АРХИМАНДРИТ АНТОНИЙ  (СЕРЕДОНИН ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, 1861-1894) 

«Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая 
и не бывает спасения душ». 
Прп. Сергий Радонежский 

Летом, 12 августа 1894 г. на должность ректора Таврической духовной семинарии в Симферополе решением Священного Синода был назначен архимандрит Антоний, возраст которого составлял всего 33 года. Для духовного служения пастыря в Крыму столь ответственное распоряжение высокого административного столичного руководства имело большое миссионерское содержание. Это педагогическая и наставническая деятельность в ряде учебных заведений страны, опыт ректорства в Ставропольской и Холмской духовных семинариях; положительный и успешный результат его практической подвижнической деятельности в налаживании попечительской и меценатской работы. Наконец, это уверенность в личном духовно-нравственном самосовершенствовании пастыря при его служении соборным иеромонахом в Московском Донском монастыре.
Первая же страница биографии архимандрита начиналась в Ржевском Поволжье.
***
Как свидетельствуют источники, сын священника Димитрий Иванович Середонин родился в 1861 г., в местечке Покров-Итомля Ржевского уезда , одном из старинных пунктов древнерусских станов.
В 10 лет (1871 г.) он поступил учиться в Ржевское духовное училище, которое окончил в 1877 году в числе лучших учеников.
Следует сказать, что Ржевское училище , образованное еще в октябре 1809 г. имело достаточную учебную базу, отдельные выпускники которого составили плеяду уникальных просветителей России. Назовем лишь некоторые имена его воспитанников: митрополит Платон (Городецкий), епископ Тихон (Морошкин), ученый исследователь В.И. Колосов, протоиерей В.П. Успенский, общественные деятели Влад. Ив. и Вас. Ив. Покровские и др.


Следующим новым жизненным этапом Димитрия Середонина стала учеба в Тверской духовной семинарии (1877 – 1883 гг.), где он также хорошо учился, став одним из первых и достойных претендентов на поступление в Московскую духовную академию.
Первые три года учебы Д. И. Середонина в семинарии ее ректором являлся известный в Твери протоиерей А.В. Соколов .
В тверской семинарии он служил три десятка лет, с 1850 года . Это был пастырь (он имел образование Московской духовной академии), хорошо знавший методические основы духовного просветительства, который сумел привлечь к педагогической работе в семинарии ярких и неординарных учителей будущего духовенства России.
Среди главных наставников Димитрия Ивановича Середонина в губернской семинарии стали преподаватели: Н.А. Виноградов (основы богословия), Гавриил Голосов (проповедь) , Н.А. Криницкий (греческий язык) , Н.Н. Модестов (преподаватель Священного писания) , В.И. Морошкин (церковная история) , Е.И. Воскресенский (словесность и история русской литературы) , Я.В. Громов (алгебра, геометрия, физика), В.И. Троицкий (латинский язык) , В.И. Колосов (всеобщая и русская гражданская история) и др.
На последних курсах обучения Д.И. Середонина в семинарии инспектором здесь служит Сергий Иванович Покровский (впоследствии епископ Самарский и Ставропольский) .
Напомним, что на 1883 г. в Тверской духовной семинарии было 113 выпускников. Как правило, от губернских властей только самым подготовленным студентам (5-6 человек) давалась рекомендация для поступления к обучению в столичном ВУЗе. Димитрий Иванович Середонин одним из первых был в этом списке.


Годы учебы в Московской духовной академии (1883-1887), и что особенно важно, первая их половина, стали, на наш взгляд, определяющими содержание деятельности будущего пастыря. Димитрий Иванович сумел впитать и вложить в свое образование лучшие традиции духовного просветительства, выпестованные еще протоиереем А.В. Горским, бывший ранее ректором академии , а потом его прямым учеником — протоиереем С.К. Смирновым , профессором академии, доктором богословия, автором значительной ученой и литературной деятельности, редактором научного журнала.
Из архивных источников следует, что деятельность академии со второй половины XIX в. переживала свои лучшие годы созидания, связанные с ректорством А.В Горского – опытного воспитателя, когда мудрый пастырь обращался к студенчеству, к лучшим сторонам его человеческой природы. Он старался развить у молодежи любовь к науке, образованию и совершенствованию, к чистоте помыслов и искренности, доверие к себе и откровенность. Каждый студент был для него важен и достоин уважения как будущий служитель церкви и народа, как человек зрелый, понимающий свои задачи и цели .

Протоиерей А.В. Горский

Учебный процесс академии сопровождали тогда лекции знаменитых профессоров В.Д. Кудрявцева-Платонова, Н.И. Субботина, В.О. Ключевского, А.Д. Беляева, И.А. Корсунского и др., свет открытий и опыт наставления которых актуальны и сегодня, в том числе, как для практических результатов текущей и обыденной жизнедеятельности, так и понимании смысла развития разных наук: истории и философии, социологии и культурологии.
Журнал «Церковные ведомости» (1894 г.) пишет: «Димитрий Иванович принадлежал к числу тех студентов, которые на учебные годы смотрят как на краткое, и потому драгоценное время, которым всецело должны воспользоваться для терпеливого и настойчивого труда. И он отличался замечательным трудолюбием и усидчивостью» .
В 1887 г. Димитрий Иванович в составе первых кандидатов Московской духовной академии был выпущен с отличным дипломом (магистрант, курс XLXX).
В начале 1888 г. он приступил к службе и был командирован в Литовскую епархию, которая тогда включала в себя территории двух больших западных губерний России – Виленскую и Гродненскую. Кафедра епископа находилась в г. Вильно .
25 марта 1888 г. Димитрий Иванович назначается учителем русского и церковно-славянского языка в Виленское духовное училище. А через год 19 мая 1889 г. в его обязанности еще входит деятельность преподавателя литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей в Литовской духовной семинарии. Спустя полтора года, с 17 октября 1891 г. он утверждается в должности преподавателя всеобщей и русской церковной истории.
С 23 октября 1891 г. Димитрий Иванович является преподавателем всеобщей и русской гражданской истории в Виленском женском училище и учителем русского языка в Виленской церковно-приходской школе.
С начала 1892 г. судьба Димитрия Иановича Середонина определяет свои новые жизненные координаты.
25 января 1892 г. архиепископом Литовским и Виленским Донатом он пострижен в монашество с наречением Антоний.
В самый день пострижения он посвящается в сан иеродиакона, а 29 января 1892 г. в сан иеромонаха. Тогда же о. Антоний был назначен соборным иеромонахом Московского Донского монастыря.
Спустя полгода, 15-16 июля 1892 г. определением Св. Синода о. Антоний утверждается инспектором Холмской духовной семинарии, ректором которой с этого же срока является архимандрит Тихон (Белавин) .
Скажем, что Холмская духовная семинария была (открыта в 1759 г. как униатская) только в 1875 г. была присоединена к русской Православной Церкви. В 1890 г. заботами Московского митрополита Леонтия и архиепископа Холмского и Варшавского Флавиана было построено новое здание семинарии .

Епископ Тихон (Белавин)

Это было первое монашеское назначение как для о. Антония, так и для о. Тихона . Оба были сверстниками, выходцами из провинциальной «кондовой» России и практически земляками. Оба совсем недавно блистательно закончили академии и были династическими потомками русского духовенства, оба кандидаты богословия и монашествующие. Им было доверено становление духовного образования на западной границе России.
Благодаря усердию ректора и инспектора семинарии здесь было создано Леонтьевское общество попечительства о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии, которое поддерживало способных и даровитых воспитанников. Кроме того, они активизировали деятельность Совета Холмского православного Свято-Богородицкого братства , которое занималось гражданским подвижничеством, большой просветительской деятельностью .
В 1893 г. из семинарии под руководством о. Тихона и о. Антония было выпущено 17 студентов, из них 5 окончили академии и 1 Московский университет, что говорит о высоком уровне их подготовки .
С 21 июня по 18 июля 1893 г. на время отъезда архимандрита Тихона о. Антоний исполнял обязанности ректора семинарии.
7 октября 1893 г. о. Антоний назначен ректором Ставропольской духовной семинарии.
17 октября 1893 г. в г. Холме возведён в сан архимандрита епископом Люблинским Гедеоном.
14 ноября 1893 г. архимандрит Антоний в большом зале семинарии произносит свою блистательную речь-проповедь , где выступает как яркий оратор, мудрый пастырь и образованнейший лектор.
Исторические источники говорят о том, что «в должности ректора ставропольской духовной семинарии архимандрит антоний отличался знанием дела и энергией и принимал близко к сержцу все, касающееся вверенному ему заведению. Он внес порядок в инспекцию семинарии, устроил при семинарии религиозно-нравственные чтения, служил живым образцом талантливого проповедника; он произнес в несколько месяцев своей службы при семинарии несколько весьма содержательных и назидательных проповедей. Особенное внимание архимандрит Антоний обращал на возбуждение и развитие в воспитанниках духа церковности» .
С конца ноября 1893 г. следуют новые назначения архимандрита. Согласно резолюции пр. епископа Агофодора от 21 ноября 1893 г., за № 10237 определено, что «ректор Ставропольской духовной семинарии, архимандрит Антоний назначен председателем епархиального училищного совета и цензором Епархиальных Ведомостей и очередных проповедей духовенства г. Ставрополя .
Одним из важных дел архимандрита в этот период можно считать особое окормление иконы св. благоверного князя Михаила Тверского с большим ходом паломников по поселениям Ставрополья (апрель 1894 г.), маршрут которого начинался от Мамай-Маджарского монастыря до г .Ставрополя .
Через год 10 августа 1894 г. архимандрит Антоний перемещен ректором в Таврическую духовную академию .
Вскоре он уехал на отдых в Гурзуф, потом в конце августа перебрался в Ялту , где, заболев, скончался через месяц своего нового назначения, 10 сентября 1894 г. и не успел вступить в должность.
В последний путь его провожал протоиерей А.И. Парвов – председатель Учебного комитета при Св. Синоде из С.-Петербурга.
Всего тридцать с небольшим лет отвела ему судьба для духовного служения России, но имя нашего земляка достойно вошло в сокровищницу памяти Отечества.
***
Добавим, что источники показывают разную информацию по факту переезда пастыря в Крым: одни свидетельствуют о назначении его ректором Таврической (Крымской) академии , другие ректором семинарии . Возможно, как можно догадываться, действительно на полуострове предполагалось дальнейшее открытие именно духовной академии — высшего образовательного звена духовного просвещения.
На это указывает следующий исторический факт. В одной из бесед с профессором и протоиереем Иоанном Скворцовым в 1851 г. святитель Иннокентий Борисов (1800-1857) говорил: «… по всем правилам следовало бы открыть митрополию здесь, и именно в Тавриде. Учреждения митрополии, скажу прямо, требуют древнейшие святыни этого края; требует край, чтобы скорее походить на чисто русскую землю; требует соседство юга со славянскими племенами и даже с Кавказом. Но мало одной митрополии, я открыл бы здесь духовную Академию, для которой и место есть хорошее – Георгиевский монастырь; но какая академия? Академию миссионеров. Подобное учреждение есть в Риме и католичество раскинуло свои сети по всему лицу земли; а наша православная Россия ничего подобного не имеет, а между тем поле для проповеди Христа Распята–целая и при том обширнейшая часть света–Азия, да и своих заблудших овец много. Мысли эти я кое-кому передавал; говорят, что мысли хорошие; но, конечно, на том дело и станется» .
Исторический перелом начала XX века, а затем полное низвержение государственного строя написал строки иной биографии России.
***
В заключение скажем следующее. К настоящему времени пока не складывается более полно проследить родословную канву тверских/ржевских Середониных по ряду объективных причин. В их числе: отсутствие либо полная утрата документальных источников . Но наш поиск продолжается.

Ольга Кузьмина


Перейти к верхней панели