Приветственное слово епископа Ржевского и Торопецкого Адриана участникам XVII Торопецкой Свято-Тихоновской Православной Международной научно-практической конференции «Пастырь добрый» «Роль личности Александра Невского в историческом, государственном и духовном контексте: связь времен и поколений»

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые Игорь Михайлович, Сергей Анатольевич,

Юлия Николаевна, Александр Григорьевич!

Отцы, братья и сестры, дорогие друзья!

   Сердечно приветствую участников  XVII Торопецкой Свято-Тихоновской Православной Международной научно-практической конференции «Пастырь добрый»  –   «Роль личности Александра Невского в историческом, государственном и духовном контексте: связь времен и поколений».

     История жизни святого благоверного князя Александра Невского (в постриге – Алексия) тесно переплетена с историей Ржевско – Торопецкой земли, как рубежей защиты Руси от набега литовских и немецких орд, от влияния Запада. В Торопце проходила важнейшая линия обороны, в Торопце князь Александр Невский венчался с княжной Александрой, встречавшей своего супруга иконой Корсунской Божией Матери и, хотя храм во имя святого Георгия не сохранился, но на этом месте возник величественный Корсунско-Богородицкий собор. Все ратные подвиги Александра Невского по защите западных и северных рубежей Руси происходили в течение всего лишь нескольких лет, но как много успел молодой князь: разгромил шведов на Неве, утопил и обратил в бегство тевтонских рыцарей в ходе знаменитого Ледового побоища на Чудском озере, несколько раз удачными атаками освобождал захваченные литовцами русские города, включая Торопец. Не только ратными подвигами на полях сражений увенчал себя святой благоверный князь Александр Невский, но и неприятием  унии, которую ему навязывал Папа Иннокентий IV.

     «Не в силе Бог, а в правде!» — говорил Александр Невский и этого утверждения боялись враги Русского государства, так как прекрасно понимали силу русской молитвы, веры и ратного подвига «за други своя». Не проиграв за всю свою жизнь ни одной битвы, Александр Невский выиграл еще одну, самую главную, сохранил Русь и создал задел ее дальнейшего развития, прекратив междоусобные княжеские брани. Историк Г. В. Вернадский так охарактеризовал правление Александра Невского:

    «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром.»

  Александр Невский боролся за сохранение и приумножение православной цивилизационной идентичности Руси, в которой она могла сохраниться в веках. Иные повороты истории могли усугубить положение русских, оказавшихся между Востоком и Западом, где с Запада шла настоящая угроза русской ментальности, православию, русской культуре, напротив, ханы Орды не вмешивались в духовное естество русского народа, они всего лишь собирали дань с побежденного физически, но не цивилизационно народа. Именно поэтому, осознав опасность, идущую с Запада, Александр Невский повернул историю Руси на Восток, сохраняя самое ценное, что есть у русского народа – православие, ибо с потерей православия распался бы и народ, и Русская земля. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх, в 2008 году так говорил о значении подвига Александра Невского:

      «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность Александра Невского. Он был величайшим стратегом, он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода. Александр Невский принадлежит не только своему времени. Его образ актуален для России и сегодня, в XXI веке. Самое же главное качество, которое, как мне кажется, во все времена должно быть присуще власти – это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно этим сильным и возвышенным чувством. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны?»

         Пройдя через века, образ Александра Невского вдохновлял полководцев Великой Отечественной войны, которые, так же, как и «солнце земли Русской» не позволили Западу, наследующему тевтонским рыцарям на Чудском озере, покорить нашу Державу своими, чуждым для русского народа, ценностям. Фашистские полки шли под знаменами, на которых был крест в виде свастики, этот крест стал последним пристанищем многих захватчиков последнего Крестового похода ради наживы, ради захвата чужой земли, ради торжества идей эгоизма и презрения к иным, отличающимся от европейских, цивилизациям. Александру Невскому, год пребывавшему в Орде, удалось непостижимое – в среде язычников он создал православную миссию, позже ставшую целой православной епархией. Возможно ли было подобное в Европе? Именно поэтому поворот на Восток сыграл свою объединительную роль, позволив возродить разрушенное и соединить разрозненное. Роль Александра Невского в истории России невозможно переоценить, его подвиг не только вдохновлял русское воинство, но и позволял укреплять наше Отечество, препятствуя духовному, ментальному нашествию Запада.

   Что несли на своих знаменах фашистские полчища в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов? Гибель русского народа, разорение нашему Отечеству и создание колонии из «народа-варвара». Аскетичная, верующая Россия встала стеной перед западными завоевателями, приняв заступничество святого благоверного князя Александра Невского, всегда приходящего на помощь тем, кто, не жалея живота своего идет воевать «за други своя», за свое Родину, за свой дом и семью. Семья для русского человека — это не только супруга и дети, но весь народ, соединенный Русской землей. Только так, стремясь стать частью целого, понимает себя русский человек, остро ощущая необходимость в любое время вставать на защиту того, что дорого всем. Русские воины на Ледовом побоище и в Невской битве, как и русские воины при Полтаве, во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов всегда поднимались против врага, ведомые призывами Александра Невского, фельдмаршала Кутузова, главнокомандующего Георгия Жукова, чтобы раз за разом утверждать незыблемость русских границ, незыблемость православной веры, незыблемость русской цивилизации.

     Из молитвы Александру Невскому: «Ты, победив полки сyпостатов, от пpеделов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых вpагов низложи». Так жизнь и подвиг святого благоверного князя Александра Невского намного столетий вдохновил и вдохновляет поколения русских людей на патриотическое служение своей великой Родине.

18.11.2020 г.                                        Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан


Перейти к верхней панели