Новомученики и исповедники Ржевско – Торопецкой епархии

Епископская кафедра «в великом княжение во Ржеве Володимерове» была впервые учреждена на Московском Соборе 26 января 1589 года, но на деле образована не была. В 1923—1938 годы существовало Ржевское викариатство Тверской (затем Калининской) епархии. Самостоятельная Ржевская  епархия образовалась только в 2011 году по решению Священного Синода и возглавил епархию Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий (Ульянов Александр Михайлович). В нее вошли земли Андреапольского, Бельского, Жарковского, Западнодвинского, Зубцовского, Нелидовского, Оленинского, Пеновского, Ржевского и Торопецкого районов Тверской области. Территория Ржевской епархии – это многочисленные храмы: старинные, воскресшие к новой жизни, и разрушенные, восстанавливающиеся, и вновь построенные. Живописный край русской глубинки, святые места, намоленные веками и давшие православному миру и России великих святых. Основание Ржева историческая литература относит к середине XII века, хотя в Новгородской уставной грамоте встречается его упоминание под 1019 годом. Летописи именуют этот город как Ржева Володимирова, Ржевка и Ржов.[1]

Многовековые традиции и устои Государства Российского неразрывно связаны с Русской Православной Церковью, объединяющим началом Святой Руси и русским народом – духовным носителем спасительной веры, цементирующей нации, объединяющей и созидающей всю огромную территорию России на протяжении столетий. Неотъемлемой частью русского народа, национального самосознания была Русская Православная Церковь – именно с ее помощью и поддержкой русский народ преодолевал трудности, встававшие за многовековую историю на его пути. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».[2] Об этом же говорит святитель Филарет Московский: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».[3] Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».[4] XX век принес нашему Отечеству неисчислимые беды: государственные перевороты, две Отечественные войны, одну Гражданскую и две Чеченские компании, а также одну большую битву за Русскую Церковь, которую наш народ с честью, но и с многими потерями, выиграл, явив миру настоящий сонм Новомучеников и Исповедников Российских.

Новомученики и Исповедники Ржевской епархии, еще не существовавшей во времена жестоких гонений на Русскую Православную Церковь, но, тем не менее, укреплявшейся подвигом веры тех, кто поставил свое служение Богу и Церкви выше собственной жизни, так же, как и в других местах России, явили свою стойкость и мужество, защищая то, что дорого нашему сердцу, нашей вере. По – разному сложились судьбы Новомучеников и Исповедников Ржевской земли, но они преподали всем нам, своим потомкам и наследникам Православной Церкви, самый главный урок стояния в христианской истине до самого конца, даже до смерти, не боясь земных угнетателей, не могущих погубить душу, но могущих погубить лишь тело, которое обязательно будет восстановлено в последнее мгновение существования человечества, чтобы предстать на Страшном Суде перед Владыкой Неба и Земли. И именно ради Отечества Небесного, Новомученики и Исповедники Ржевской земли отстаивали Отчество земное, неотъемлемой частью которого является Русская Православная Церковь, вдохновляющая и окормляющая каждого из нас, кто идет по пути спасения вслед за Иисусом Христом. Столкнувшись с огромной и жестокой государственной машиной подавления христиан в РСФСР, Новомученики и Исповедники Ржевской земли, являя собой исключительное меньшинство от проживающих на нашей малой Родине, тем не менее, стали тем фундаментом, на котором позднее утверждалась возрожденная Русская Церковь, возрожденная православная вера, поэтому мы, потомки борцов за веру, не жалевших себя ради христианской истины, должны всегда помнить и прославлять тех, на чьей крови и слезах создавалась Русская Церковь, утверждалась православная вера и сохранялась Россия. Вспомним их:

Тихон (Беллавин Василий Иванович) год рождения 1865, день рождения 19, месяц рождения 1, место рождения Псковская губ., Торопецкий у., погост Клин, Патриарх. Образование: Торопецкое духовное училище, год поступления 1874, год окончания 1878. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше Святейшество». Псковская Духовная Семинария — год поступления 1878, год окончания 1884, окончил семинарию с отличием. Санкт-Петербургская Духовная Академия — год поступления 1884, год окончания 1888, день окончания 11, месяц окончания 6. Окончил Академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему «Quesnel и его отношениек янсенизму»). Служение: Псковская Духовная Семинария — иеромонах преподаватель, Холмская Духовная Семинария — архимандрит ректор. Рукоположение: епископ 1897, день 19, месяц 10, Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, Троицкий собор. Кто рукоположил: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров). Служение: Московская епархия архиепископ, митрополит, должность — митрополит Московский и Коломенский, год начала 1917. Рукоположение: Патриарх 1917, день 21, месяц 11, место Москва, Успенский собор, 5/18 ноября 1917г. избран Патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе Российской Православной Церкви в Москве. Избран из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским. Аресты: Москва, 24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919г. (под Рождество Христово) освобожден из-под стражи. Москва, 1920г. подвергался неоднократным домашним арестам. Москва, Троицкое подворье 6 мая 1922 года. Обвинение при аресте — «сопротивление изъятию церковных ценностей», по стт.62 и 119 УК РСФСР. Заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в Донской монастырь. Места заключения: Москва, Донской монастырь 19 мая 1922 года, Москва, ул.Лубянка, Внутренняя тюрьма ОГПУ. 21 марта 1924г. следственное дело Патриарха Тихона прекращено. Кончина 7 апреля 1925 года, Москва. Похоронен в Малом соборе Донского монастыря. На погребении свт.Тихона присутствовало 59 епископов, количество людей, пришедших перед этим проститься с великим Патриархом исчислялось многими сотнями тысяч. Канонизация 09/10/1989 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Святитель Патриарх Тихон.[5]

Сахаров Василий Васильевич, год рождения 1887, место рождения Тверская губ., г.Ржев, член церковного совета, происходил из дворян г.Ржева. Окончил кадетский корпус и юнкерское училище. На военной службе в Царской армии служил в Уланском Петербургском полку командиром эскадрона. С 1919г. по 1922г. служил в Красной Армии.  Последняя должность — инспектор для поручений при инспекторе Кавалерии Харьковского военного округа. Церковное служение: Тверская губ., г.Ржев, Ильинская церковь, должность  — член      церковного совета. Арестован 7 февраля 1927 года. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 29/08/1927 приговорен к 10 годам концлагерей по ст.58–12 УК РСФСР за «содействие участникам к/р монархической группировки, контрреволюционно-монархическая деятельность, распространение провокационных слухов о падении Соввласти и восстановлении монархии, монархическая пропаганда». Из обвинительного заключения: «Будучи убежденным монархистом, в целях подрыва и свержения Советской власти и восстановления в России монархии, своими к/р действиями помогал материально и укрывал лиц, назвавшихся великими князьями несуществующего дома Романовых, распространял провокационные монархические слухи. Зная о проживании их у Цибиных, под видом сбора пожертвований, заходил на квартиру к Цибиным для знакомства с ними, после такового неоднократно участвовал в чаепитиях на квартире Цибиных. Собирал пожертвования в их пользу под видом пожертвования на церковь по подписному листу. Находясь в приятельских отношениях с членами данной монархической организации Цибиными и др. и зная, что последние, совместно с лицами, выдававшими себя за великих князей и княжен, организовали контрреволюционную группу, не входя в означенную группу и не будучи осведомленным о конечных ее целях, оказывал содействие в укрывательстве не только лиц, выдававших себя за князей, но и других участников группировки». Виновным себя не признал. «Групповое дело епископов Илариона (Бельского), Венедикта (Алентова) и др., 1927г.»[6]

Голенкин Тимофей Иванович, год рождения 1864, место рождения Смоленская губ., Смоленский у., Хохловская вол., с.Рождественское, священник, сын псаломщика. Окончил трехклассное губернское училище. Место проживания: Тверская губ., г.Ржев. Арестован 7 февраля 1927 года. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 29/08/1927 приговорен по ст.58–6 УК РСФСР к 5 годам ссылки в Западно – Сибирский край. Из обвинительного заключения: «Зная о проживании на квартире у Цибиной членов к/р организации Ковшиковых, выдававших себя за великих князей, посещал таковых почти ежедневно в течение 6 месяцев. Совместно с Ковшиковым выезжал в г.Торжок якобы для присутствия при перенесении мощей. Будучи священником, использовал церковь на помощь к/р организации. Для Ковшиковых под видом сбора помощи «для бедных людей» собирал деньги среди духовенства и по монастырям как в гор. Ржеве, так и в уезде. Выезжал в г.Сычевку, где служил в церквях, и все собранные суммы церковных сборов во время богослужений отдавал Ковшиковым. После происшедших в г.Сычевке арестов принимал предупредительные меры к сообщению Ковшиковым о грозящей им опасности ареста. Распространял провокационные слухи о существовании в Англии членов семьи Романовых и что с помощью враждебной нам Англии в России будет восстановлена монархия. Вел контрреволюционную пропаганду». 6 ноября 1937 года был вторично арестован, приговорен 25 ноября 1937 года Тройкой УНКВД Калининской области по ст.58–10 УК РСФСР к расстрелу. 27 ноября 1937 года расстрелян. [7]

Смирнов Алексей Феофилович, год рождения 1871, место рождения Тверская губ., Осташковский у., Иваново-Дворская вол., с.Трестино, священник. Происходил из духовного сословия. Получил среднее духовное образование. Служение: Тверская губ., г.Ржев, церковь Покрова. Арестован 7 февраля 1927 года. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 29/08/1927 приговорен по ст.58–6 УК РСФСР к 5 годам концлагерей. Из обвинительного заключения: «Будучи знаком, через посредство Цибиных с Ковшиковыми, выдававшими себя за великих князей, венчал таковых у себя в церкви, ночью, при закрытых дверях. Впоследствии крестил ребенка Ковшиковой. Оказывал материальную поддержку Ковшиковым под видом помощи «бедным людям» по подписному листу. Впоследствии, по выезде из гор.Ржева Ковшиковых, имел с таковыми письменную связь и обещал в дальнейшем материально помогать.» [8]

Транковская Варвара Ивановна, год рождения 1877, место рождения Тверская губ., Ржевский у., Лаптевская вол., д.Кульнево, член церковного совета Ильинской церкви г.Ржева. Из крестьянской семьи. Арестована 7 февраля 1927 года. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 29/08/1927 приговорена по ст.58–12 УК РСФСР к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. Из обвинительного заключения: «Будучи убежденной монархисткой, вступила в к/р монархическую организацию, созданную в целях подрыва и свержения Советской власти и восстановления в России монархии. Зная о проживании у Цибиных Ковшиковых, выдававших себя за особ великокняжеского рода, посещала таковых и оказывала им материальную поддержку, как то: фруктами из своего сада и т.д. Навещала Ковшикову-Малюгину-Чеснокову в больнице во время родов и, совместно с Цибиной, носила крестить ребенка, для каковой цели в качестве кума пригласила торговца Докучаева. Безвозмездно стирала для Ковшиковых белье. Сознательно укрывала Ковшиковых и среди знакомых выдавала их за своих родственников и беженцев из Латвии.» [9]

Вараксин Иван Федорович, год рождения 1882, место рождения Тверская губ., г.Ржев Образование Духовная Семинария. Служение: Тверская губ., г.Ржев, Ильинская церковь, священник. Арестован 7 февраля 1927 года. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 29/08/1927 приговорен по ст.58–6 УК РСФСР к 5 годам концлагерей. Из обвинительного заключения: «Вел монархическую пропаганду. Зная о проживании у Цибиных Ковшиковой-Малюгиной-Чесноковой и Ковшикова, выдававших себя за особ великокняжеского рода, принимал их у себя в церкви, исповедовал и приобщал Святых Христовых Таин. По подаваемым запискам Цибиной и Ковшиковой во время церковного богослужения поминал о здравии бывших членов дома Романовых, демонстративно молился в церкви за здравие царствующего дома. Крестил ребенка Ковшиковых, принесенного Транковской и Докучаевым». [10]

Павлов Михаил Павлович, год рождения 1871, место рождения Тверская губ., г.Ржев, священник. Арестован 1 февраля 1929 года, осужден 15/02/1930 по ст.58-10 УК РСФСР, приговорен к 3 годам концлагерей. Повторно арестован 25 ноября 1937 года, осужден тройкой при УНКВД по Калининской обл., обвинение «а/с агитация», расстрелян 27 ноября 1937 года.[11]

Смирнов Александр Сергеевич, год рождения 1875, место рождения Московская губ., г.Бронницы, место проживания Калининская (Тверская) о., г.Ржев, ул. Сконтентерна, 33-29, священник. Арестован 6 ноября 1937 года, осужден тройкой при УНКВД по Калининской обл., обвинение «контрреволюционная агитация», расстрелян 27 ноября 1937 года.[12]

Иларион (Бельский Иван Иванович), год рождения 1893, день рождения 20, месяц рождения 3, место рождения Олонецкая губ. Епископ, временно управляющий Смоленский епархией. Родился в семье протоиерея. Арестован 5 февраля 1927 года. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 29/08/1927 приговорен по ст.58–12 УК РСФСР к 10 годам концлагерей. Из обвинительного заключения: «Епископы Венедикт (Алентов) и Иларион (Бельский), игумен Серафим (Себекин), архимандрит Кирилл (Сычев) организовали вокруг себя к/р монархическую группировку. В целях внедрения в умы окружающих к/р идей монархизма, включили туда членов группировки, выявленных в Барнауле и Ржеве. Находясь в приятельских отношениях с членами к/р монархической организации Синкевич Раисой и др., зная, что последние, совместно с лицами, выдававшими себя за «великих князей и княжен», организовали к/р группу, не входя в означенную группу и не будучи осведомленными о конечных ее целях (свержении Соввласти и восстановлении монархии), собирал материальную помощь под видом церковных поборов участникам этой группировки и оказывал им содействие в укрывательстве от революционной законности».[13] Заключение отбывал в Соловецком лагере особого назначения. 24 августа 1937 года арестован в Чебоксарах Марийской АССР, приговорен 28/08/1937 тройкой при НКВД Марийской АССР по ст.58-10 к расстрелу. Расстрелян 31 августа 1937 года.[14]

Кондратьев Петр Васильевич, год рождения 1875, место рождения Псков, священник, место проживания Тверская о., Торопецкий р., д.Метлино. Арестован 19 марта 1931 года. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осужден 12/11/1931 по ст.58-10,58-11, приговор: 3 года ссылки в Казахстан. Обвинение: «участник к/р церковно-монархической организации «УХД» епископа Тихона (Рождественского)»[15]

Хохлов Василий Андреевич, год рождения 1874, место рождения Псковская губ., д.Лавры Тверская о., Торопецкий р., Богоявленская церковь, настоятель, место проживания Тверская о., Торопецкий р., д.Псовец. Арестован 4 апреля 1931 года. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осужден 12/11/1931 по ст.58-10,58-11, приговор: 3 года ссылки в Северный край. Обвинение: «участник к/р церковно-монархической организации «УХД» епископа Тихона (Рождественского)»[16]

Розова Анна Антоновна, год рождения 1876, место рождения Псковская губ., монахиня, место проживания Тверская о., Торопецкий р., д.Саблино. Арестована 27 апреля 1931 года. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осуждена 12/11/1931 по ст.58-10,58-11, приговор: 3 года ссылки в Казахстан. Обвинение: «член церковно-монархической организации «УХД» епископа Тихона (Рождественского)»[17]

Мухина Нонна Яковлевна, год рождения 1892, место рождения Псковская губ., Торопецкий у., д.Дроздово, монахиня, место проживания Тверская о., Торопецкий р., д.Уварово. Арестована 27 апреля 1931 года. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осуждена 12/11/1931 по ст.58-10,58-11, приговор: 3 года ссылки в Казахстан. Обвинение: «член церковно-монархической организации «УХД» епископа Тихона (Рождественского)»[18]

Разгуляева Татиана Карповна, год рождения 1888, место рождения Псковская губ., Великолукский у., монахиня, место проживания Тверская о., Торопецкий р., д.Уварово. Арестована 27 апреля 1931 года. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осуждена 12/11/1931 по ст.58-10,58-11, приговор: 3 года ссылки в Северный край. Обвинение: «член церковно-монархической организации «УХД» епископа Тихона (Рождественского)»[19]

Корчик Акилина Никитична, год рождения 1891, место рождения Волынская губ. (Волынская о., Любарский р.), д.Шаровка, псаломщица, место проживания Тверская о., Торопецкий р., д.Шейкино. Арестована 7 апреля 1931 года. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осуждена 12/11/1931 по ст.58-10,58-11, приговор: 3 года ссылки в Северный край. Обвинение: «Групповое дело к/р церковно-монархической организации «УХД» епископа Тихона (Рождественского)»[20]

Хребтов Дмитрий Васильевич, год рождения 1871, место рождения Псковская губ., Опочецкий у., Псковская губ., г.Торопец, соборная Корсунская церковь, священник. Арестован 19 марта 1931 года. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осужден 12/11/1931 по ст.58-10,58-11, приговор: 3 года лишения права проживания в 12 населенных пунктах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. Обвинение: «член Торопецкой группы к/р церковно-монархической организации «УХД» епископа Тихона (Рождественского)»[21]

Надо полагать, что никаких «Ковшиковых» или «Малюгиных – Чесноковых» на самом деле не существовало, так как все великие князья и княгини из рода Романовых были либо арестованы, либо казнены, либо находились в эмиграции, то есть люди, выдававшие себя за великих князей, скорее всего, являлись провокаторами, сотрудниками или добровольными помощниками ВЧК – ОГПУ – НКВД, помогая следственным и карательным органам вычислять людей или даже целые группы, неравнодушных к монархическому строю православных христиан. И такие люди нашлись в Ржеве и в Торопецком уезде, чистосердечно помогая провокаторам, выдававшим себя за великих князей. Еще 11 июня 1921 года вышла инструкция Секретного отдела ВЧК, которая предписывала в качестве основной работы ГубЧК политическую борьбу с антисоветским элементом через секретно – осведомительный аппарат и вербовку осведомителей, особенно в сельских районах. Таким образом, мнимые князья «Ковшиковы» были никем иным, как завербованными ГубЧК осведомителями, и таких осведомителей по всей РСФСР насчитывалось около 60 тысяч человек.  Но вина лежит не на тех, кто поверил лживым рассказам несуществующих великих князей и, рискуя собственной жизнью, кормил и укрывал людей, которые выдавали себя за царственных особ, а на самом деле, находились на зарплате ВЧК , а на тех, кто обманом и коварством заставлял верующих людей участвовать в собственных разработках, чтобы затем, обвинив в контрреволюционной деятельности, осудить на ссылку, концлагеря и предать смерти за то, что русские люди, верующие православные христиане, не оставались равнодушными к падению самодержавной власти, к бегству представителей Дома Романовых из страны и, самое главное, Новомученики и Исповедники Российские оставались преданными православной вере и Церкви Христовой.

Очень важно отметить именно верность православию, так как ссылали, заключали в концлагеря и казнили ВЧК – ОГПУ – НКВД тех, кто остался верен Иисусу Христу, буквально соединяя собой Небо и Землю, Церковь и Небесный Иерусалим. Ведь невозможно, предавая царя земного, не предать Царя Небесного. Именно поэтому, со всей откровенностью, можно сказать о том, что все участники так называемого Группового дела епископов Илариона (Бельского), Венедикта (Алентова) и др., 1927г., проводивших, якобы, контрреволюционно-монархическую деятельность, « распространявших провокационные слухи о падении Соввласти и восстановлении монархии, занимавшиеся монархической пропагандой» были самыми настоящими патриотами своего Отечества, понимавшими весь ужас жизни без православной Церкви и Царя, в условиях диктатуры пролетариата, узурпированной членами РСДРП(б) – наследников Февральской революции и участников антимонархического заговора в руководстве Генерального штаба, Государственной Думы и правительства, предавших свою присягу ради установления сомнительной республиканской власти, тем самым ввергнув Россию в революционный пожар и братоубийственную Гражданскую войну. Поэтому крайне важно помнить сегодня тех, кто не сломался, не поверил сначала агитации Временного Правительства, а затем коммунистов – большевиков, остался верен Православной Церкви, тем самым доказывая верность Богу, всем сердцем возлюбив Небесные чертоги русских святых, предстоящих Престолу Иисуса Христа.

В двадцатом веке Господь даровал нам целый сонм Новомучеников и Исповедников Российских, который был явлен в нашей многострадальной земле. В этом сонме сотни тысяч святых, и известных нам поименно, и тех людей, имена которых, может быть, мы никогда не узнаем. Но подвиг их еще раз напоминает нам о силе их любви к Богу, а значит и к ближним своим. Сотни их пролили свою кровь за Христа и претерпели страдания за Церковь Русскую. И Святая Церковь призывает нас всех вспомнить о подвиге Новомучеников и Исповедников Российских, празднуя их Собор.[22]

Мы вспоминаем их подвиг, подвиг людей, которые в какие бы не были поставлены условия, не отреклись от Христа и от Матери нашей Церкви – они исповедовали свою веру даже до смерти. А как мы знаем из Священного Предания, кровь мучеников есть тело христианства, о чем свидетельствует Тертуллиан. Господь даровал нам сонм Новомучеников в страшную годину ужасных испытаний, обрушившихся на Россию, и их заступничеством и молитвенным усердием пред Богом до сих пор сохраняется наша Родина.

Православное верующее сердце окружает память святых мучеников особенной своей любовью и за то, что они в своем мученическом подвиге проявили всю красоту своей бессмертной души, осуществили высшие добродетели христианской жизни, составляющие силу души христианства — веру, надежду и любовь. Они шли на свой тяжелый, в современном нашем понимании, подвиг, полные веры в непреложность слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).

Их подвиг очень назидателен для нас. Несмотря на тяжелые пытки, душевные и телесные унижения, оклеветания, тюрьмы и ссылки, они не отвернулись от веры в Бога и до самой своей кончины старались жить согласно Божественному Закону. Они не роптали на Бога, но вспоминали крестный подвиг Христа Спасителя, претерпевшего невероятные мучения ради спасения всего человечества. А сегодня, к сожалению, можно видеть примеры отпадения от веры или даже богохульства не только из-за житейских трудностей, но и без очевидных на то причин.

«Примером для нас в следовании за Христом вопреки стихиям мира должны служить Новомученики и Исповедники XX века, кровью засвидетельствовавшие свою верность Истине. Неслучайно тема прославления и почитания святых, особенно живших и пострадавших в минувшее лихолетье, традиционно становилась предметом обсуждения нескольких секций чтений в минувшие годы», — сказал Патриарх Кирилл на открытии XXII Рождественских чтений в Москве. Святейший Патриарх также подчеркнул, что пример Новомучеников и Исповедников Российских должен стать для верующих примером следования за Христом, который следует изучать в школах.[23]

Сложно переоценить подвиг Новомучеников и Исповедников Российских, венцом которых явилась Царская семья. Каждый из них проявил в своей твердой вере мужество стояния за Родину, потому что Русь и Православие неразделимы в своем историческом развитии, сосуществовании, взаимном обогащении и соработничестве.

Сегодня, видя своими духовными очами все величие подвига Новомучеников и Исповедников Российских, видя их решимость и силу отдать жизнь за Христа и за святую нашу Православную Церковь, обращаясь к ним молитвенно, мы просим о том, чтобы воспламенили они наши сердца такой же горячей верой, укрепили бы наши души такой же сильной решимостью во всех днях, часах и минутах нашей жизни бесстрашно следовать за Христом, как делали это они.

Возглавляет сонм Новомучеников и Исповедников Российских, без сомнения, Государь Император Николай II, явивший миру не только духовную стойкость, но и пример любви к Родине, к каждому гражданину нашего Отечества, оставаясь защитником России до последнего своего вздоха. Настоящим венцом правления Династии Романовых стал последний Российский Император – Николай II. Именно в его царствование, несмотря на острые проблемы революции 1905 года и Первой мировой войны, Россия достигла пика своего развития и богатства за последние 300 лет. О времени правления последнего Императора до сих пор ведутся ожесточенные споры. Бытует мнение, что он являл собой пример слабого правителя, чрезмерно погруженного в собственную личную жизнь в ущерб национальным и государственным интересам. Но его действия совершенно очевидно свидетельствуют об обратном. Государь не только не покинул свой пост, прекрасно зная о предательских замыслах верхушки власти, но пошел до самого конца, приняв мученическую кончину вместе со всей своей семьей за служение России.

О качествах Николая II, как государственного деятеля и политика, существуют самые разные отзывы. Так, французский президент Э. Лубэ отмечал: «Обычно видят в Императоре Николае II человека доброго, великодушного, но слабого. Это глубокая ошибка. Он имеет всегда задолго продуманные планы, осуществления которых медленно достигает. Под видимой робостью Царь имеет сильную душу и мужественное сердце, непоколебимо верное. Он знает, куда идет и чего хочет».[24]

А вот что пишет А. П. Извольский, бывший в 1906-1910 годах министром иностранных дел: «Был ли Николай II от природы одаренным и умным человеком? Я, не колеблясь, отвечаю на этот вопрос утвердительно. Меня всегда поражала легкость, с которой он ухватывал малейший оттенок в излагаемых ему аргументах, а также ясность, с которой он излагал свои собственные мысли».[25]

В 1914 году в России был запущен процесс построения настоящего социалистического государства, направленный в первую очередь на улучшения жизни простого народа, национализацию крупных предприятий, где часто возникали проблемы из-за некомпетентного управления частным владельцем, правительство было намерено ввести пятилетние циклы планирования, намечающие темпы и сроки строительства железных дорог, портов и крупных ГЭС (Днепровской и Волховской) – это были первые шаги к созданию плановой экономики. Эти и многие другие идеи, которые должны были принести огромную пользу нашей стране, были запланированы Государем Императором Николаем II в годы его правления, но, к сожалению, им было не суждено осуществится.

Коварный заговор высших российских чиновников против царской власти нанес сокрушительный удар по России. Вместе со свержением Рода Романовых начался процесс уничтожения и угнетения России бунтовщиками, особую роль в котором сыграли большевики во главе с Лениным, Троцким, Каменевым, Зиновьевым, Бухариным. Они не желали довольствоваться только лишь свержением самодержавия, они старались убить в русском народе даже саму память о русских монархах.

Сначала они продержали Императора с семьей и приближенными несколько долгих мучительных месяцев в плену, чтобы впоследствии осуществить зверское ритуальное убийство. Эти действия сопровождались активной пропагандой о пагубе «царизма» и перечислением мнимых действий последнего Императора против России. После своего преступления большевики решили раз и навсегда вытравить в народе память о временах самодержавия. Останки Царской Семьи были тщательно уничтожены с использованием химических реагентов, в частности кислоты, и сброшены в одну из многочисленных шахт на Ганиной Яме, в дальнейшем взорванной, чтобы сделать невозможными любые поиски. Дом Ипатьева, где содержались Святые Царственные Страстотерпцы, был срыт, а вся информация по делу об убийстве Последнего Императора засекречена.

Но как бы ни старались свирепые  убийцы скрыть злодеяние своих рук, в русском народе сохранилась светлая память о Доме Романовых, вписавших одни из самых светлых страниц в русской истории. Именно за 300 лет правления Романовых Россия стала по-настоящему мощной державой, заботящейся о своем народе, его благополучии и безопасности. Подвиг Царя – Мученика Николая II навсегда останется в сердцах русских людей и в памяти Русской Православной Церкви, прославившей всю Царскую Семью в лике святых. В заключение следует упомянуть слова русского Первосвятителя:

«С благодарностью Богу мы можем сказать, что венценосные правители земли нашей всегда оставались верными Церкви и Православию, в особенно тяжелые моменты обращаясь к Богу и являя пример глубоко религиозной жизни», — заключил свою проповедь в день памяти Дома Романовых Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл.[26]

29 ноября 2017 года, выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«В этом году мы вспоминаем начало, ровно век тому назад, гонений на Русскую Православную Церковь, которая в ХХ веке явила всему миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является «семенем христианства». Главное сокровище и наследие, переданное нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской, — это их любовь ко Христу и к ближним, ради которых они положили свою душу (ср. Ин. 15:13).

Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны. Главный урок трагических испытаний ХХ века пророчески предвосхитил святитель Московский Тихон в проповеди на гражданское новолетие 1918 года сказавший: «Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? Воззри, Господи, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (Ин. 15:5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (Мф. 22:37)».

Далее Святейший Патриарх Кирилл продолжил:

«Мы, члены Церкви, призваны свидетельствовать о том, что бессмысленно строить жизнь человека и общества без Бога. Противостоять подобным умонастроениям мы сможем только в том случае, если будем хранить в своих сердцах живую и искреннюю веру — веру, которая действует любовью (ср. Гал. 5:6). Такая вера будет нашим постоянным исповеданием Христа Спасителя и основанием наших повседневных дел, выходящих за пределы исполнения обрядовых обычаев».

 

Протоиерей Александр Федосеев, настоятель храма Животворящего Креста в с. Княжьи Горы Зубцовского района, член-корреспондент РАЕ

 

 

[1] Вишняков Н. М. Ржев: К истории города и района. — М.: Московский рабочий, 1969

[2] 1 Тим. 5: 8

[3] Святитель Филарет (Дроздов). Беседа в день тезоименитства благоверного Государя наследника цесаревича Великого князя Николая Александровича, 1858 г.

[4] Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский

[5] Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.

[6] Архив УФСБ по Алтайскому краю (Барнаульская о.). Д.24362

[7] Архив УФСБ по Алтайскому краю (Барнаульская о.). Д.24362

[8] Архив УФСБ по Алтайскому краю (Барнаульская о.). Д.24362

[9] Архив УФСБ по Алтайскому краю (Барнаульская о.). Д.24362

[10] Архив УФСБ по Алтайскому краю (Барнаульская о.). Д.24362

[11] Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т.1. Тверь: «Альба», 2000

[12] Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т.1. Тверь: «Альба», 2000.

[13] Архив УФСБ по Алтайскому краю (Барнаульская о.). Д.24362

[14] Архив УФСБ по Республике Марий-Эл. Д.3841.

[15] Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.

[16] Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.

[17] Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.

[18] Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.

[19] Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.

[20] Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.

[21] Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.

[22] М. А. Польский. Новые мученики российские

[23] Патриарх Кирилл: пример новомучеников должен изучаться в школах 27.01.2014

[24] Елисеев А. Социализм с русским лицом

[25] Там же

[26] Святейший Патриарх Кирилл: «За 300 лет правления династии Романовых Русь стала великим государством» 6 марта 2013 г.

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели