«Напиши мне, мама в Египет. Как там Волга моя живет?»

  Что связало берега Нила и Волги, или Путешествие Авраамия Норова (продолжение статьи).
  Наш рассказ посвящен временам не столь давним, но ушедшим. Герой очерка Авраам Норов побывал во многих странах, прошел и Африку, и Ближний Восток, и Европу, встречался с разными народами и местными обычаями… Много видел любопытный взгляд путешественника. Но встреча с прекрасным городом на Волге, городом Ржевом с древней историей, тоже оставила интересный след в архивах путешественника, участника Бородинского сражения, Действительного статского советника графа Норова, ставшего впоследствии министром просвещения России!
  Оставим на момент дальние страны и прекрасные дали, а обратимся к волжским берегам и представим любезным читателям рукописный документ из фонда Норова в Российской национальной библиотеке. Итак, ноябрь 1835 года, на плотной серо-голубой бумаге, пером, может и гусиным(? ). Публикуется впервые, пунктуация и стилистика автора (XIXвек), в сокращении.
Записка о нравах жителей г.Ржева и обычаях их.1835г, ноябрь
  В городе Ржеве, вместе со старообрядчеством, сохраняется несколько старинных Русскихъ обычаев, имеющих оттенок древней вольности.
  Девицы, можно сказать, имеют полную свободу, без надзора родителей, с одними подругами, быть одни везде, где хотят, и в позднее время. Молодые ребяты, или так здесь называемые молодцы, обходятся с ними очень вольно по наружности, но почти нет примеров чтобы когда-либо был проступок против целомудрия. Редкие исключения, преследуются общим мнением – и слабая виновница не находит жениха. Гулянье молодых людей заключается почти в том, что в известном месте девицы сидят на лавках, а молодцы около их по своему похаживают. Бывают также во многих домах посиделки, продолжающиеся по многим ночам, где молодцы балалайками, песнями и пляскою, забавляют девиц. В таком общении свыкаются женихи с невестами. Очень естественно, что ревность имеет тут место.
  Соперники мстят и друг другу и красавице своим особым образом: дом девицы снаружи обмазывают дегтем; нередко сквозь окно бросают в комнату бутылку или горшок с дегтем, которые разбиваясь, обливают дом; сопернику выбивают стекла, а иногда достается тоже и девице. По понятиям жителей, это не составляет безчестия. Матушка часто утешается, что дочку любят, ежели бьют стекла. Пострадавшие часто знают совершивших, а особенно девушки, но не открывают их ни под каким видом. Соперники так же не открывают друг друга и разделываются обоюдно по своему. Привыкнувшая к такому мщению молодежь, мстит подобным образом и за все свои ссоры*.
  Есть обычай также ходить по ночам большими толпами, с песнями, особенно в праздничные дни, и от сего нередко происходят разные буйства. Бывали и прежде здесь любимые всей старинною Русью, сильные кулачные бои; но как это занятие Правительством воспрещено, то и случается ныне весьма редко. **
  Между старообрядцами сохраняется правило, скрывать в домах своих беглых людей, по взятой ими пословице «Темного укрыть, Бог грехов избавит». И надобно сказать, что от сих укрываемых ими людей, нередко случаются в городе разные шалости, кражи и тому подобное.
  *Бабушка, уроженка Ржева Володимерова, Елизавета Акимовна, в девичестве Рязанова, неоднократно вспоминала и свою молодость начала XX века и рассказы матери Рязановой Евдокии, XIX века, о мазаньи дегтем ворот и битье стекол в отместку. Еще в 1930-хв обычае было молодцам охранять девиц своего «края», не давать с другими парнями встречаться, а нарушающих (мой дедуля Малороссиянцев, жених бабушки)неоднократно били, и «спускали под берег»(ржевское выражение), т.е. спихивали с крутых волжских берегов катиться до Волги.
  **1868-1917 Аким Яковлевич Рязанов (мой прадед), «буйный затевала», запевала и драчун, сын ржевских зажиточных промысловиков, православный по рождению, был зачинщиком , устраивали «сходки» зимой на льду, летом – улица на улицу. Только к 37 годам решил жениться.
   В городе Ржеве автор записок и оказался по делу в связи с расследованием нарушений старообрядцами во Ржеве.

Алексеева Вера, исследования в Отделе рукописей РНБ, Санкт-Петербург, 2019 год.


Перейти к верхней панели