Искреннейший друг мой, Авраам Сергеевич!

  Что связало берега Нила и Волги, или Путешествие Авраамия Норова. Продолжение от статьи в номере за сентябрь 2019 г.
Эта серия статей посвящена историческому периоду XIX в городе Ржеве, его религиозной и городской действительности и пребыванию в городу по «Делу об Оковецкой церкви в 1835 году»  Действительного Статского советника, легендарного ученого, писателя, путешественника, участника Бородинской битвы и предтечи русской египтологии Авраама Сергеевича Норова, 150-летие памяти которого вспоминаем мы в этом году. Первые статьи были посвящены личности этого ученого, некоторым подробностям жизни тогдашнего Ржева, почерпнутым в архивах Российских Национальной и Государственной  библиотек в Москве и Петербурге, а также письмам Авраама Сергеевича к родным, которые могли бы охарактеризовать нашего героя перед читателями. Сегодняшняя статья также посвящена письмам, письмам между духовно близкими людьми.
                                              Искреннейший друг мой, Авраам Сергеевич!
  Мой добрый наместник привез мне от Вас радостное известие, что Вы хотите именоваться моим другом, быв им уже давно в душе Вашей. Я согласен – будем друзьями; а крепким узлом дружбы нашей да будет Бог. Тогда дружба наша пойдет в вечность! Да – вечность! Направим туда наши взоры. Оценим временное ценою, должною ему; признаем его ничтожным: оно точно ничтожно пред вечностию. Разовьем в себе Христианство, чтоб Христос признал нас Своими, когда вступим в вечность. Да не услышим страшного и горького: «Не вем вас…»
  Рассматривая искренний нрав Ваш, я всегда признавал Вас способным к жизни истинно христианской. Замечаю, что некоторый таинственный голос Ваш напоминает об этом. Душа Ваша начинает чувствовать необходимость Христианства истинного, полного, а ум – понимать это. Христос принес Себя в жертву за нас и сим обязал каждого из нас принести себя в жертву Христу. Апостол прямо и ясно говорит нам, что мы уже не свои, что мы куплены Богу ценою крови Богочеловека. Не будем же святотатцами!..
  Не для того ли, чтоб Имя Божие прославилось в нас, Бог устроил так, что грешный Игнатий пришелся по сердцу широкосердечному Аврааму. Я вижу в нашей дружбе перст Божий. Без Бога ничтоже бысть, еже бысть. Когда милосердый Господь устроит для меня трапезу обильного покаяния, тогда чашею моею поделюсь с другом моим.
    Ваш  о Господе преданнейший
Архимандрит Игнатий Ноября 8 дня 1840 года
  Размышляя о том, почему Министерство избрало отправить на расследование Церковного дела в город Ржев именно Норова, думалось, что его, только что вернувшегося из долгого и опасного путешествия по Египту и Нубии, еще не сдавшего все дела и отчеты по поездке, пребывающего всего две недели в России, срочно отправляют в город Ржев. Как самого надежного? Как наиболее сведущего в церковной жизни? Почему – вопросов много. Но, промысел Божий устроил так, о котором пишет Святитель Игнатий Брянчанинов: «Я вижу в нашей дружбе перст Божий. Без Бога ничтоже бысть, еже бысть. Когда милосердый Господь устроит для меня трапезу обильного покаяния, тогда чашею моею поделюсь с другом моим.»
  Доподлинно известно от биографов и исследователей , из трудов самого святителя Игнатия, что был он человеком строгого, уединенного нрава.  А письма к Норову исполнены теплоты и нежности, вообще-то не свойственных эпистолярному наследию Владыки. Мы даже не раз встречаем эпитет А. С. Норова в этих письмах – «добрейший». Великий писатель Духа, святитель Игнатий почувствовал в Норове чистую душу доброго человека.
  В письме от 4 сентября 1847 г., отправленном из Бабаевского Николаевского монастыря Костромской епархии, где святитель Игнатий находился в отпуске, он уже называет себя «преданнейшим другом» Авраама Сергеевича.  В лице А. С. Норова святитель Игнатий нашел единомышленника, пекущегося о чистоте веры.
 
  Сохранившиеся письма святителя Игнатия к Норову находятся в фондах Отдела Рукописей РНБ и РГБ, охватывают 25-летний период – с 1840 по 1865 год. Знакомство Святителя с Норовым, вероятно, состоялось в конце 1830-х годов. Авраам Сергеевич был прихожанином и благодетелем Приморской пустыни в Стрельне, где настоятельствовал Святитель Игнатий. Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». В 1834 году Авраам Сергеевич отправился в Египет и Нубию. Затем была поездка во Ржев, и где-то примерно в это время они и познакомились. Пока в переписке не удалось отыскать следов того, что А.С.Норов советовался со святителем по делу в Оковецкой церкви, но без всякого сомнения, именно ответственные рабочие, чистые душевные и высокие христианские качества души Норова были мерилов для выбора чиновника к отправке на расследование Ржевского дела.
  Рассмотрим и  письма , которые отражают внимательное изучение Святителем трудов путешественника.
                              Милостивейший Государь! Авраам Сергеевич!
   Безотлучно предо мною книга «Путешествие в Иерусалим»11. От полноты и точности рассказа, от ясности оного, поддерживаемой столь удовлетворительно прелестнейшими рисунками, – получаю странное ощущение: переношусь в Святый Град, блуждаю по этим горам, с них веет на меня дыхание тихого безмолвия, погружаюсь невольно в приятнейшую задумчивость, слышу в сердце голос: здесь навсегда бы остался. Всеми сими чувствованиями я Вам обязан, почтеннейший Странник и Писатель!
     Примите сии строки – выражение искреннейшей признательности, и на скрижалях Вашего сердца припишите мое имя к именам тех, кои расположены к Вам истинною Христианскою Любовию.
       Имею честь быть
Милостивейший Государь!
Ваш покорнейший слуга и Богомолец
Архимандрит Игнатий. 1840 февр<аля> 21-го дня.
      Также и Авраам Сергеевич читает труды Святителя,  получив новые тома сочинений святителя Игнатия, Норов сообщает:  «Глубоко утешенный драгоценным даром 3-й и 4-й части высоковдохновительных трудов Ваших, полученных мною перед самою Страстною седмицею, в день воскресения св. Лазаря, – спешу принести мою теплую сердечную благодарность. Благодарю Вас, Святой Отец, что Вы сблизили меня с теми, для которых здешний мир не представляет уже утешений. Я сроднился с Вашими книгами; они услаждают меня и в городе, и в Сергиевой пустыни, полной Ваших воспоминаний; там они всегда лежат приготовленные на столе комнаты, для меня усвоенной»
    Удивительно, но  А. С. Норов помогал святителю Игнатию сведениями по церковной истории для подготовки его сочинений, за что Владыка и благодарит его в письме. Одновременно он просит – «объяснить книгу, ясную для Вас, тем, которые понуждаются в объяснении», имея в виду высшие церковные инстанции, и выражает радость от совершённого труда: – «Радуюсь, что дана мне возможность принести мою лепту к стопам современного христианства».
    Темы для писем святителя Игнатия которые доступны нам в архивах, различны. Иногда это просто стремление поделиться своими чувствами, размышлениями о христианской цели жизни, о красоте природы и преимуществах тихого уединения, возможность утешить друга, находящегося в болезни, забота о родных и семье Норова – путешественника, когда он находится в отъездах по службе. И они как нельзя лучше характеризуют человека, заботящегося о благе Церкви и чистоте веры.
      Эта потрясающая история духовной дружбы мало известна широкому кругу православных, но сейчас, в юбилейные годы памяти и предстоящего 225-летия со дня рождения А.С.Норова идет большая исследовательская работа, публикуются статьи и новые открытия событий жизни и деятельности Авраама Норова. Вышедший в 200 летию дипломатической поддержки российского присутствия на Востоке «Палестинский сборник» Императорского православного общества почти весь посвящен 150-летию памяти Норова -дипломата , так много трудившегося для Государства и Церкви всю свою жизнь. Ознакомиться с материалами сбрника можно на сайте Императорского Православного Палестинского Общества  http://www.ippo.ru/

Алексеева Вера, исследования в Отделе рукописей РНБ,
Санкт-Петербург, РГБ Москва 2019 год.
Пунктуация и орфография автора писем сохранена.


Перейти к верхней панели