Пленарный доклад «Семейные ценности как основа физического и духовного здоровья нации»

Межрайонная конференция «Крепка семья – сильна держава»

Г. Андреаполь 22.11.2019 г.

Пленарный доклад «Семейные ценности как основа физического и духовного здоровья нации»

Докладчик: протоиерей Сергий Малышев, помощник благочинного по РОиК Нелидовского района

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? (Екклесиаст 4:9-11)

Первая семья была создана в раю. Рассказ об этом начинается со слов Творца: «Нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2, 18).

В современном состоянии человечество далеко от райского единства Адама и Евы. Отпавшие от Бога люди разобщены. Как пишет святитель Василий Великий, соединить раздробленное на тысячи частей человеческое естество в единое целое и возглавить его смог только воплотившийся Бог Иисус Христос. С тех пор единение каждого человека с другими людьми и с Господом достигается в Церкви Христовой, а также в семье, которая именуется малой Церковью.

Народ- это живой организм, клеточками которого является семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа — в крепости семьи, а семья России уже не такая крепкая и многодетная как раньше. Христианам, которые живут в семьях, сначала следует выстроить евангельские отношения со своими близкими. Как говорится, любить все человечество легко, а вот жену или мужа — весьма проблематично. Стремясь ко Христу, супруги призваны находить консенсус в спорных вопросах. Ни у кого из них нет права на подавление личности другого или на безапелляционность суждений.

Желая блага своей семье, муж и жена должны одинаково отказываться от эгоизма и стараться трезво оценивать ситуацию, рассмотреть разные варианты, совместно обсудить достоинства и недостатки каждого, выбрать то, что действительно будет полезно всем, а не настаивать на своем во что бы то ни стало.

Пусть это идеальная модель разрешения семейных конфликтов, которая в жизни встречается редко. Но речь идет о духе и идеалах Евангелия, к которым надо стремиться всем христианам.

Можно смириться с недостатками ближних, научиться как-то их терпеть, худо-бедно жить с ними, но апостол Павел говорит об ином уровне отношений — о том, что надо носить бремена друг друга (см. Гал. 6, 2). Вместе с тем надо двигаться к тому, чтобы каждый освобождался от бремени своих страстей, а не размышлял в себе: «Вот таким я уродился. Значит, неси мои бремена, как апостол сказал». («Полюби меня такою какая я есть»)

Человек сотворен для единения с Богом в евангельской любви (см. Ин. 14, 23). Обрести эту любовь помогает семья, если постоянно на практике следовать Христовым заповедям по отношению к самым близким людям. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создаёт больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.

По отношению к жизни государственной, семейная жизнь – это корень дерева. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, надо, чтобы корень был крепок». Государство имеет нравственную основу, так как, из почтения к родителям рождается уважение к государству, любовь ребенка к матери – залог любви к Отечеству, детское послушание – это приготовление к служению Родине. Во все времена и всех народов экономическая, политическая стабильность государства зависела от прочности семьи. А прочность семьи – от духовно – нравственного состояния людей, из которых она состояла. Здоровая и крепкая семья – это первая и главная ячейка общества и государства. Самое сильное и организованное государство приходит в состояние упадка и разрушается, если в нем разложена семья и нет прочных устоев семейной жизни и воспитания.

Наверное, мало кто в современной семье задумывается над тем, каким человеком, гражданином и патриотом вырастет его ребенок и чем он будет полезен Отечеству и обществу даже в самом малом делании, а тем более ставим ли мы задачу вырастить гражданина Отечества Небесного? А те немногие, которые задаются этими вопросами, знают ли что для этого нужно и как это делать? И что нас ожидает, если ничего не делать (само получится), или делать следуя современным методикам и новым веяниям, некоторые из которых утверждают, что традиционная семья теряет свою актуальность, утрачивает прежние позиции и полноценное воспитание возможно в неполной или даже вне традиционной семьи.

Сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России, ее существованию – это духовное состояние общества. Хорошо, что все больше людей ощущают ненормальность современной жизни. Под красочными вывесками прогресса, политкорректности, толерантности идет явная подмена ценностей. Традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло, наоборот, привлекательным и современным.

В средствах массовой информации нравственность подвергается насмешке, оправдываются аборты – убийства детей, вместо крепкой семьи пропагандируется свободная любовь, однополые браки, так называемые гражданские браки.

Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий облик Христа, становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, совлекши с себя образ Божиий, человек совлечет и человечество…» Не это ли происходит сегодня с нами? Мир меняется, но лучше, духовней, нравственней не становится. Об этом говорят у нас, об этом говорят и на Западе.

Многие сейчас рассуждают о том, какая угроза наиболее опасна человечеству: экологическая, техническая, терроризм, тоталитаризм, столкновение цивилизаций… Думаю, что наибольшую угрозу несет сам человек, отрицающий все нравственные барьеры и живущий только своими желаниями. Средства массовой информации, врываясь в наши сердца, умы, дома, несут потоки грязи, похабщины, клеветы, садистские смакования, насилие и извращение.

Я думаю, всем понятно, что строить Россию без духовных и нравственных основ – это все равно что строить дом без фундамента.

О том, как строить семью на началах православной веры, наши предки узнавали из чтения учительной литературы, в которой цитировались святые отцы Церкви, следовательно, православное воспитание детей в семье продолжало традиции воспитания первых христиан и отражало идеал христианской жизни – подготовка к вечной жизни путём постоянного духовно-нравственного совершенствования. Эти традиции во многом сформировали культуру семейного воспитания в России, явившись её информационной характеристикой и средством передачи. Сами традиции становились средством воспитания. Православные традиции семейного воспитания стали неотъемлемой частью культурных ценностей русского общества, обладающих педагогическим потенциалом, способствующих духовно-нравственному становлению личности.

Православная культура и соответствующие ей традиционные семейные ценности имеют основание в Священном Предании Церкви, в котором обосновывается и раскрывается система ценностей православной христианской религии. Она выстраивается иерархически — от самых возвышенных ценностей, касающихся отношения человека к Богу, до ценностей, касающихся обыденной жизни. Ни одна из этих сфер религиозного знания и культуры не оставляет без внимания брак и семью, определяя все категории семейных ценностей, известные в философии. Основные заповеди христианства о любви к Богу и ближнему через исполнение их в семье составляют главные семейные ценности. Можно выделить два сущностных начала, упорядочивающих семейные ценности: это любовь и иерархия. На их основании отношения между членами семьи приобретают системность и целостность, а также обусловленную иерархией стабильность, устойчивость.

  • родители и дети, ценности их отношений, взаимных обязанностей и прав;
  • ценностные отношения ребенка к отцу, правам и положению в семье отца, ценности отцовства, особенно для мальчиков;
  • ценностные отношения ребенка к матери, правам и положению матери в семье, ценности материнства, особенно для девочек;
  • братья и сестры, ценности взаимных отношений детей в семье с учетом их возраста;
  • ценностные отношения к своему дому (домашний очаг);
  • ценности расширенной семьи, отношение к предкам;
  • ценности добрачного поведения;
  • ценности христианского брака как «малой Церкви». Ценности взаимоотношений супругов.

Основной формой жизни людей в обществе является семья. «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего»[1]. Внутреннее устроение семьи по образу Церкви включает в себя совместное служение Богу, иерархию, любовь, жертвенность, единомыслие и единодушие, преданность (верность), служение людям.

Совместное служение Богу в семье по образу Церкви включает в себя домашнюю молитву, поклонение святыням, исполнение заповедей и поучение в вере. Домашняя молитва предпочтительно должна быть совместной, это молитва перед едой и после нее, утреннее и вечернее правило, правило перед причащением и др., в молитвенное правило

входит поминание о здравии всех членов семьи и о прощении грехов и упокоении всех умерших родственников. Освоение основ веры должно на первичном уровне завершиться к семи годам, поскольку с этого возраста ребенок несет ответственность перед Богом за свои поступки, исповедует свои грехи в таинстве покаяния. В дальнейшем, согласно возрастным возможностям, ребенок должен быть научен основам веры в достаточной мере для мирянина.

Началом семьи в православной культуре является брак между мужчиной и женщиной, благословленный Богом от сотворения мира и определенный как соединение двух в одну плоть: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2. 24). В идеале совместное существование супругов основано на взаимной жертвенной любви и иерархии, взаимной верности, взаимной ответственности. Брак заключается при «свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности»[2]. («Пока смерть не разлучит вас» пример из жизни))

 Любовь между супругами является их долгом: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Господь Церковь (Еф 5. 28–29). Супруги должны принимать друг друга как самое ценное, что есть на свете: «пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены»[3]. В деле хранения верности супруги находятся в равном положении: «сказать: “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена” — значит определить полное равенство. Как муж есть господин ее тела, так и жена — госпожа его тела»[4].

И для детей, и для родителей важно понимание целей создания семьи. В православной традиции целью брака является как целомудрие, так и деторождение: «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно, и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”; это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами»[5]. Таким образом, деторождение не обязательно является следствием брака и не может быть его единственной целью. В традиционной системе ценностей детоцентрическая модель семьи лишена оснований. Поэтому понимание родителями цели создания семьи полезно для антиэгоистического воспитания детей.

Воспитательные идеалы отцы и матери семейств черпали из книг Священного Писания и творений отцов Церкви. В сочинениях Иоанна Златоуста, столь любимых нашими предками, не раз упоминается о том, что отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть убийцы своих детей и даже хуже: те отделяют тело от души, а эти (отцы) и тело, и душу вместе ввергают в огонь геенский. Нерадение о детях есть величайший из всех грехов. Цель воспитания – в приготовлении к Царствию небесному, средства – увещевания, но и наказания необходимы в силу греховности человеческого естества. И в то же время Златоуст говорил о любви и кротости отца, которая возбуждает уважение к нему в детях. Ничто так не привязывает членов семейства к дому, как постоянная скромность и любезная кротость отца в обращении со всеми домашними. Тема отца требует особого освящения в контексте православной педагогической культуры. Отношения отца и детей всегда были иерархичны. Но авторитет отца не призван был подавлять личность ребёнка, пренебрегать его внутренней свободой и ломать характер. Он был призван воспитывать его к внутренней свободе. Вместе с тем православная педагогическая культура не отделяла материнского воспитания от отцовского, настаивая на их взаимодополняемости.

Традиционно отец православного семейства всегда исполнял в нём роль как бы священнического служения, представляя пред Богом свой род. Он общался с духовником и с ним решал духовные вопросы семьи. Все проблемы жизни семьи может и должен решать глава.

Это касается не только верующих, так как установленный Богом принцип семейной иерархии действителен для всех. Поэтому и неверующий муж способен мудро решать обычные семейные, бытовые задачи, в каких-то же глубоких духовных или других сложных вопросах жене можно советоваться с духовником. Но любить и почитать своего мужа жене необходимо независимо от его веры.

Жизнь так устроена, что при нарушении Божественных установлений одинаково страдают и верующие, и неверующие. Просто верующие могут понять, отчего это случается. Они уже понимают смысл и причину жизненных трудностей и с Божией помощью могут преодолеть их. Церковь раскрывает смысл и глубину человеческой жизни, жизни семьи.Господь устроил мир так, чтобы он укреплялся любовью. Благодать, идущая от Бога в мир через Небесную и земную иерархию отношений, удерживается и передаётся любовью.

И когда иерархия разрушается, он выпадает из этого потока благодати и остается один на один с миром, который «во зле лежит». Где нет любви, там нет и жизни.

Когда в семье разрушается иерархия, то страдают все. Если муж не глава семьи, то он может начать пить, гулять, уходить из дома. Но точно так же страдает и жена, только проявляется это по- другому, более эмоционально: она начинает раздражаться, скандалить.

Мужская жизнь должна быть жертвенной — в трудах, в служении, в молитве.

В Евангелии сказано: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это значит, что если человек исполняет волю Божию, ищет Царства Божия, то Господь Сам прикладывает достаток ему и всей его семье.

Важно сказать и о том, что если молодые люди, юноши и девушки, теряют целомудрие до брака и начинают вести блудную жизнь, то это может иметь необратимые последствия для всей их дальнейшей жизни. Например, у девушек, если они до замужества блудили, характер меняется в скверную сторону: они становятся строптивыми, капризными, упрямыми. Юноши же в результате нецеломудренной жизни часто сильно затормаживаются в своем развитии. Разрушена «цельность мудрости», целостность личности. Те способности и таланты, которые были у него от рождения, могут не только не получить развития, но и нередко вовсе утрачиваются.

Пушкин «Борис Годунов»: Вот какие предсмертные слова влагает Александр Сергеевич в уста умирающего царя Бориса Годунова к своему сыну Феодору:

Храни, храни святую чистоту Невинности и гордую стыдливость:

 Кто чувствами в порочных наслажденьяхВ младые дни привыкнулутопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден, и ум его безвременно темнеет.
В семье своей будь завсегда главою; Мать почитай, но властвуй сам собою —
Ты муж и царь; люби свою сестру —Ты ей один хранитель остаешься.

Теряет всякое уважение мужчина, унизивший себя бесчестным отношением к женщине. Безответственные связи, брошенные дети не совместимы с достоинством мужчины, с той высотой, на которую Господь поставил его в мире, в человеческом обществе, в семье. Ради этого высокого достоинства супруга должны быть уважаемы жена — его избранница, и дети — его наследники. И муж обязан уважать и ценить жену. Из-за его падений её не должны укорять, презирать, она не должна стыдиться жизни супруга.

Демографическая проблема нашего времени в известной мере держится и на безответственности мужчин. Их ненадёжность порождает у женщин страх перед будущим.

А страх этот — оттого, что мужской дух из семьи исчезает. Но как только мужской дух укрепляется, и женщина уверена, что муж не предаст, она с радостью готова иметь много детей. Мы видим это в церковных приходах, где 3—4 ребенка в семьях уже являются нормой. Это как раз пример того, что православные понятия нерасторжимости брака и ответственности перед Богом дают чувство надёжности, уверенности в будущем.

Отцы должны понимать свою ответственность, тот особый дух, носителями которого они должны быть.

Тогда женщина опять станет женщиной, ей уже не нужно будет полагаться только на свои силы. Не надеясь на мужа, она держится за работу, без конца занимается учёбой, чтобы не потерять квалификацию, множеством других дел, отрывающих её от семьи, от чад. Дети от этого плохо воспитаны, хуже учатся, слабее здоровьем. Вообще принцип абсолютного равенства полов вызывает очень много проблем и в воспитании, и в образовании. В частности, воспитывают и обучают мальчиков так же, как девочек, а девочек — как мальчиков. Потому-то и в семьях потом не могут разобраться, кто главнее, кто сильнее, кто ответственнее, да выясняют, кто кому чего должен.

Поэтому одна из главных задач сегодня — возродить мужской дух, дух отцовства. Но чтобы это произошло, важен дух всего государства. Иначе нам грозит физическое вырождение!

Здоровье призывников!!!

Первый Московский ГМУ им. Сеченова автор Е.Е. Ачкасов

В последние годы примерно 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья. Новорожденные рождаются с физическими и неврологическими нарушениями. Из пяти рождённых детей в нашей стране четверо больны. Функциональные отклонения выявляются у 33-50% новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата; у 30% детей наблюдается функциональная неполноценность кардиореспираторной системы. Наблюдается порочный круг: нездоровые дети – нездоровые подростки, которые становятся, затем нездоровыми родителями и рожают нездоровых детей.

Среди факторов риска, болезненное действие которых описывается на основании учения о стрессе, медики называют семейную заброшенность детей! Эмоциональный стресс становится визитной карточкой нашего времени. А даже банальная вирусная инфекция у человека с эмоциональным стрессом протекает тяжелее, чем у человека, ничем не обременённого. А как уберечь ребёнка от стресса, если он наблюдает за тем, как взрослые решают споры калеча и убивая друг друга? Мы сможем защитить здоровье человека, если вовлечём его в получение положительных эмоций от культурных достояний, а не от просмотра сериалов и различных шоу.

Если посмотреть статистику призыва на срочную службу, то получается, что в нашей стране только лишь 2% призывников имеют безупречное здоровье и годны к службе в элитных войсках. У остальных есть различные категории годности. Завершился очередной призыв на срочную военную службу. По некоторым данным примерно 40%  призванных нуждаются в серьёзном стационарном лечении. Военные, разумеется, не согласны с такими цифрами. Но и они признают: физическое состояние призывников с каждым годом всё хуже. Армия – зеркало общества. Если верить военной статистике, российская молодёжь попросту вымирает.

Отступление от Бога приводит к негативным изменениям в самом человеке и в окружающей его среде

Деградация мужчин во всем мире и, в частности, в России стала общим местом. Причем деградация эта коснулась совокупности всех душевных и физических свойств современных представителей сильного пола. Коснулась до такой степени, что и само наименование мужчин сильным полом все чаще звучит иронически. В начале 2000-х годов в Москве проводили исследование школьников, которое показало, что мальчики и девочки по силе и выносливости сравнялись между собой. Мужчины становятся слабее не только физически, но и физиологически — все большее распространение получает такое явление, как мужское бесплодие.

Современная цивилизация все более и более приобретает гедонистический характер. Неодолимое стремление к удовольствиям, которые становятся главной жизненной целью, не только помрачает разум, но и расслабляюще воздействует на душу и тело. Если мы хотим рассмотреть этот вопрос с православных позиций, то следует вспомнить, что Бог вручил человеку заботу о тварном мире. Именно этим и объясняется изменение всего мироздания после грехопадения первых людей.

Продолжающееся отступление человека от замысла Творца естественным образом ведет к упадку душевной и физической природы и, как следствие, – к деградации всего творения, для которого человек, по выражению святых отцов, является «микротеосом», т.е. «малым богом». Таким образом, отступление от Бога приводит одновременно к негативным изменениям в самом человеке и в окружающей его среде. А почему эти изменения коснулись прежде всего мужчины? Ответ мы найдем также в Священном Писании: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11, 3). Именно в таком порядке излагает апостол Павел иерархическую структуру христианской семьи, находящейся под главою Христом (Еф. 1, 10). Главенство мужа устраивается его вхождением в иерархию, в которой он имеет главой Христа.Возглавление от Бога во Христе в этой структуре является необходимым условием главенства мужа над женой. И если Христос держит эту «голову», то само «тело» удерживается своей «главой». Как писал блаженный Августин:

«Муж тогда настоящий глава жене, когда глава мужа – Христос, Который есть Премудрость Божия»[3].

И вот развал семьи, по крайней мере в народах, которые еще не так давно были носителями христианской культуры, напрямую связан с отступлением мужей от Христа. Как в первозданном мире отступление человека от Бога привело к тому, что человек лишился, по большей части, власти над животным миром, так и отказ мужчины от возглавления Христом лишает его способности быть главой жены. Этот отказ имеет своим следствием изменение отношения и мужа к жене, и жены к мужу.

Духовной личностью чаще всего не рождаются, а становятся в результате опредёленного жизненного пути.

Существует наказание Божие, если зачатие происходит в пьяном виде, в пост, если супруги даже не понимают, что они делают. Поэтому первый способ искалечить ребёнка – это необдуманно подойти к его зачатию. Множество детей рождается больными из-за безбожия родителей. Бывают, конечно, какие-то исключения, но всё равно есть некая родовая духовная платформа, с которой человек входит в мир.

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5-6). Несколько поколений накапливают духовный пласт, багаж. Когда начинается новая жизнь, это родовое наследство передаётся.

Константин Дмитриевич Ушинский говорил так: «У каждого народа есть своя родовая память».

Так и получается, что первый способ испортить ребёнка – это без покаяния подойти к зачатию с багажом грехов, и тогда, скорее всего это отразится на ребёнке. Как родители к этому относятся и в каком состоянии пребывают – очень важно. И во время внутриутробного развития можно искалечить человека, а можно воспитать его. Есть даже такая наука – перинатальная педагогика. В этом периоде мамочке необходимо частое Причастие, молитва, воздержание, умеренное питание, в целом здоровый образ жизни. Так же и папочке в этом периоде придётся быть внимательным и осторожным. В это время формируется не только тело, но и закладывается духовная основа личности.

 Следующий момент: когда ребёнок появился на свет – он должен провести первые минуты рядом с матерью,- ведь ему очень трудно без неё. Сколько сейчас появилось подтверждений в неонатологии о безусловной пользе первого кормления сразу после родов, ещё в родзале! Ребёнок должен получить от мамочки всё необходимое в первые минуты жизни. Иначе будут проблемы и физические и духовные!

Период духовного становления начинается с рождения и продолжается до трёх лет. Специалисты утверждают, что в первые три года закладывается 90% всего психического устройства ребёнка, что это некий коэффициент, на который умножается вся дальнейшая жизнь человека.

Следующие два этапа – от трёх до шести лет – дошкольный возраст, и от семи до одиннадцати – младший школьный. Закладывается семейная программа жизни и отношения между родителями оставившие наибольшее впечатление в этом периоде скорее всего будут воспроизведены на подсознательном уровне в будущей семейной жизни. Важна игровая деятельность ребёнка, на какие ориентиры она будет направляться родителями. (Дочки-матери, больница, магазин, повар и т.п.) У игры всегда есть духовный смысл, который дети предпочитают в силу своих наклонностей.Важно, чем игра заканчивается и какие цели имеет. Даже на подсознательном уровне формируется способ общения, отношение к окружающему миру (бандит или воин-защитник:Мы на роли предателей, трусов, иуд В детских играх своих назначали врагов. И злодея следам не давали остыть, и прекраснейших дам обещали любить. И друзей успокоив и ближних любя, мы на роли героев вводили себя.)

И так можно охарактеризовать каждый период жизни ребёнка до совершеннолетия, до 21-го года. А в системе религиозного воспитания Марии Михайловны Манасеиной – Коркуновой (1843-1903) и до достижения 24 – летнего возраста. В её трудах по педагогике отводится фундаментальная роль именно религиозному воспитанию, в целом сущность которого состоит в пробуждении деятельной и живой любви к ближнему.

А вот недостаток этой любви и в первую очередь родителей к своим детям может нанести психическому, духовному здоровью ребёнка тяжелейшие травмы с далеко идущими последствиями. Тогда с ребёнком и его родителями придётся общаться не только священнику, а психологу и порой врачу-психиатру.

Психологи и психиатры встречаются с ребенком и его родителями, его семьей, чаще всего, когда неблагополучие ребенка сообщает о себе каким-либо из выраженных болезненных проявлений: страхи, навязчивости, невротические реакции, негативизм, агрессивность, нарушение сна, нарушение пищевого поведения, энурез, энкопрез, целый спектр психосоматических заболеваний, проблемы с общением, с учебой, проблемы половой, ролевой идентификации, девиантное поведение (побеги из дома, воровство) и мн.др.

И, несмотря на то, что каждый отдельный такой случай, каждая отдельная семья будет иметь свою особенную историю, общими для них становятся выявляемые в анамнезе опыт перенесения деприваций и нескомпенсированность их последствий.

депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.

 И хотя единого взгляда на проблему нет, множество вопросов не разработано еще в полной мере, все же все исследователи без сомнений сходятся в одном, что депривации, переживаемые в детском возрасте, оказывают наиболее мощное патогенное действие.

Детство – особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется в некотором смысле «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит.

Не забыть про Зощенко!!! «Перед восходом солнца»

Мы никогда не знаем, с каким запасом сил приходит в жизнь ребенок, но должны знать, что любая депривация наносит ему ущерб, что любая депривация – это трата жизненных сил, трата витальной энергии. Мы должны хорошо понимать, что вся последующая взрослая жизнь нашего ребенка будет нести на себе следы детских деприваций (суть – история искажений).

Претерпевая депривацию, ребенок испытывает состояние, которое можно сравнить с тем, что испытывает человек, стоящий на краю отвесной скалы, когда его внезапно что-то толкает… И он летит… В абсолютном одиночестве… Что там внизу? Подхватят ли, поймают ли? Быть может, все обойдется благополучно. Но мгновений такого полета достаточно, чтобы претерпеть нечто ужасное. И именно такого рода опыт переживания ужасного в полном одиночестве получает ребенок с особенной силой в ситуациях материнской депривации, которую иначе можно было бы поименовать депривацией любви.

В каких жизненных обстоятельствах происходит материнская депривация? Безусловно, во всех случаях явной потери матери – ситуации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), в ситуациях смерти матери. Но, по сути дела, и особенно для детей младенческого возраста (0-3 года), любая реальная разлука с матерью может оказать сильнейшее депривационное действие:

Скрытая материнская депривация – ситуации, когда нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть явная недостаточность их отношений или определенные нестроения этих отношений.

Материнская депривация не только в младенчестве, но и на всех следующих возрастных этапах развития ребенка не утрачивает калечащую силу своего действия. 

Лишение ребенка опыта любви приведет к тому, что он будет неспособен любить сам, что его жизненные сценарии будут лишены возможности «давать» любовь, а будут подчинены принципу «добрать». Всю последующую жизнь он будет смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды, агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования, обесценивания и уничтожения».

Патериальная (отцовская) депривация в детском возрасте также несет серьезную угрозу нормальному развитию ребенка, но она коснется иных аспектов и скажется больше на формировании ролевых жизненных установок и диспозиций и, кроме того, внесет определенные сюжетные содержания в их возможные искажения. Риск патериальной депривации для ребенка особенно велик в ситуациях:

Во всех подобных ситуациях неизбежнапатериальная депривация. И ребенок не сможет пройти в полной мере нормально сложнейший путь своей половой идентификации, и, в результате, в своей взрослой жизни он окажется неверно или недостаточно сообразовавшимся со своей онтологической сущностью женского или мужского и будет чрезмерно уязвим, дезориентирован или несостоятелен в пространстве соответствующих отношений и ролей.

Если мы с вами ретроспективно обернемся на свое детство, на детство своих родителей и родителей их родителей, то увидим, что на протяжении последнего столетия (активно простимулировавшего большинство описанных выше ситуаций и закрепившего их в статусе массовых явлений) происходит трагическое родовое накопление деприваций. И каждое следующее поколение становится все более неспособно осуществлять свое родительство.

В действительности, в реальной жизни изученные психологией и медициной виды депривации никогда не наличествуют как отдельные. Разные виды деприваций всегда не только сложно переплетены, но и сложно соподчинены и взаимообусловлены.
На наш взгляд, и сегодня об этом можно уверенно говорить, ядро, структура и вместе с тем предопределяющий вектор всех возможных скрыто и неосознаваемо протекающих видов деприваций становятся уловимыми в свете проблемы эмоционально-стрессового взаимодействия людей.

А так как сложности диалога между людьми разных способов восприятия мира и сложности взаимодействия их друг с другом – это проблема всеобщая и повсеместная, то это сообщает и депривации масштаб всеобщего и повсеместного явления.

Вообще, хорошо бы родителю, узнав самого себя, как можно раньше познакомиться со своим ребенком (– кто это? – каков он? – как он видит? – что он видит? – чего он хочет? – как он мыслит? – где и в чем источники его удовольствия, энергии и комфорта?), а не считать априори ребенка своей копией, тиражом самого себя и не проецировать на него свой опыт и свои представления, что весьма распространенно. Данное различение выявило бы множество депривационных рисков.

Лишь обозначив данным эскизом проблему диалогической депривации как проблему всеобщую и повсеместную, мы, казалось бы, вывели ее к контексту, где остается лишь сокрушенно отчаиваться. Но этого не должно происходить. Напротив, обретая некоторую ясность в отношении какого-либо явления своей жизни, жизни вообще, мы должны начать думать, как и что следовало бы начать стараться не допускать, менять, исправлять, преодолевать, в общем – исцелять.

И видя теперь в свете изложенного, следствием каких непростых путей каких депривационных воздействий могло явиться сегодняшнее неблагополучие ребенка, мы должны понимать, что для компенсации нанесенного ущерба нам потребуется соответствующей же сложности вся огромность нашего усилия.

Какого бы уровня не коснулись депривационные последствия у ребенка, их необходимо лечить (подхватывать и компенсировать как можно скорее).

Кроме того, понимая, что пределом чаяний всех родителей является задача не просто вырастить ребенка, но вырастить личность, отметим, что понятие личность – это понятие, о котором уместнее рассуждать в богословии, нежели в психологии. Слово личность встроено в семантический ряд лик-личность-личина и тем самым предполагает векторность: личность существует лишь в динамике приближения к Богу, в динамике восстановления целостности человеческой природы (становясь ликом). И если лик поистине неповторим и уникален, то личина как путь удаления от Бога, путь утраты целостности человеческой природы, ее ущерба, будет иметь совершенно типические проявления.

Предельно упростив, можно сказать, что вся эта возможная, типичная «механика» человека в его «модуле», в его «статике» – удел наук психологии, психиатрии, педагогики. (Искажения, коснувшиеся соматического, психического и психологического статуса человека не могут быть сняты на духовном уровне). В то время как «вектор» принадлежит пространству догматики, а также аскетики и богословия. И поэтому, если мы в христианской культуре – необходим священник.

Протоиерей Алексей Уминский:

Психиатр, психолог, педагог, священник – все эти так часто смешиваемые или противопоставляемые в обыденном сознании роли, на самом деле, являются взаимодополняющими сторонами помощи ребенку и его родителям. Здесь не может быть автономных, взаимоисключающих подходов (или только психиатр, или только священник), но должна быть реализована своего рода соборность, дополнительность, чего, к сожалению, на практике мы наблюдаем не часто, но это то, к чему следует стремиться.

И когда психолог или психиатр, вооруженный современными знаниями и методиками, смотрит на тебя и твоего ребенка христианскими глазами и, понимая, что он как специалист без помощи Божией, без Таинств Церкви, без погружения в Евангельскую жизнь, без выправления себя по Евангелию, сделать ничего не может, тогда союз врача и священника, союз психолога или психиатра и священника начинает приносить очень хороший результат.

Священнику необходимо знать и замечать сложные проблемные вещи в семьях, которые находятся подегоокормлением в его приходе. И священнику необходимы сотрудники в этой области, которым он бы мог доверять.

Когда в лице психолога и психиатра священник встречает христианина, когда эти люди готовы вместе сотрудничать, получается удивительно плодотворный союз. И в течение уже очень многих лет Оксана Борисовна – моя помощница, а я – ее помощник. Я вижу детей в гимназии, семьи в приходе, которые нуждаются в серьезной психологической опеке. А с другой стороны Оксана видит тех, кто приходит к ней, и понимает, что они нуждаются в настоящей духовной опеке. И тогда происходит исцеление, тогда происходит помощь, наступает полнота, недостающая человеку в результате депривационных процессов.

Однако все усилия Церкви, государства и общества будут тщетными, если каждый из нас не поймет, что слабость современной семьи – прежде всего результат нашей собственной неготовности к браку, стереотипов и иллюзий, которые определяют, чего мы ожидаем от современной жизни. Многие принятые в современной культуре представления относительно человеческих отношений, пола, брака не только совершенно ложны, но и обрекают тех, кто им следует, на неизбежное несчастье. Самая главная и вредная иллюзия современного человека является убежденность в том, что можно стать счастливым через удовлетворение своих эгоистических желаний и потребностей. («Бери от жизни все», «Надо пробовать и выбирать» — эти лозунги молодого поколения можно вывешивать перед входом в супермаркет.) Возникает отношение к браку, как к чему-то пробному, а к другому человеку, как к вещи: подошло –не подошло, жмет –не жмет, нравится – надоело. Культура вседозволенности, провозглашая свободные отношения, воспринимает семью как новое развлечение. Тайна брака, связывающего двух людей в вечности перед лицом Господа, подменяется фантазиями и мимолетными эмоциями, самопожертвование и любовь – стремлением получить наибольшие выгоду или удовольствие от брачной сделки.  Неудивительно, что игра в семью продолжается недолго. А счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.

Использованная литература: Книги:

 Беседы о браке. Святитель Иоанн Златоуст.

Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. Святитель Иоанн Златоуст. М. 1999

Любовь, брак, семья. Алексей Осипов. Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. М. 2017

Малая Церковь. Жизнь семьи в современном мире. Протоиерей Павел Гумеров. Издательство Сретенского монастыря М. 2017

Начертание Христианского нравоучения. Святитель Феофан Затворник.

О браке. Святитель Филарет (Дроздов)

Основы православной педагогической культуры. С.Ю. Дивногорцева Издательство ПСТГУ М. 2017

Православное воспитание. Игумен Киприан (Ященко) «Покров» М. 2018

Путь духовного обновления. И.А, Ильин СПб., 2006

Ребёнок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере. Протоиерей Алексей Уминский М. «Никея» 2016

Страх возводит стены. Любовь строит мосты. Диакон Илья Кокин. «Никея» 2018

Статьи из интернета:

Всероссийский форум «Пироговская хирургическая неделя» Заболеваемость и смертность населения. Е.Е. Ачкасов Оздоровление нации через духовное здоровье. Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова

Духовно-нравственное воспитание ребёнка в современной семье. Л.П. Вечкилева Электронный журнал «Образование Ямала

Духовные ценности в семейном воспитании Я.В. Бацына «Исторические науки и археология» №6 (68) 2016

Здоровье призывников из разных регионов России. И.Н. Сахарова, Л.В. Ефремова Известия ПГПУ «Естественные науки» №5(9) 2007 год

Международный мужской день? Андрей Горбачёв «Рассуждения в неделю о расслабленом» Православие. Ru

«Святость отцовства. Исполнение Божественного призвания как смысл жизни мужчины» Архимандрит Георгий (Шестун) Декабрь 29, 2018

Семья и будущее России. О.М. Попова, Т.И. Лаврова ГБПОУ «КТСиТ»

Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников. О.К. Трунина. Вестник ПСТГУ Вып. 1(40) 2016

Формирование нравственности ребёнка в условиях семейного воспитания. Н.Ю. Ерёмина Самарский научный вестник №1 (2) 2013

Ценность семейной жизни. Митрополит Калужский и Боровский Климент. «Вечерняя Москва»

 

[2]Святитель Филарет (Дроздов). О браке // Пространный христианский катехизис (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij /prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_18).

[3]Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake/).

[4] Там же.

[5]Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке…


Перейти к верхней панели