БУСИДО* ПО-РУССКИ

1 августа по старому стилю 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии у диакона сельской церкви Вознесения Христова Димитрия Ивановича Касаткина родился сын. Мальчика назвали Иоанном. В честь Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Отец Ивана Дмитриевича Касаткина, Дмитрий Иванович, служил диаконом. Его, по окончании низшего отделения Смоленской семинарии, определили диаконом в с. Березу в 1828 г. где он прослужил в этой должности 23 года — до 1851 г. Мать звали Ксенией Алексеевной Савинской, она родилась 24 января в день памяти Ксении Римляныни(ок.457г) 1806 года. Бракосочетание Дмитрия Ивановича с Ксенией Алексеевной состоялось 15 февраля 1829 года. У супругов Касаткиных было четверо детей: первый сын, Гавриил, родился 18 марта 1832 года и умер 28 июля того же года. За ним следовала Ольга, родившаяся 6 июля 1833 года. Третьим сыном у супругов Касаткиных был Иоанн, родившийся 1 августа 1836 года, и последним – сын Василий, родился 16 марта 1840 года. Везде указаны даты по старому стилю. Вообще-то село называлось Егорье-на-Березе, по имени первой Георгиевской церкви. Село существовало, вероятно, в самые древние времена. В 1632 г. на Березе, которая названа при этом пустошью, стоял кн. Сем. Вас. Прозоровский, о чем упоминается в летописях. Первый храм св. вел. ГЕОРГИЯ Победоносца упоминается в книге митр. Симеона 1698 г. Второй деревянный храм во имя Вознесения Господня, с приделом вел. Георгия (в ряд с ним), устроен был в 1754 году. Следующий, каменный, с колокольней, храм во имя Вознесения Господня, построен в 1812 году. Восстановлен же он вновь через десятилетия на пожертвования. Главными деятелями по восстановлению храма были свящ. Александр Белкин, диакон Димитрий Касаткин и церковный староста. Диакон Касаткин целых два года странствовал по России с книгой для сбора пожертвований на храм. И это очень отличительное свойство характера отца – отправившегося в странствие на 2 года ради восстановления храма — возможно каким-то образом передалось и сыну Иоанну, отправившемуся впоследствии на далекий и неизведанный Восток. Храм восстановили в 1833, а в 1836 родился будущий Апостол Японии.

Детство будущего миссионера не было легким. Мать его, Ксения Алексеевна, преставилась в 34-летнем возрасте, оставив 5-летнего Ивана, будущего святителя, и еще двух малолетних детей. За детьми стала ухаживать старшая сестра, муж которой тоже служил диаконом в сельской церкви. Несмотря на постигшую семью утрату, диакон Дмитрий Касаткин, усердно служил Церкви, достойно и примерно неся свое звание, подавая добрый пример детям. Хоть и очень бедно жили, сына Иоанна отдали учиться в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. Благодаря публицисту и востоковеду Семену Васильевичу Недачину***достаточно широко известно описание особенностей того периода жизни Ивана Касаткина: «При отсутствии железных дорог юноша должен был тащиться по ужасным и теперь еще Вельским трущобам к губернскому городу Смоленску для получения образования в духовной семинарии. Далеко не все семинаристы того времени ездили учиться на лошадях. Очень многим из них, наиболее бедным, к числу которых принадлежал и мальчик Касаткин, приходилось идти пешком на протяжении свыше 150 верст, чтобы явиться в стены семинарии».

Жилось им трудно, но нужда и лишения выработали в Иване удивительную силу воли и целеустремленность. Святитель очень любил своего отца, благодарно вспоминал его и до самой смерти родителя посылал ему часть своего жалованья. Что такое сельский храм? Это центр жизни – здесь венчаются, крестят детей, провожают родных в жизнь вечную. В Вознесенском храме в деревне Береза были крещены и все дети Касаткиных. По описанию 1912 года храм имел форму корабля. Он был оштукатурен и чисто выбелен известью. Крыша была железная, окрашенная медянкой; главы и кресты позолочены. Внутри весь храм был окрашен светло-розовой краской; придельные иконостасы окрашены зеленой краской; резьба позолочена червонным золотом. Иконы в иконостасах — новой живописи. Настоящая церковь отделена от придельной стеклянными дверями. Пол церкви устлан американскими цветными плитами, а верхняя ступень амвона — светло-серым мрамором (по изданию Редкова**) Храм в Великую Отечественную войну был снесен до основания гитлеровской артиллерией. 

Святитель Николай лишь дважды ненадолго возвращался на родину: в 1869-1870 годах для ходатайства об учреждении Русской духовной миссии в Японии и в 1879-1880 годах в связи с епископской хиротонией и сбором средств для нужд миссии. В дневниках святителя сохранились его воспоминания о встрече с родными, единственной за время его полувекового служения в Японии. «Вид Березы — зеленая крыша Церкви… Отправился тотчас же на реку Березу смыть грязь дороги, — пишет епископ Николай 26 июня 1880 года. — Одна природа искупала тоску и утешала». Он посетил деревенский погост, отслужил панихиду по усопшему отцу, Через несколько дней в Березе была праздничная служба в день святых апостолов Петра и Павла. «Утро прелестнейшее. Утреню был в Церкви. Служба истовая. Пел по-прежнему на клиросе, — пишет владыка Николай. — После утрени ходил купаться… Вид Березы чудный — зеркальная поверхность реки… После обедни понравились группы празднично разодетых крестьян и крестьянок». «Праздник в моем родном селе Березе, — пишет 23 апреля/6 мая 1910 года святитель в дневнике, — Родные, должно быть, и обо мне вспоминают. Ярмарки там, много народа и очень весело». На родине владыки Николая в деревне Береза 1 августа 1998 года установлен Памятный крест с надписями на русском и японском языках. Русская Православная Церковь чтит память своего сына, направившегося в далекую страну Восходящего Солнца. Бусидо в переводе с японского означает «путь воина» — именно отсюда, с русской родины и начался путь духовного воина, святителя Николая Японского

* БУСИДО (в переводе с японского означает «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве. Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого.

* * Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. — Смоленск, 1915. *** Семён Васи́льевич Неда́чин (1 [13] февраля 1884 — после 1938) — русский востоковед, цензор, церковный писатель, публицист, библиограф, военный журналист, чиновник Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел Российской империи. Летом 1907 года Семён Васильевич посетил Японию, встречался с архиеписком Токийским Николаем, побывал в Токийской семинарии, где увидел работу общества японских православных христиан, организовавших «Православное товарищество духовного утешения военнопленных». Возвратившись в столицу, с 1 декабря 1907 года Недачин осуществлял цензурный контроль за изданиями на японском и корейском языках, выходивших в Российской империи.

**** Дневники Святителя Николая https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/

Алексеева В.Ю.


Перейти к верхней панели