Путь к Торжеству

Заметки православного прихожанина

Время это русло, в котором  выстраивается ритм наших действий, событий, произволений. Наверное, во всех языках мира пространство (расстояние) и время (период)  можно выразить одними и теми же словами…

Дорога Великого поста начинается Великим каноном св. Андрея Критского и длится в его словах – скорбных и прекрасных. Звучат приглушенно и торжественно эти святые слова во всех церквах Православных. Звучат они и над славным и древним городом Торопцем в храме Вознесения Господня, что воздвигнут на одной из самых «высоких высот» города. Городу — за тысячу лет. Словам Канона – около 1300. Храму – 230 лет. Времена, эпохи, пространства, сливаются в храме божием в одно могучее море священной истории, объединяющее верующих с Творцом и Промыслителем. И вспоминаются слова о том, что в храме Божием молитва всех вменяется каждому и молитва каждого вменяется всем.  Канон снова и снова утверждает наш ум в знании, что есть в нас душа, но есть в каждом и сила (дух), данная Богом – наблюдать эту душу и воспитывать её. Пост  есть особое странствие души, время для особой работы духа, живущего в нас.

Проходят четыре дня (словно четыре стадии), когда читается Великий канон. Наступает пятница, когда мы служим особую Литургию – преждеосвященных даров…

И вот, Церковь вводит нас в яркое праздничное пространство дня Воскресного – Дня Торжества Православия. В этом году, как и в прежние годы, служит Праздничную Литургию настоятель храма – протоиерей Георгий Фролов.

Сейчас вдруг подумалось, что вот долго после революции 1917го храм был закрыт. Но это только безбожникам представлялось, что он омертвел, стал пустыми стенами. Ведь служил Богу Ангел-хранитель храма, безотлучный Ангел!

А в первое вокресенье Великого поста Святая Церковь торжествует победу нашей Православной веры над всеми гонениями и ложными учениями, ересями. Мы празднуем нашу непобедимую победу уже без малого полторы тысячи лет.

Праздник тесно связан с почитанием святых икон. Еретики-иконоборцы ещё в  седьмом веке  начали жесточайшее гонение на истинных христиан. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь. Одно из ярких свидетельств тому – подвиг святых братьев Феодора и Феофана, названных начертанными.

Когда император-иконоборец Лев V (813-820), изгнав благочестивого царя Михаила I (811-813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, Патриарх Иерусалимский послал братьев в Константинополь защищать Православие. Прибыв в столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания.  Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, сослал их в заточение и строго запретил любую помощь им.

При следующих императорах, Михаиле II (820-829) и особенно при яром иконоборце Феофиле, братьев вернули из ссылки, но уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси. Ревнители истинной веры всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны.  Немного позднее их вызвали опять. На этот раз  подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи — 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора их просили один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, —  обещали свободу. Но святой мученик ответил: «Это всё равно, как бы вы сказали: «Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь». После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского. Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия. Мощи Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.

Истинные христиане, не жалея самой жизни, доказали свою правоту. Именно во времена иконоборческих гонений были явлены и прославлены многие иконы и святыни. Среди них – почитаемая всем христианским миром, Иверская икона Божией матери.

Наступил час, когда христолюбивая царица Феодора в Царьградском соборе Святой Софии произнесла: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Мы – православные – знаем, что почитаем  не материал, на котором святые образа изображены, не искусство иконописца или печатника. Мы поклоняемся лично Господу, Его Пречистой Матери или тем ангелам и  святым угодникам, которые изображены на иконах. Иконы это прекрасные, несущие свет вечной радости, окна между Царствием Небесным и нами.

Слово о проклятии не следует понимать вульгарно – оно выражает отлучение от Церкви тех, кто противится её святым установлениям.

В этот торжественный день Церковь объявляет справедливое отлучение (анафему)  не только иконоборцам, но и всем, кто искажает и пытается исказить Истину Христову.

Да! Если отлученные поймут, что заблуждаются и придут с покаянием, Церковь вновь примет их в материнские объятия.

Да будет так.

 

Олег Казаков

Иллюстр: художник В. Тропинин 1834г.


Перейти к верхней панели