Угличского водохранилища. С. Скнятино известно в истории с 1134 г. под названием Константин, крепость, основанная Юрием Долгоруким на берегу Волги. В Никоновской летописи за 6642 (1134) год сказано следующее: «Юрий Володимерич Манамаш заложи град на усть Нерли на Волзе, и нарече ему Константин, и церковь в нем созда».https://yandex.ru/search/?text=скнятино%20калязинск%20церквоь&lr=. Дата обр. 14.10. 2018.

[3] ГАТО. Ф. 312. Оп.6 Д. 292. Л. 73; д. 438. Л. 740 об. 741.

[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0. Дата обр. 15.10.2018.

[5] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 16. Ведомость о церкви Рождества Божией Матери.

[6] Преосвященнейший Амвросий (Алексий Иванович Протасов, ок. 1762-1831)– архиепископ Казанский и Симбирский (1816-1826), Тверской и Кашинский (1826-1831). Скончался в Твери от эпидемии холеры. Талантливый проповедник, составил пособие по латинской грамматике, которое длительное время находило учебное применение в духовных училищах.

[7] Находится в 18 км к северу от Твери, на берегу реки Ведемья. Через село проходит шоссе Тверь-Васильевский Мох.

Васильевское — древнее поселение, известное уже в середины XVI в. с двумя деревянными церквями: Василия Великого и мученицы Параскевы. В это время земли здесь принадлежали тверскому боярину Никите Борисову-Бороздину. Позже, после смуты, в 1614 г. здешними землевладельцами значатся уже московские дворяне братья Иван и Никита Пушкины. После смутного разорения в селе оставался лишь один Пятницкий храм. В XVIII в. земли по р. Ведемье переходили из рук в руки довольно часто. В 1701 г. (по некоторым данным, в 1710) в Васильевском начинает строится новая деревянная церковь во имя святителя Василия Великого.

Каменную церковь начинают возводить в 1783 г. (жителей ок. 2700 чел.). Основной храм с приделом Сергия Радонежского был окончен и освящен в 1802 г. (без каменной колокольни, звонница оставалась от разобранной деревянной церкви). В 1816 г. проект колокольни утвердила Тверская духовная консистория, началось строительство отдельностоящей каменной звонницы (предположительно, проект тверского губернского архитектора А.А. Трофимова (ок. 1760- после 1844; известно, что он возглавлял губернскую архитекторскую школу, основанную в 1783 г. по указу тверского губернатора). Но все работы были приостановлены из-за крупного пожара, уничтожившего 300 домов, деревянные церковные торговые лавки, леса вокруг строящейся колокольни и старую деревянную звонницу. Известно, что в 1826 г. во время строительства вокруг храма каменной ограды, шпилевидная колокольня уже была отстроена. Изначальное ее завершение было шпилевидным. Теплые приделы церкви начали строить в 1837 г. (в т.ч. на деньги церковного старосты — зажиточного крестьянина Михаила Даниловича Камелова, упокоенного позже в Михайловском приделе). В 1844 г. была закончена трапезная. Южный придел был освящен в честь Архистратига Михаила, северный – в честь святителя Митрофана Воронежского. Действовала до начала 40-х гг. ХХ в.

[8] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 16. Ведомость о церкви Рождества Божией Матери.

[9] Митрополи́т Григо́рий (Георгий Петрович Постников; 17841860) — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский (1856—1860), первоприсутствующий член Св. Синода. Проповедник, богослов; исследователь и борец со старообрядчеством. Основоположник церковной периодической печати в России. В 1829-1848 гг.- епископ Тверской и Кашинский.

[10] Богородицерождественская церковь (или Ильинская: по названию придела, более позднее ее обиходное название). Не сохранилась. Находилась на перекрестке ул. Ленина и Бехтерева.

[11] Храм являлся одним из старейших на Князь-Федоровской стороне (левобережье Волги). В исторических документах за 1640 год упоминается об о. Иоанне – священнике храма, который происходил из рода ржевских посадников – Струнниковых. РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 54. Л. 10.

Каменная постройка церкви была сделана в 1754 г. с тремя престолами: Рождества Пресвятой Богородицы (холодный), пророка Илии, Тихвинской Божией Матери. Престол пророка Илии был в правой стороне от трапезной, в левой — престол Тихвинский.

[12] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 16. Церкви и клир Ржева за 1864 г. Ведомость о церкви Рождества Божией матери.

[13] ГАТО. Ф. 160. Оп. 13. Д. 2441. Л. 14-19 (16 апреля 1857 г.); Л. 39-40 (31 октября 1856 г.). Рапорт благочинного протоиерея Морошкина.

ГАТО. Ф. 160. Оп. 13. Д. 2442. Л. 1-2. Дело о дозволении в г. Ржеве производить крестный ход.

[14] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 3485. Л. 27.

[15] О чем писали Тверские губернские ведомости. 1860. // ТВ. 2012. 29 июня. С. 3.

[16] Штат церкви на 1864 год состоял из священника, диакона, 2 причетников. В приходе на 1864 г. значилось 116 дворов (585 мужчин и 636 женщин). ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 19 об. 20. Церкви и клир Ржева за 1864 г. Ведомость о церкви Рождества Божией Матери.

[17]Из клировых ведомостей за 1828 г. известно, что каменная соборная церковь была построена и освящена в 1820-х гг.

[18] Это два сына: Василий и Сергей, дочь Татиана (1857 г.р.). ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 19 об. 20. Церкви и клир Ржева за 1864 г. Ведомость о церкви Рождества Божией Матери.

Источники называют еще двух дочерей Морошкиных: Александра Ильинична (1842-?) и Ольга Ильинична(1847 — ?). В архивных документах этих сведений нами не обнаружено (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 19 об. 20. Церкви и клир Ржева за 1864 г.).

[19] Могила не сохранилась.

[20] Церковные ведомости. 1896. № 19-20. С. 163. http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7449. Дата обращения 30. 10. 2017.

[21] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 19 об. 20. Церкви и клир Ржева за 1864 г. Ведомость о церкви Рождества Божией Матери.

[22] На 1864 г. Сергею было 9 лет. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 19 об. 20. Церкви и клир Ржева за 1864 г. Ведомость о церкви Рождества Божией Матери.

[23] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15849. Л. 19 об. 20. Церкви и клир Ржева за 1864 г. Ведомость о церкви Рождества Божией Матери.

[24] Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь. 1901. С. 287.

[25] Сведения на 1915 г.

[26] https://nasledie77.wordpress.com/2013/08/22/тихон-задонский-о-воспитании-детей. Дата обр. 14.10.2018.

[27] Этот год совпал с переводом его отца — Илии Васильевича Морошкина в г. Старицу на место протоиерея городского храма.

[28] http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html/ / Дата обр. 14.10. 2018.

[29] Колосов В. История Тверской духовной семинарии.– Тверь: типография губернского правления. 1889. С. 428.

[30] Здесь была одна из лучших библиотек среди учебных заведений, где хранились рукописи, исторические документы, редкие первоисточники. Опись библиотеки находится в Центральном государственном архиве в Санкт-Петербурге. После 1917 г. часть книг семинарской библиотеки перешла в фонды библиотеки Белорусского государственного университета и Национальной библиотеки Беларуси.

[31] Кроме основных предметов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика, церковное пение, богослужебный устав.

[32] Могилевская духовная семинария долгое время была «рассадником» не только хороших учителей и священников, но и достаточно образованных чиновников.

Учителями семинарии были выпускники академий: высокообразованные, ответственные и старательные. Они принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, занимались научной деятельностью, издавали периодические издания, сопровождали и помогали благотворительным проектам.

[33] В начале этих подвижнических просветительских начал стоял известный деятель культуры восточных славян, просветитель, писатель и политик Георгий Конисский (1717-1795), архиепископ.

Преподаватели семинарии утверждали свои личные именные стипендии для поддержки юных дарований.

[34] Церковные ведомости. 1891. № 38. С. 310.

[35] Интересный исторический факт. 15 августа 1894 г. в Тифлисскую духовную семинарию был принят И.В. Сталин после окончания с отличием четырёхклассного Горийского духовного училища. См. Островский А.В. Кто стоял за спиной Сталина? — С-Пб. М. 2002. Фото № 7. Свидетельство об окончании Горийского духовного училища.

Из воспоминаний сверстника И.В.Сталина “Мы чувствовали себя избранными”,– писал Иремашвили, потому что семинария была “истоком интеллектуальной жизни Грузии; ее исторические корни лежали, казалось, в идеальной культуре”. https://biography.wikireading.ru/98657. Дата обр. 24.10.2018.

[36] Его первый выпуск вышел 1 марта 1891 г. С сентября 1891 г. главным редактором журнала назначается архимандрит Тихон.

[37] 24 номера за календарный год с регулярным ведением официальной и неофициальной частями.

[38] Митрополит Палладий (П.Н. Раев, 1827-1898);архиепископ Иустин (И.Я. Охотин, 1829-1907).

[39] Победоносцев К.П.  (1827-1907) -русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880-1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода. Член Государственного совета.

[40] Саблер В.К. (1845-1929, Тверь) — государственный деятель Российской империи.

[41] Церковные ведомости. Прибавление. 1895. 16 сентября. № 37. С. 1273-1275.

[42] Серафима (Шевчик), игуменья. Молитвенные лампады. История Одесских монастырей. – Одесса. 1996. С. 38.

[43] Яковенко Дм., протоиерей. Преосвященный Тихон (Морошкин) епископ Елисаветградский, настоятель Свято Успенского мужского монастыря -/ Одесский вестник. Журнал Одесской духовной семинарии. № 22– Одесса. 2011. С. 66.

[44] Яковенко Дм., протоиерей. Преосвященный Тихон (Морошкин) епископ Елисаветградский, настоятель Свято Успенского мужского монастыря -/ Одесский вестник. Журнал Одесской духовной семинарии. № 22– Одесса. 2011. С. 67.


Перейти к верхней панели